Ремонстрация и кальвинизм в сравнении

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Геолог
    Ветеран

    • 01 March 2013
    • 4886

    #1

    Ремонстрация и кальвинизм в сравнении

    Пять статей Ремонстрации и Синода Дорта в сравнении.
    В многовековой истории христианской Церкви есть важный период Реформации, когда церковная и светская жизнь в Европе подверглась значительным преобразованиям. В этом периоде особо заметными были фигуры реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли. В результате в противовес католичеству образовались лютеранские и реформаторские протестантские христианские церкви. В среде реформаторских церквей особо заметен был спор ремонстрантов и кальвинистов по основополагающим статьям их вероучения. Этот спор вылился в выработку пяти статей ремонстрантами и принятием, в противовес им, пяти статей на Дортском синоде кальвинистами. Эта работа направлена на сравнение этих статей между собой, а также их оценку во свете учения Библии. Сергей Санников в своей статье предполагает что со временем статьи ремонстрации были подвергнуты искажению со стороны кальвинистов [1]. Поэтому нас будет интересовать только классическое учение ремонстрантов и кальвинистов.
    Первая статья. Предопределение.
    Рассмотрим вначале взгляд ремонстрантов, затем кальвинистов и сравним их взгляды, сделав выводы. Вот вкратце первая статья Ремонстрации: Бог, вечным и неизменным замыслом в Иисусе Христе, Сыне Его, до основания мира, постановил из падшего греховного рода человеческого спасти во Христе, ради Христа и через Христа тех, кто, благодатью Духа Святого,уверует в Сына Его Иисуса и устоит в этой вере и повиновении веры, через эту благодать, до самого конца; и, с другой стороны, оставить неисправимых и неверующих во грехе и подверженными гневу, и осудить их как враждебных Христу[2]. Пикирилли пишет:
    «На основании Своего знания всех возможностей Бог выбрал и предназначил течение событий, которое пожелал привести в действие, течение событий, включающих в себя допустимые, которые Он не сделал и не делает так или иначе неизбежными. По отношению к избранию и осуждению, таким образом,предопределение не является основой предведения; библейский порядок таков: сначала предведение, потом предопределение (Рим. 8:29)»[3].
    Итак, предопределение Божье с точки зрения арминиан это то, что сделал Бог в вечности в Иисусе Христе избрав ко спасению тех, кто уверует и пребудет до конца в своей вере. А других, которые не уверуют и будут противиться Христу, оставит без исправления во грехе и стало быть на гнев и осуждение. Божье всеведение является основой этого избрания от вечности.
    Теперь взгляд кальвинистов. Это учение о безусловном избрании. Это означает, что избрание предопределенного основывается не на Божьем предвидении ответа конкретного человека на предложение о спасении, а только на непостижимой Божьей воле. Бог суверенен и на Его избрание ничто не может повлиять. Избирает ли Он ко спасению человека, или избирает оставить на осуждение в любом случае Он прославляется. Августин, явный приверженец доктрины предопределения говорил:
    «Не только объективная работа Христа во спасение, но и человеческий отклик на эту работу исходят как таковые от Бога. Другими словами, спасение дается исключительно через благодать».
    Даже вера рассматривается не как добрый поступок человека, но как благодатная работа Бога. Поэтому кальвинист уверен что всё что происходит, происходит согласно Божественному замыслу; кто спасается, спасается потому что Бог этого пожелал; кто погибает тоже погибает соответственно Его замыслу [4]. В этой модели предопределения кажется что человек подобен роботу. И если человек идёт так как Бог определил, то какова ответственность тех кто спасается или осуждается? Не несёт ли в таком случае ответственность за всё тоже Бог? Рамки ответственности Бога и человека чётко не определены. Возможно это относится к непостижимой тайне?
    Какие выводы можно сделать по первой статье? Из сравнения видно, что позиция арминиан более обоснованна тем, что выдвигает тезис «христоцентричности избрания» и делает акцент на Божьем всеведении того кто будет веровать а кто нет, ещё прежде создания мира. Тут воля человека видна и учитывается при избрании Божьем. Во всяком случае воля человека достаточно свободна в выборе веровать в Христа или нет. А также суверенность Бога и Его всеведение ничуть не подвергаются сомнению. В учении же кальвинистов чувствуется некий рок.
    Хотелось бы сказать по вопросу предопределения и тем и другим, что Павел употребляя это понятие, всегда использует цель Божью при предопределении. «Быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29). «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:4,5). Образ Сына и усыновление в данных стихах суть одно. И произойдёт это не в нашем времени, но в вечности: «И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8:23). Усыновление и искупление тела нашего будет при Пришествии Христа. Значит, предопределение Божье исходит из вечности и цель имеет в вечности, а не во времени. То есть Божье предопределение в таком случае является источником вдохновения и прославления Бога для святых, а не предметом различных спекуляций насчёт богоизбранности одних и отвержения других. С высказыванием ремонстрантов что Божье предведение сначала а потом предопределение, мы тоже позволим себе не согласиться. И то и другое вполне может идти одновременно то есть в ногу, потому что «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).
