Пять статей Ремонстрации и Синода Дорта в сравнении.
В многовековой истории христианской Церкви есть важный период Реформации, когда церковная и светская жизнь в Европе подверглась значительным преобразованиям. В этом периоде особо заметными были фигуры реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли. В результате в противовес католичеству образовались лютеранские и реформаторские протестантские христианские церкви. В среде реформаторских церквей особо заметен был спор ремонстрантов и кальвинистов по основополагающим статьям их вероучения. Этот спор вылился в выработку пяти статей ремонстрантами и принятием, в противовес им, пяти статей на Дортском синоде кальвинистами. Эта работа направлена на сравнение этих статей между собой, а также их оценку во свете учения Библии. Сергей Санников в своей статье предполагает что со временем статьи ремонстрации были подвергнуты искажению со стороны кальвинистов [1]. Поэтому нас будет интересовать только классическое учение ремонстрантов и кальвинистов.
Первая статья. Предопределение.
Рассмотрим вначале взгляд ремонстрантов, затем кальвинистов и сравним их взгляды, сделав выводы. Вот вкратце первая статья Ремонстрации: Бог, вечным и неизменным замыслом в Иисусе Христе, Сыне Его, до основания мира, постановил из падшего греховного рода человеческого спасти во Христе, ради Христа и через Христа тех, кто, благодатью Духа Святого,уверует в Сына Его Иисуса и устоит в этой вере и повиновении веры, через эту благодать, до самого конца; и, с другой стороны, оставить неисправимых и неверующих во грехе и подверженными гневу, и осудить их как враждебных Христу[2]. Пикирилли пишет:
«На основании Своего знания всех возможностей Бог выбрал и предназначил течение событий, которое пожелал привести в действие, течение событий, включающих в себя допустимые, которые Он не сделал и не делает так или иначе неизбежными. По отношению к избранию и осуждению, таким образом,предопределение не является основой предведения; библейский порядок таков: сначала предведение, потом предопределение (Рим. 8:29)»[3].
Итак, предопределение Божье с точки зрения арминиан это то, что сделал Бог в вечности в Иисусе Христе избрав ко спасению тех, кто уверует и пребудет до конца в своей вере. А других, которые не уверуют и будут противиться Христу, оставит без исправления во грехе и стало быть на гнев и осуждение. Божье всеведение является основой этого избрания от вечности.
Теперь взгляд кальвинистов. Это учение о безусловном избрании. Это означает, что избрание предопределенного основывается не на Божьем предвидении ответа конкретного человека на предложение о спасении, а только на непостижимой Божьей воле. Бог суверенен и на Его избрание ничто не может повлиять. Избирает ли Он ко спасению человека, или избирает оставить на осуждение в любом случае Он прославляется. Августин, явный приверженец доктрины предопределения говорил:
«Не только объективная работа Христа во спасение, но и человеческий отклик на эту работу исходят как таковые от Бога. Другими словами, спасение дается исключительно через благодать».
Даже вера рассматривается не как добрый поступок человека, но как благодатная работа Бога. Поэтому кальвинист уверен что всё что происходит, происходит согласно Божественному замыслу; кто спасается, спасается потому что Бог этого пожелал; кто погибает тоже погибает соответственно Его замыслу [4]. В этой модели предопределения кажется что человек подобен роботу. И если человек идёт так как Бог определил, то какова ответственность тех кто спасается или осуждается? Не несёт ли в таком случае ответственность за всё тоже Бог? Рамки ответственности Бога и человека чётко не определены. Возможно это относится к непостижимой тайне?
Какие выводы можно сделать по первой статье? Из сравнения видно, что позиция арминиан более обоснованна тем, что выдвигает тезис «христоцентричности избрания» и делает акцент на Божьем всеведении того кто будет веровать а кто нет, ещё прежде создания мира. Тут воля человека видна и учитывается при избрании Божьем. Во всяком случае воля человека достаточно свободна в выборе веровать в Христа или нет. А также суверенность Бога и Его всеведение ничуть не подвергаются сомнению. В учении же кальвинистов чувствуется некий рок.
Хотелось бы сказать по вопросу предопределения и тем и другим, что Павел употребляя это понятие, всегда использует цель Божью при предопределении. «Быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29). «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:4,5). Образ Сына и усыновление в данных стихах суть одно. И произойдёт это не в нашем времени, но в вечности: «И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8:23). Усыновление и искупление тела нашего будет при Пришествии Христа. Значит, предопределение Божье исходит из вечности и цель имеет в вечности, а не во времени. То есть Божье предопределение в таком случае является источником вдохновения и прославления Бога для святых, а не предметом различных спекуляций насчёт богоизбранности одних и отвержения других. С высказыванием ремонстрантов что Божье предведение сначала а потом предопределение, мы тоже позволим себе не согласиться. И то и другое вполне может идти одновременно то есть в ногу, потому что «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).
Вторая статья. Кого касается искупление Христа?
Ремонстранты: «Соответственно, Иисус Христос, Спаситель мира, умер за всех людей и за каждого человека, так что добился для всех них Своей смертью на кресте искупления и прощения грехов; однако действительно никто не наслаждается этим прощением грехов, кроме верующего».[5] Снова мы видим акцент на вере человека любого, который поверит во Христа. Хотя понятие искупления немного отличается от понятия прощения. Искупление это возвращение Богу своего, то есть того чего Он лишился ранее через грехопадение человека. В Библии мы читаем что «Бог не желает чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9) и «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Ключевые слова в этих стихах «желает», «хочет» и «все». Желание и воля Бога не есть некий бесполезный вздох, но подкрепленный конкретными действиями по искуплению этих всех. «Все» это все люди, а не только избранные. Об этом свидетельствуют и другие места из Нового Завета: 1 Ин. 2:2 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».1 Тим. 2:6 Христос предал «Себя для искупления всех». (В особенности это следует связать с 1 Тим. 2:4, о котором говорилось выше.) Евр. 2:9 «Иисус вкусил смерть за всех». Ин. 3:16-18 «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего... чтобы мир спасен был чрез Него». 2Кор. 5:14,19 «Один умер за всех». «Бог во Христе примирил с Собою мир». (Сравните с 2 Кор. 5:18.) Рим. 5:18 «Правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Тит. 2:11 «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»[6]. Это действительно сильные места на этот счёт.
Кальвинисты говорят об ограниченном искуплении, то есть что Христос умер только за избранных. Сам Кальвин не говорил об ограниченном искуплении.[7] И действительно логика в связи, что если верен первый пункт о безусловном избрании, то также верен второй пункт что искупление должно быть ограниченным, есть. Только вот верны ли эти пункты? Кальвинисты ссылаются на места Писания, которые определённо суживают группу тех за кого умер Христос. Мф. 1:21 «Он спасет людей Своих от грехов их». Ин.15:13 Он положил душу свою за друзей Своих. Ин. 10:15 Он жизнь Свою полагает за овец. Еф. 5:23-26 Он возлюбил Церковь и предал Себя за Церковь. Деян. 20:28 Он приобрел Себе Церковь Кровию Своею. Мф. 20:28 (Мк. 10:45) Он отдал душу Свою для искупления многих. Мф. 26:28 Кровь Его за многих изливается во оставление грехов. Тит. 2:14 Он дал Себя за нас, чтобы избавить нас. Рим. 8:32 Бог предал Сына Своего за всех нас (и это «всех нас» соответствует «избранным Божиим» в Рим. 8:33).[8] Арминиане отвечают на это тем, что утверждения о том, что Христос умер за эту конкретную группу людей, не говорят что Он умер только за них и такие отрывки не исключают универсальности. В Гал.2:20 Павел говорит что Христос «предал Себя за меня». Это конечно не означает что только за одного Павла.[9] Пикирилли так подытоживает возражения арминиан:
«Арминиане считают, что Христос умер ради обеспечения спасения всех, и это обеспечение действенно только по отношению к тем, кто верит, что также было частью замысла Божьего. Конечно, замыслу Божьему нельзя противиться. Он замыслил обеспечить для всех спасение во Христе, которое применено только к верующим. Вот что на самом деле получается. Его замысел не искажен. Только таким образом, в самом деле, замысел Божий по поводу людей мог свершиться: каждый человек должен был обладать свободой воли, чтобы принять Христа или отвергнуть Его. И я буду настаивать в следующей главе, что человек не может отвергнуть Христа, Который не умирал за него.»[10]
Сделаем выводы. Позиция арминиан и в этом пункте выглядит предпочтительней. Вместо того чтобы как кальвинисты утверждать недоказуемое, что Бог только ради ограниченного числа искупленных послал умирать Христа, а остальные из Его творения не важны для Него, они говорят на основании Писания что сердце Бога достаточно широко чтобы вместить весь мир и всех людей, а потому Христос и за них проливал Свою кровь ибо Бог хочет спасения всех. Бог действительно хочет быть Богом всех своих созданий и для этого выкупил всех людей, чтобы вернуть Себе потерянное. Бог, как утверждают арминиане, обеспечил спасение во Христе для всех, но только тот кто поверит воспользуется этим благом. Также следует добавить на этот счёт, что эта статья носит как бы провозгласительный характер. Своего рода манифест. «Я умер за тебя» - говорит Иисус грешнику. «Иисус умер за грешника» - говорим мы людям. А в мире все люди грешники. И каждый абсолютно человек на земле должен, услышав это, подумать, что Иисус это сделал и за него. А не только за предположительных избранных, которые собраны молящимися где то в церквах. Нам трудно представить президента например Америки, который после победы на выборах в своей речи говорит: «Я президент не всей Америки, а только тех, кто голосовал за Меня». Почему же в отношении Царя царей должно быть сказано как то иначе и что Он не является Господом всех? С моральной точки зрения не вполне приемлемо такое утверждение кальвинистов. Потому некоторые из них нарушают классическое прочтение этой статьи и говорят что искупление Христово всеобще.