    Вторая статья. Кого касается искупление Христа?
    Ремонстранты: «Соответственно, Иисус Христос, Спаситель мира, умер за всех людей и за каждого человека, так что добился для всех них Своей смертью на кресте искупления и прощения грехов; однако действительно никто не наслаждается этим прощением грехов, кроме верующего».[5] Снова мы видим акцент на вере человека любого, который поверит во Христа. Хотя понятие искупления немного отличается от понятия прощения. Искупление это возвращение Богу своего, то есть того чего Он лишился ранее через грехопадение человека. В Библии мы читаем что «Бог не желает чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9) и «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Ключевые слова в этих стихах «желает», «хочет» и «все». Желание и воля Бога не есть некий бесполезный вздох, но подкрепленный конкретными действиями по искуплению этих всех. «Все» это все люди, а не только избранные. Об этом свидетельствуют и другие места из Нового Завета: 1 Ин. 2:2 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».1 Тим. 2:6 Христос предал «Себя для искупления всех». (В особенности это следует связать с 1 Тим. 2:4, о котором говорилось выше.) Евр. 2:9 «Иисус вкусил смерть за всех». Ин. 3:16-18 «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего... чтобы мир спасен был чрез Него». 2Кор. 5:14,19 «Один умер за всех». «Бог во Христе примирил с Собою мир». (Сравните с 2 Кор. 5:18.) Рим. 5:18 «Правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Тит. 2:11 «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»[6]. Это действительно сильные места на этот счёт.
    Кальвинисты говорят об ограниченном искуплении, то есть что Христос умер только за избранных. Сам Кальвин не говорил об ограниченном искуплении.[7] И действительно логика в связи, что если верен первый пункт о безусловном избрании, то также верен второй пункт что искупление должно быть ограниченным, есть. Только вот верны ли эти пункты? Кальвинисты ссылаются на места Писания, которые определённо суживают группу тех за кого умер Христос. Мф. 1:21 «Он спасет людей Своих от грехов их». Ин.15:13 Он положил душу свою за друзей Своих. Ин. 10:15 Он жизнь Свою полагает за овец. Еф. 5:23-26 Он возлюбил Церковь и предал Себя за Церковь. Деян. 20:28 Он приобрел Себе Церковь Кровию Своею. Мф. 20:28 (Мк. 10:45) Он отдал душу Свою для искупления многих. Мф. 26:28 Кровь Его за многих изливается во оставление грехов. Тит. 2:14 Он дал Себя за нас, чтобы избавить нас. Рим. 8:32 Бог предал Сына Своего за всех нас (и это «всех нас» соответствует «избранным Божиим» в Рим. 8:33).[8] Арминиане отвечают на это тем, что утверждения о том, что Христос умер за эту конкретную группу людей, не говорят что Он умер только за них и такие отрывки не исключают универсальности. В Гал.2:20 Павел говорит что Христос «предал Себя за меня». Это конечно не означает что только за одного Павла.[9] Пикирилли так подытоживает возражения арминиан:
    «Арминиане считают, что Христос умер ради обеспечения спасения всех, и это обеспечение действенно только по отношению к тем, кто верит, что также было частью замысла Божьего. Конечно, замыслу Божьему нельзя противиться. Он замыслил обеспечить для всех спасение во Христе, которое применено только к верующим. Вот что на самом деле получается. Его замысел не искажен. Только таким образом, в самом деле, замысел Божий по поводу людей мог свершиться: каждый человек должен был обладать свободой воли, чтобы принять Христа или отвергнуть Его. И я буду настаивать в следующей главе, что человек не может отвергнуть Христа, Который не умирал за него.»[10]
    Сделаем выводы. Позиция арминиан и в этом пункте выглядит предпочтительней. Вместо того чтобы как кальвинисты утверждать недоказуемое, что Бог только ради ограниченного числа искупленных послал умирать Христа, а остальные из Его творения не важны для Него, они говорят на основании Писания что сердце Бога достаточно широко чтобы вместить весь мир и всех людей, а потому Христос и за них проливал Свою кровь ибо Бог хочет спасения всех. Бог действительно хочет быть Богом всех своих созданий и для этого выкупил всех людей, чтобы вернуть Себе потерянное. Бог, как утверждают арминиане, обеспечил спасение во Христе для всех, но только тот кто поверит воспользуется этим благом. Также следует добавить на этот счёт, что эта статья носит как бы провозгласительный характер. Своего рода манифест. «Я умер за тебя» - говорит Иисус грешнику. «Иисус умер за грешника» - говорим мы людям. А в мире все люди грешники. И каждый абсолютно человек на земле должен, услышав это, подумать, что Иисус это сделал и за него. А не только за предположительных избранных, которые собраны молящимися где то в церквах. Нам трудно представить президента например Америки, который после победы на выборах в своей речи говорит: «Я президент не всей Америки, а только тех, кто голосовал за Меня». Почему же в отношении Царя царей должно быть сказано как то иначе и что Он не является Господом всех? С моральной точки зрения не вполне приемлемо такое утверждение кальвинистов. Потому некоторые из них нарушают классическое прочтение этой статьи и говорят что искупление Христово всеобще.
    Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
    (Пс. 118:95)
  • Akella
    Временно отключен