В многовековой истории христианской Церкви есть важный период Реформации, когда церковная и светская жизнь в Европе подверглась значительным преобразованиям. В этом периоде особо заметными были фигуры реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли. В результате в противовес католичеству образовались лютеранские и реформаторские протестантские христианские церкви. В среде реформаторских церквей особо заметен был спор ремонстрантов и кальвинистов по основополагающим статьям их вероучения. Этот спор вылился в выработку пяти статей ремонстрантами и принятием, в противовес им, пяти статей на Дортском синоде кальвинистами. Эта работа направлена на сравнение этих статей между собой, а также их оценку во свете учения Библии. Сергей Санников в своей статье предполагает что со временем статьи ремонстрации были подвергнуты искажению со стороны кальвинистов [1]. Поэтому нас будет интересовать только классическое учение ремонстрантов и кальвинистов.
Первая статья. Предопределение.
Рассмотрим вначале взгляд ремонстрантов, затем кальвинистов и сравним их взгляды, сделав выводы. Вот вкратце первая статья Ремонстрации: Бог, вечным и неизменным замыслом в Иисусе Христе, Сыне Его, до основания мира, постановил из падшего греховного рода человеческого спасти во Христе, ради Христа и через Христа тех, кто, благодатью Духа Святого,уверует в Сына Его Иисуса и устоит в этой вере и повиновении веры, через эту благодать, до самого конца; и, с другой стороны, оставить неисправимых и неверующих во грехе и подверженными гневу, и осудить их как враждебных Христу[2]. Пикирилли пишет:
«На основании Своего знания всех возможностей Бог выбрал и предназначил течение событий, которое пожелал привести в действие, течение событий, включающих в себя допустимые, которые Он не сделал и не делает так или иначе неизбежными. По отношению к избранию и осуждению, таким образом,предопределение не является основой предведения; библейский порядок таков: сначала предведение, потом предопределение (Рим. 8:29)»[3].
Итак, предопределение Божье с точки зрения арминиан это то, что сделал Бог в вечности в Иисусе Христе избрав ко спасению тех, кто уверует и пребудет до конца в своей вере. А других, которые не уверуют и будут противиться Христу, оставит без исправления во грехе и стало быть на гнев и осуждение. Божье всеведение является основой этого избрания от вечности.
Теперь взгляд кальвинистов. Это учение о безусловном избрании. Это означает, что избрание предопределенного основывается не на Божьем предвидении ответа конкретного человека на предложение о спасении, а только на непостижимой Божьей воле. Бог суверенен и на Его избрание ничто не может повлиять. Избирает ли Он ко спасению человека, или избирает оставить на осуждение в любом случае Он прославляется. Августин, явный приверженец доктрины предопределения говорил:
«Не только объективная работа Христа во спасение, но и человеческий отклик на эту работу исходят как таковые от Бога. Другими словами, спасение дается исключительно через благодать».
Даже вера рассматривается не как добрый поступок человека, но как благодатная работа Бога. Поэтому кальвинист уверен что всё что происходит, происходит согласно Божественному замыслу; кто спасается, спасается потому что Бог этого пожелал; кто погибает тоже погибает соответственно Его замыслу [4]. В этой модели предопределения кажется что человек подобен роботу. И если человек идёт так как Бог определил, то какова ответственность тех кто спасается или осуждается? Не несёт ли в таком случае ответственность за всё тоже Бог? Рамки ответственности Бога и человека чётко не определены. Возможно это относится к непостижимой тайне?