    • 22 August 2016
    • 4701

    #2
    Кальвинисты не видят смысла в слове ''предузнал'', ибо их предопределение независимо от предузнания. А арминиане как раз основывают предопределение на этом ''предузнании'', как на условии предопределения. ''И которых предузнал, тех и предопределил''.
    В рамках библейско-протестантского мировозрения этот спор не разрешить. Такие тексты можно понять только обратившись к филологическому семантическому анализу слов и посмотрев на них с совершенно с другой стороны. Кальвинисты ближе к сути, но не дотягивают и устраняют предузнание, как лишнее. Арминиане воздают дань предузнанию, однако убивают суверенитет Отца в пользу человека.

    Р.s. Но протестантизм, да и вообще вся ортодоксия, искусствеенно создала некое специфичное рафиннированное поле (библейское, систематическое или патристическое богословие), в рамках которого спор неразрешим. Только оставив эти парадигмы мышления можно прикоснуться к пониманию этого вопроса ранним христианством. Однако преодоление этой косности дело не сегодняшнего дня.
    Последний раз редактировалось Akella; 22 April 2017, 06:19 PM.

    Комментарий

    • Амплий
      Участник

      • 13 August 2012
      • 324

      #3
      Геолог! Зачем вы, будучи арминианином, берётесь быть "беспристрастным" арбитром в споре с кальвинистами? Ну, как-то, не так... Два вопроса к вам: по вашему мнению, сколько времени прошло между предузнанием и предопределением(вы пишете о "библейской последовательности", я, думаю, что это одномоментно, что естественно для ВсеЗНАЮщего Бога, это Его сущность!
      И второй вопрос: всех ли Бог любит?

      Комментарий

      • Геолог
        Ветеран

        • 01 March 2013
        • 4886

        #4
        Сообщение от Амплий
        Геолог! Зачем вы, будучи арминианином, берётесь быть "беспристрастным" арбитром в споре с кальвинистами? Ну, как-то, не так... Два вопроса к вам: по вашему мнению, сколько времени прошло между предузнанием и предопределением(вы пишете о "библейской последовательности", я, думаю, что это одномоментно, что естественно для ВсеЗНАЮщего Бога, это Его сущность!
        Вы не поняли меня потому что наверное не дочитали по первой статье.
        я точно так же как и Вы считаю что Божье предузнание и предопределение шли одновременно и взаимозависимо.
        То есть "в ногу" как я написал.

        И второй вопрос: всех ли Бог любит?
        Хороший вопрос.
        Провокационный
        Но от меня как от проповедника Вы не услышите другого: "Бог любит всех".
        Взгляните:
        "Ибо так возлюбил Бог мир что отдал Сына Своего Единородного..."
        Но в церкви я могу обращаться к людям "Возлюбленные!".
        Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
        (Пс. 118:95)

        Комментарий

        • Геолог
          Ветеран

          • 01 March 2013
          • 4886

          #5
          Сообщение от Akella
          Кальвинисты не видят смысла в слове ''предузнал'', ибо их предопределение независимо от предузнания. А арминиане как раз основывают предопределение на этом ''предузнании'', как на условии предопределения. ''И которых предузнал, тех и предопределил''.
          На мой взгляд и те и другие не раскрывают всей правды.
          Предопределение Божье это,согласно Павлу, совсем не то что проповедуют кальвинисты сейчас или раньше без разницы.
          И предопределение у ремонстрантов вместе с Арминием оказывается не далеко от яблони укатилось.

          А предузнание как понятие говорит само за себя, но также включает аспект познания, только прежде.
          Если понятно о чём это?
          Мы познаны Им. Это истина не для слабых умов.

          В рамках библейско-протестантского мировозрения этот спор не разрешить.
          Согласен.

          Такие тексты можно понять только обратившись к филологическому семантическому анализу слов
          Думаю что и этого не достаточно будет.
          и посмотрев на них с совершенно с другой стороны.
          Согласен.
          Что я лично и делаю, подвергая отрывок Павла о предопределении литературному анализу.
          Павел говорит предельно возвышенной речью в Рим.8:29-30. А потому подход должен быть нетривиальный.
          Нужно всё разложить по полочкам

          Кальвинисты ближе к сути, но не дотягивают и устраняют предузнание, как лишнее. Арминиане воздают дань предузнанию, однако убивают суверенитет Отца в пользу человека.
          Я и говорю что мы сейчас тут наспех не решим это. Но попадём в ту же ловушку что и они.
          Р.s. Но протестантизм, да и вообще вся ортодоксия, искусствеенно создала некое специфичное рафиннированное поле (библейское, систематическое или патристическое богословие), в рамках которого спор неразрешим. Только оставив эти парадигмы мышления можно прикоснуться к пониманию этого вопроса ранним христианством. Однако преодоление этой косности дело не сегодняшнего дня.
          Очень спорно и сомнительно, если только не претенциозно с Вашей стороны.
          То есть говоря "оставить парадигмы" Вы если не предложите новой, то впереди будет тупик.
          Значит, Вы что то имеете ввиду.
          Я также ратую за возврат к первохристианству, к первоисточнику и традиции раннего христианства.

          Но традиция эта была в определённое время утрачена и уже ученики Апостолов не понимали Апостолов и их писания.
          Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
          (Пс. 118:95)

          Комментарий

          • Геолог
            Ветеран

            • 01 March 2013
            • 4886

            #6
            Третья статья. Порочность человека и благодать Божья.
            Ремонстранты: « Человек не обладает спасительной благодатью сам по себе, не обладает он и энергией свободной воли, так как сам он, находясь в состоянии отступничества и греха, не может ни помыслить, ни пожелать, ни сделать ничего воистину благого (а спасительная вера таковою и является); но он должен быть рожден свыше от Бога во Христе, через Духа Святого, должен испытать возрождение понимания, наклонностей, воли и всех своих сил, чтобы он мог правильно понимать, думать и делать то, что воистину хорошо».[11] Арминиане считают что человек полностью греховен и нуждается в благодати Божьей для спасения. Все люди наследуют первородный грех от Адама и Евы и природа их испорчена грехом. То есть Арминиане не идут путем Пелагия, но скорее путём Августина в этом вопросе. Значит, никакой человек не может свободно захотеть избрать Бога, если только Дух Святой не побудит его к этому. Человек полностью греховен и полностью неспособен к чему то доброму в глазах Бога.[12] Арминий говорит: «В этом состоянии свободная воля человека, направленная к подлинному благу, не только ранена, искалечена, нетверда, согнута и ослаблена; она также скована, разрушена, уничтожена. Его силы не только ослаблены и бесполезны, если им не поможет благодать; у него вообще нет сил, кроме данных благодатью Божьей.[13] Поблему этой греховности решает по мнению Арминия «предваряющая благодать», которая предшествует благодати возрождающей. И если человек не сопротвляется ей, то она ведёт его к возрождению. Эта благодать «отверзает сердце» человека, слушающего Слово (Деян.16:14) и является как бы толчком к пониманию с помощью которого человек затем может сделать сознательный выбор в пользу принятия Слова или его отвержения.[14] Вот как Пикирилли поясняет один из аспектов этой предваряющей благодати:
            « Она тесно связана с рождением свыше, так как неизбежно ведет к нему, за исключением тех случаев, когда человек решительно сопротивляется. Так богословы древности говорили о «позывах к возрождению », имея в виду те толчки, которые движут человека к рождению свыше (но не являются им). Так Арминий говорил о людях, которые «чувствуют позывы Духа Святого, свойственные как подготовке, так и самому рождению свыше, но люди эти еще не рождены заново».[15] Павел фессалоникийцам пишет об этом Божьем призыве через проповедь Слова Апостола: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2Фесс. 2:13,14). Тут присутствует всё и избрание Божье, и проповедь Евангелия Апостолами им, и призыв Божий как средства предварительной благодати и наконец вера фессалоникийцев истине, которая в свою очередь открывает им доступ к прославлению со Христом в будущем, то есть вечной жизни. Так же похож на этот отрывок и отрывок из Ин.5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» (Ин.5:24). Тут также присутствует Слово, которое проповедует Иисус, вера тех кто слышит это Слово, и результат такой веры уже переход от осуждения к оправданию и жизни, а в конечном итоге к получению жизни вечной. Процесс уверования с помощью средств Божьей предваряющей благодати и призыва через Слово показан отчётливо. И результат этой веры и этого перехода от смерти к жизни показан также ясно уверенность в жизни вечной. В Евангелии Иоанна подобных примеров множество.
            Но сама вера, как утверждают ремонстранты, не является основанием оправдания, но приводит к оправданию и спасению. И вера человека сама по себе не является заслугой человека в деле спасения. Спасение совершил Христос. Но чтобы человек поверил, необходимо из вне действием предваряющей благодати Божьей наделение его такой способностью свободно выбрать поверить во Христа, предварительно убедившись в Благой Вести через воздействие Духа Святого на его сердце. Только тогда грешник будет способен уверовать во Христа и возродиться.[16] Вот такое замысловато-обусловленное применение спасения предлагают арминиане. Но как видим оно вполне согласуется с описанным в Писании.
            Теперь кальвинистский взгляд на порочность человека и благодать Божью в деле спасения. Этот пункт в кальвинизме звучит как «полная испорченность». То есть греховность падшего человека полная и он не свободен в своей воле избирать доброе. Если даже в очень выгодном свете представить благо спасения во Христе грешнику, он не хочет и не может принять его по своей природе. Поэтому, для применения спасения должна совершиться работа благодати, которая «против» воли человека сверхъестественным способом преодолевает его естественное сопротивление. И чтобы спастись человеку необходимо родиться свыше, чтобы начать верить.[17] Адам и Ева от сотворения их были добрыми и свободными, но первородный грех вверг их и всё их потомство в рабство греха и смерти. Испортилась вся природа человека. И эта испорченность передаётся по наследству. Всё человечество каким то образом становится виновным в первородном грехе и стало быть подпадает под осуждение Божье.[18] Для решения этой проблемы жизненна важна роль рождения свыше, то есть мгновенного сверхъестественного воздействия на душу человека Духа Божьего. Это новое рождение не требует от человека веры, потому что человек сам себя воскресть не может, будучи мёртв. И не требует по началу Слова Божьего. Рождение свыше связано с обращением и может протекать с ним одновременно либо предшествовать ему. Рождение свыше происходит неосознанно, а обращение сознательно и включает в себя покаяние и веру.[19] Вера это семя заронённое внутрь человека при рождении свыше. Сначала рождение свыше а потом идёт вера. О рождении свыше через веру в Библии нигде не говорится.[20]
            Выводы по этой очень интересной статье. Логика и смысл есть и у арминианской модели применения спасения и в кальвинистском «порядке спасения». Но если арминиане отдают должное место некой предваряющей благодати, которая сотрудничает с человеком до того состояния пока он становится способным сделать сознательный выбор своей верой в пользу Христа, то кальвинисты более категоричны в том что львиную долю в применении спасения делает Бог а не сам человек. От человека даже проявление веры не зависит, пока её Бог не бросит как семя в сердце человека. Всё же рождённый свыше по благодати и воле Бога человек способен далее обратиться в покаянии и вере, что делает он сознательно. Но непонятно каково это самому человеку ждать и не обращаться пока он не ощутит в сердце дар веры и плоды рождения свыше в своей жизни? Ведь согласно мнению кальвинистов именно таков порядок спасения. Так можно прождать в ожидании до конца жизни. Также насчёт мнения что рождение свыше не зависит от верования во Христа. Это прямо противоречит, на наш взгляд, Ин.3:15-16 где говорится о вере в контексте именно объяснения Христом Никодиму вопроса рождения свыше. Взглянув с верой на распятого Христа, человек возрождается и ему открывается вход в жизнь вечную. Поэтому действие предваряющей благодати Божьей, сознательного выбора веры человека и затем по вере рождение свыше, переход от смерти в жизнь и перерождение естества человека выглядит предпочтительнее во свете многих мест Писания, нежели произвольный рок действия благодати над безвольным в своих грехах человеком. К тому что предпочтительнее и более здравой выглядит гипотеза применения спасения у ремонстрантов, всё же хочется сказать по поводу полной порочности человека, которую признают и кальвинисты и арминиане. Библия в первых главах Бытия отнюдь не говорит что с грехопадением первых людей все люди утратили образ Божий в себе. А именно такое складывается впечатление когда читаешь выводы о грехопадении у кальвинистов и арминиан. Напротив, в 5 главе подчёркивается, что Бог создал людей по образу Своему а в Быт.9:6 это снова повторяется как действующая реальность. Так что эти вопросы необходимо детальнее исследовать и уточнять, а не клеймить первородным грехом весь род человеческий. Проклятие затронуло в большей мере физические стороны в естестве человека а не духовные, кроме пожалуй того, что человек уже лишился славы Божьей. Да человек стал подвержен греху в большей степени и смерти, но способности нести образ Божий и владычествовать над миром человек не утратил. В остальном же, в порядке как человек спасается и в действенности сознательной веры при призыве Божьем в человеке, предпочтительнее точка зрения арминиан. Даже становится немного понятнее почему на синоде в Дорте арминианам заграждали уста и не давали высказаться председательствующие там кальвинисты. Всё же в этом пункте и кальвинисты и ремонстранты при желании могли бы найти ещё больше точек соприкосновения и избегать открытого конфликта, потому как и вера человека и мягкая благодать присутствует в завуалированном виде и у кальвинистов. А у ремонстрантов действие предваряющей благодати почти аналогично последствиям рождения свыше у кальвинистов. То есть почвы для принципиальных разногласий в этом пункте по сути и нет. Возможно, все разногласия проистекают из недостаточной ясности понятий и терминов.
            Четвёртая статья. Одолима ли благодать?
            Ремонстранты: «В этой благодати Божьей лежит начало, продолжение и завершение всего блага до такой степени, что сам рожденный свыше человек без препятствий или помощи пробуждающего, зовущего и сопутствующего действия благодати не может ни подумать, ни пожелать, ни сделать ничего хорошего, ни противостоять злым искушениям; так что все добрые дела и поступки, которые мы видим, должны быть приписаны действию Божьей благодати во Христе. Но, как показывает образ действия благодати, она не является неотразимой, так как о многих написано, что они отвергли Духа Святого».[21] Пикирилли пишет по поводу этой статьи:
            «Четвертая статья продолжает третью, но добавляет еще один важный момент: божественная благодать действует так, что человек вполне может сопротивляться ей. Она не овладевает человеком, не подчиняет себе его свободу. Это противостоит кальвинистскому взгляду на непреодолимость спасительной благодати».[22]
            Мнение кальвинистов. Р.Спроул пишет по поводу неотразимой благодати:
            «Мы говорим что Божьей благодати можно противиться в том смысле, что у нас хватит на это способностей. Неотразимой же мы называем её потому, что она всегда достигает намеченных целей, воплощая задуманное Богом. Поэтому я предпочитаю термин effectual grace, то есть действенная благодать А мог ли Лазарь остаться в гробнице после того как Иисус повелел ему выйти оттуда? Иисус воззвал: «Лазарь, иди вон!». И тот поднялся из гроба. Когда Бог творит, Он являет силу, присущую лишь Ему одному. Только Он может сотворить из ничего нечто и из смерти жизнь».[23]
            Если так понимать неодолимость благодати, как предельную целеустремлённость её, которая захватывает человека своей позитивностью, то это выглядит и здраво и намного разумнее, чем обычно понимается. Всё же как быть с тем что по словам арминиан в Писании есть примеры противления Духу Святому? Конечно есть. Но значит ли это что в ответ на противление человека грехом и угашением Духа Святого благодать Божья не достигает своих целей? Достигает, и при том в ещё больших масштабах. И напротив, подчёркивание в вероучительной статье противления намерениям благодати у ремонстрантов служит плохую службу славе Божьей. Божья благодать больше и сильнее чем любой грех и всеобщее противление Духу Святому. «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Тут мы видим явно не пораженческое положение благодати в мире, о чём свидетельствует слово «преизобиловать». В этом плане кальвинисты выглядят предпочтительнее, чем ремонстранты в основном из-за более оптимистического отношения к благодати. Оптимизм подкупает и если мы вспомним свой опыт обращения, то должны признать, что благодать Божья достигла в нас своих целей скорее не благодаря, а вопреки нашему отношению к Слову Божьему. Но как насчёт отдельной личности? Мы знаем, что Бог насильно никого не принуждает любить Его и потому у человека остаётся возможность заглушить голос призыва Господня и отвергнуть его.
            Пятая статья. Отпадение от благодати.
            Ремонстранты: «Те, кто соединился со Христом в истинной вере и таким образом разделил с Ним Его животворящего Духа, обладают всей полнотой силы, чтобы бороться против сатаны, греха, мира и их собственной плоти и одержать победу; вполне понятно, что и это происходит при помощи благодати Духа Святого; и Иисус Христос помогает им через Духа во всех искушениях, простирает к ним руки, если они готовы к бою и желают Его помощи, если они не пассивны, и предохраняет их от падения, и в таком состоянии никакая сатанинская сила и хитрость не могут сбить их с толку или вырвать из рук Христовых... Но могут ли они по небрежности отречься от начатой жизни во Христе, снова вернуться к греховному миру, отвернуться от святого учения, им переданного, утратить совестливость и лишиться благодати, должно быть более детально выведено из Священного Писания, прежде чем мы сами сможем учить этому с полной сознательной убежденностью." [24] Это вопрос потери спасения как говорят или отпадения от благодати. Ремонстранты очень осторожно подошли к этому вопросу и прямо не заявляли, что верующий может погибнуть или утратить спасение. Однако видится, что возможность такую они всё таки допускали. Эта статья как может показаться на первый взгляд выказывает некую неуверенность ремонстрантов, как бы боязнь перед крайне оптимистической статьёй кальвинистов прослыть христианами с упадническим настроением. Но вероятно это не так. Вот слова Арминия:
            «Хоть я открыто и искренне утверждаю, что никогда не учил, будто подлинный верующий может полностью и окончательно отпасть от веры и погибнуть, я не скрываю и того, что некоторые фрагменты Писания, как мне кажется, намекают на такую возможность, и те возражения на них, которые я имел возможность видеть, недостаточно убедительны, по моему мнению».[25]
            Места Писания, говорящие о возможном отступничестве: Евр.6:4-6, 2Пет.2:18-22, Мф.25:26-30, Откр.3:16. Кальвинисты же в основном опираются на обещания данные в Евангелии Иоанна, особенно Ин.10:28-29. Вывод. У кальвинистов на наш взгляд уж очень смелый оптимизм, несмотря на частые предупреждения об отступничестве в Писании. То что Бог верен в Своих обещаниях не исключает неверность человеческую. Хотя последняя не может уничтожить первую.
            Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
            (Пс. 118:95)

            Комментарий

            • Akella
              Временно отключен

              • 22 August 2016
              • 4701

              #7
              Насчет различия между неотразмой и действенной благодати.
              Является ли неотразимая благодать действенной? Конечно. А является ли действенная благодать неотразимой? Увы, нет. Получается, что действенная благодать сотрудничает с человеческой волей, а это значит спасает не только действенная благодать, но и сам человек себя спасает принятием ее. Тогда это уже и не благодать.

              Комментарий

              • Akella
                Временно отключен

                • 22 August 2016
                • 4701

                #8
                Сообщение от Геолог
                На мой взгляд и те и другие не раскрывают всей правды.
                Предопределение Божье это,согласно Павлу, совсем не то что проповедуют кальвинисты сейчас или раньше без разницы.
                И предопределение у ремонстрантов вместе с Арминием оказывается не далеко от яблони укатилось.

                А предузнание как понятие говорит само за себя, но также включает аспект познания, только прежде.
                Если понятно о чём это?
                Мы познаны Им. Это истина не для слабых умов.


                Согласен.


                Думаю что и этого не достаточно будет.

                Согласен.
                Что я лично и делаю, подвергая отрывок Павла о предопределении литературному анализу.
                Павел говорит предельно возвышенной речью в Рим.8:29-30. А потому подход должен быть нетривиальный.
                Нужно всё разложить по полочкам

                Я и говорю что мы сейчас тут наспех не решим это. Но попадём в ту же ловушку что и они.

                Очень спорно и сомнительно, если только не претенциозно с Вашей стороны.
                То есть говоря "оставить парадигмы" Вы если не предложите новой, то впереди будет тупик.
                Значит, Вы что то имеете ввиду.
                Я также ратую за возврат к первохристианству, к первоисточнику и традиции раннего христианства.

                Но традиция эта была в определённое время утрачена и уже ученики Апостолов не понимали Апостолов и их писания.
                Смена парадигм, это, конечно же, здорово. Но кто же на такое способен? Мы ведь, как пиявки, присосались к этим парадигмам, и чуть что не так, выпускаем когти и клыки, защищая наши старые добрые парадигмы. Вон сколько труда и старания к ним приложено, судя по постам! Вы хотите возврата в первохристианство? Думаете, Вы его сможете узнать, когда встретите? Я уже подорвался на некоторых его минах и поверьте, счастья это моей многоклеточной флоре и фауне не приносит, а приносит ей боль и ужас, а кому и что приносит не для ушей свиней и псов. Первохристианство противно нюху и вкусу современной ортодоксии. Так всегда было. Держитесь подальше от этих ужасов. И даже если Вы смелый, первые ноты и аккорды заставят Вас поднять много шума, чтобы все удачно заглушить. Современное иудео-ортодоксальное христианство сделает (или уже сделало) вашу жизнь тихой и блаженной. Оно же Вас удовлетворяет в полноте, не так ли?
                Лучше вдохновитесь вот такими ''шедеврами'':
                Карри Блэйк - ''На каком ты корабле?'' - 23.04.2017 - Киев Церковь Еммануил
                Красота, не так ли? Вдохновляет каждую клеточку, а?

                И извините за такой апломб. Я никак не смог эту заразу отклеить. Липкая, зараза.
                Последний раз редактировалось Akella; 23 April 2017, 07:15 PM.

                Комментарий

                • Амплий
                  Участник

                  • 13 August 2012
                  • 324

                  #9
                  Сообщение от Геолог
                  Хороший вопрос.
                  Провокационный
                  Но от меня как от проповедника Вы не услышите другого: "Бог любит всех".
                  Взгляните:
                  "Ибо так возлюбил Бог мир что отдал Сына Своего Единородного..."
                  Но в церкви я могу обращаться к людям "Возлюбленные!".
                  Я понимаю, что говорить "Бог любит всех" - так легче жить... Но как быть со стихами Писания: Мтф. 7:6, Мк. 4:11-12, 2Пт. 2-14, Иуд. 4. И как вам удаётся изменить Бога, который, вообще-то, не изменяется? «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.» /Псалтирь 10:5/. Я думаю, что вы знаете, "нечестивый" и "грешник", синонимы. Вчитайтесь в Ин. 3:16, где "верующий... не погиб", а остальные объекты "божьей" любви(это ж, додуматься только!) на вечную погибель. И опять у вас изменяемый Бог,коварный Бог, любил-любил... и бросил, и куда бросил!?

                  Комментарий

                  • Геолог
                    Ветеран

                    • 01 March 2013
                    • 4886

                    #10
                    Сообщение от Амплий
                    Я понимаю, что говорить "Бог любит всех" - так легче жить... Но как быть со стихами Писания: Мтф. 7:6, Мк. 4:11-12, 2Пт. 2-14, Иуд. 4. И как вам удаётся изменить Бога, который, вообще-то, не изменяется? «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.» /Псалтирь 10:5/. Я думаю, что вы знаете, "нечестивый" и "грешник", синонимы. Вчитайтесь в Ин. 3:16, где "верующий... не погиб", а остальные объекты "божьей" любви(это ж, додуматься только!) на вечную погибель. И опять у вас изменяемый Бог,коварный Бог, любил-любил... и бросил, и куда бросил!?
                    Что значит быть в Завете и быть далеким от Завета с Богом знаете?
                    Отсюда и разница.

                    Не мешайте всё в кучу.
                    Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
                    (Пс. 118:95)

                    Комментарий

                    • Геолог
                      Ветеран

                      • 01 March 2013
                      • 4886

                      #11
                      Заключительные выводы.
                      Пять статей ремонстрантов по отдельности и как система выглядят более убедительными по сравнению с пятью статьями Дортского синода. Хотя нельзя сказать что та или другая система безукоризненна. Всё же четыре пункта из пяти кальвинистов уступают соответственным статьям ремонстрантов в их обоснованности Писанием. Следует сказать в пользу системы кальвинистов что она выигрывает в плане необычайного оптимизма и уверенности в силе благодати Божьей. И с человеческой точки зрения такой взгляд подкупает психологически. Но если бы этот оптимизм был так же широко подкреплён и Писанием. Напротив, ремонстранты очень осторожны в своём стремлении обеспечить человеку свободу выбора принятия или отвержения благодати Бога, что от их системы веет пессимизмом и упадничеством. Как устранить эти проблемы? Ответ кроется в более тщательном изучении не только вопросов сотериологии, но и теологии, антропологии и эсхатологии Библии в их взаимосвязи.
                      Примечания:
                      [1] Санников Сергей статья «Пять пунктов Ремонстрации и TULIP» стр.2-6
                      [2] Пикирилли Роберт, «Кальвинизм, арминианство и богословие спасения» Библия для всех, СПб 2002г. стр.21
                      [3] Там же стр.53
                      [4] Там же стр.31
                      [5] Там же стр.21
                      [6] Там же стр.137
                      [7] Там же стр.113
                      [8] Там же стр.115
                      [9] Там же стр.115
                      [10] Там же стр.126-127
                      [11] Там же стр.21-22
                      [12] Там же стр.182
                      [13] Там же стр.183-184
                      [14] Там же стр.187
                      [15] Там же стр.190
                      [16] Там же стр.221
                      [17] Там же стр.173
                      [18] Там же стр.174
                      [19] Там же стр.176-178
                      [20] Там же стр.180
                      [21] Там же стр.22
                      [22] Там же стр.22
                      [23] Спроул Р. «Избранные Богом», Мирт, СПб 2001г. стр.96
                      [24] Пикирилли стр.23
                      [25] Там же стр.239


                      Библиография:
                      1. Пикирилли Роберт, «Кальвинизм, арминианство и богословие спасения» Библия для всех, СПб 2002г.
                      2. Санников Сергей статья «Пять пунктов Ремонстрации и TULIP»
                      3. Спроул Р. «Избранные Богом», Мирт, СПб 2001г.
                      Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
                      (Пс. 118:95)

                      Комментарий

                      • Геолог
                        Ветеран

                        • 01 March 2013
                        • 4886

                        #12
                        Сообщение от Akella
                        Насчет различия между неотразмой и действенной благодати.
                        Является ли неотразимая благодать действенной? Конечно. А является ли действенная благодать неотразимой? Увы, нет.
                        Понятно. И какой вывод?
                        Неодолимой благодати не существует?

                        Получается, что действенная благодать сотрудничает с человеческой волей, а это значит спасает не только действенная благодать, но и сам человек себя спасает принятием ее. Тогда это уже и не благодать.
                        Всё равно благодать.
                        Синергия, слышали о таком?
                        И человек "совершает своё спасение"(Фил.2:12-13) и Христос явится за ожидающими Его во спасение (Евр.9:28).
                        Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
                        (Пс. 118:95)

                        Комментарий

                        • Геолог
                          Ветеран

                          • 01 March 2013
                          • 4886

                          #13
                          Сообщение от Амплий
                          Но как быть со стихами Писания: Мтф. 7:6, Мк. 4:11-12, 2Пт. 2-14, Иуд. 4. И как вам удаётся изменить Бога, который, вообще-то, не изменяется?
                          Псами и свиньями могут быть как отступники в среде народа Божьего, так и язычники.
                          Но Бог не изменяется с того времени, когда "прощая времена неведения повелел людям всем повсюду покаяться" (Деян.17гл)
                          Итак, Бог любит всех, если даже язычников приглашает в число Своего народа.
                          А николаитов да он ненавидит. То есть отступников в народе Божьем.
                          Их учение и соответственно дела.
                          «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.» /Псалтирь 10:5/. Я думаю, что вы знаете, "нечестивый" и "грешник", синонимы.
                          Тут праведный и нечестивый обитают в одном народе - народе Израиля.
                          А с приходом Иисуса Христа всё кардинально изменилось. Благая Весть глобализировалась.
                          Проповедь о любви Божьей идёт по миру и достигает всех народов.
                          А силлогизмы и кажущиеся противоречия должны бы научиться устранять если знаете Бога.
                          Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
                          (Пс. 118:95)

                          Комментарий

                          • Амплий
                            Участник

                            • 13 August 2012
                            • 324

                            #14
                            Сообщение от Геолог
                            Что значит быть в Завете и быть далеким от Завета с Богом знаете?
                            Отсюда и разница.

                            Не мешайте всё в кучу.
                            У меня создаётся впечатление, что вы не поняли о чём мой пост, или делаете вид, что не поняли, но тогда это лукавство... Разъясняю. Мой пост, о том, что Бог не любит всех и привёл примеры из Писания. Иуда пишет:«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.» /Иуды 1:4/. Понимаете, они предназначены издревле к осуждению, а не к любви и спасению. Следовательно, апостол, говоря о "всех", имеет ввиду спасение всех избранных прежде создания мира. И, ещё, вы сам постарайтесь быть в Завете, а где я - знает Бог, т. е. не судите и, если говорите со мной, аргументируйте, как прилично христианину...

                            Комментарий

                            • Геолог
                              Ветеран

                              • 01 March 2013
                              • 4886

                              #15
                              Сообщение от Амплий
                              У меня создаётся впечатление, что вы не поняли о чём мой пост, или делаете вид, что не поняли, но тогда это лукавство... Разъясняю. Мой пост, о том, что Бог не любит всех и привёл примеры из Писания. Иуда пишет:«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.» /Иуды 1:4/. Понимаете, они предназначены издревле к осуждению, а не к любви и спасению.
                              У Вас я вижу позиция ультракальвинизма в голове.
                              Если так то это печально.

                              Ещё раз. Вы вынуждаете меня говорить о предопределении.
                              Но в данной статье я не излагаю свою точку зрения на Божье предопределение и избрание.
                              Я лишь сравниваю точки зрения арминиан и кальвинистов.
                              В статье я упомянул что не согласен с позициями обоих.
                              Никто из живущих людей не предназначен изначально в погибели в озере огня вечного "уготованного диаволу и ангелам его" (Мф.25гл) Человек делает свой сознательный выбор в принятии или отвержении Иисуса Христа и на суде у престола Христова он затем узнает куда ему идти - направо или налево.
                              Остальное смоделировать на мой взгляд не так уж и сложно.
                              Нужна здравость в учении и неповреждённость.
                              И арминиане и кальвинисты к сожалению не дают исчерпывающих объяснений о Божьем предопределении. Отсюда и споры и беготня по замкнутому кругу.
                              Следовательно, апостол, говоря о "всех", имеет ввиду спасение всех избранных прежде создания мира.
                              Конечно всех избранных, потому что спасение через избрание происходит. Не избранные не спасаются к сожалению.
                              Это понятно должно быть.
                              Но у Вас смешение понятий наблюдается как у кальвинистов особенно и арминиан.
                              Искупление и избрание.
                              Искупил Христос Своей смертью всех.
                              Выкуп был уплачен за всех. Севершилось, уплачено сполна за весь мир. Кровь Христа драгоценна и она искупила весь род людской, чтобы Богу возвратить Своё.
                              Это понятно?
                              Но не все воспользуются.
                              И, ещё, вы сам постарайтесь быть в Завете, а где я - знает Бог, т. е. не судите и, если говорите со мной, аргументируйте, как прилично христианину...
                              Я нахожусь в Новом Завете иначе не говорил бы это.
                              Бог знает всё.
                              И Вас и меня знает.
                              Только вот и Вы и я познаны ли Им?
                              Свою аргументацию в статье по сравнению этих позиций я высказал. Не достаточно широко но всё же есть.
                              А свою аргументацию по вопросу предопределения Божьего я даже не начинал
                              Для этого вопроса чтобы его изложить нужна отдельная статья.
                              Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.
                              (Пс. 118:95)

                              Комментарий

                              Обработка...