Какие выводы можно сделать по первой статье? Из сравнения видно, что позиция арминиан более обоснованна тем, что выдвигает тезис «христоцентричности избрания» и делает акцент на Божьем всеведении того кто будет веровать а кто нет, ещё прежде создания мира. Тут воля человека видна и учитывается при избрании Божьем. Во всяком случае воля человека достаточно свободна в выборе веровать в Христа или нет. А также суверенность Бога и Его всеведение ничуть не подвергаются сомнению. В учении же кальвинистов чувствуется некий рок.
Хотелось бы сказать по вопросу предопределения и тем и другим, что Павел употребляя это понятие, всегда использует цель Божью при предопределении. «Быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29). «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Ефес. 1:4,5). Образ Сына и усыновление в данных стихах суть одно. И произойдёт это не в нашем времени, но в вечности: «И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8:23). Усыновление и искупление тела нашего будет при Пришествии Христа. Значит, предопределение Божье исходит из вечности и цель имеет в вечности, а не во времени. То есть Божье предопределение в таком случае является источником вдохновения и прославления Бога для святых, а не предметом различных спекуляций насчёт богоизбранности одних и отвержения других. С высказыванием ремонстрантов что Божье предведение сначала а потом предопределение, мы тоже позволим себе не согласиться. И то и другое вполне может идти одновременно то есть в ногу, потому что «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).
Вторая статья. Кого касается искупление Христа?
Ремонстранты: «Соответственно, Иисус Христос, Спаситель мира, умер за всех людей и за каждого человека, так что добился для всех них Своей смертью на кресте искупления и прощения грехов; однако действительно никто не наслаждается этим прощением грехов, кроме верующего».[5] Снова мы видим акцент на вере человека любого, который поверит во Христа. Хотя понятие искупления немного отличается от понятия прощения. Искупление это возвращение Богу своего, то есть того чего Он лишился ранее через грехопадение человека. В Библии мы читаем что «Бог не желает чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9) и «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Ключевые слова в этих стихах «желает», «хочет» и «все». Желание и воля Бога не есть некий бесполезный вздох, но подкрепленный конкретными действиями по искуплению этих всех. «Все» это все люди, а не только избранные. Об этом свидетельствуют и другие места из Нового Завета: 1 Ин. 2:2 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».1 Тим. 2:6 Христос предал «Себя для искупления всех». (В особенности это следует связать с 1 Тим. 2:4, о котором говорилось выше.) Евр. 2:9 «Иисус вкусил смерть за всех». Ин. 3:16-18 «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего... чтобы мир спасен был чрез Него». 2Кор. 5:14,19 «Один умер за всех». «Бог во Христе примирил с Собою мир». (Сравните с 2 Кор. 5:18.) Рим. 5:18 «Правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Тит. 2:11 «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»[6]. Это действительно сильные места на этот счёт.
Кальвинисты говорят об ограниченном искуплении, то есть что Христос умер только за избранных. Сам Кальвин не говорил об ограниченном искуплении.[7] И действительно логика в связи, что если верен первый пункт о безусловном избрании, то также верен второй пункт что искупление должно быть ограниченным, есть. Только вот верны ли эти пункты? Кальвинисты ссылаются на места Писания, которые определённо суживают группу тех за кого умер Христос. Мф. 1:21 «Он спасет людей Своих от грехов их». Ин.15:13 Он положил душу свою за друзей Своих. Ин. 10:15 Он жизнь Свою полагает за овец. Еф. 5:23-26 Он возлюбил Церковь и предал Себя за Церковь. Деян. 20:28 Он приобрел Себе Церковь Кровию Своею. Мф. 20:28 (Мк. 10:45) Он отдал душу Свою для искупления многих. Мф. 26:28 Кровь Его за многих изливается во оставление грехов. Тит. 2:14 Он дал Себя за нас, чтобы избавить нас. Рим. 8:32 Бог предал Сына Своего за всех нас (и это «всех нас» соответствует «избранным Божиим» в Рим. 8:33).[8] Арминиане отвечают на это тем, что утверждения о том, что Христос умер за эту конкретную группу людей, не говорят что Он умер только за них и такие отрывки не исключают универсальности. В Гал.2:20 Павел говорит что Христос «предал Себя за меня». Это конечно не означает что только за одного Павла.[9] Пикирилли так подытоживает возражения арминиан:
«Арминиане считают, что Христос умер ради обеспечения спасения всех, и это обеспечение действенно только по отношению к тем, кто верит, что также было частью замысла Божьего. Конечно, замыслу Божьему нельзя противиться. Он замыслил обеспечить для всех спасение во Христе, которое применено только к верующим. Вот что на самом деле получается. Его замысел не искажен. Только таким образом, в самом деле, замысел Божий по поводу людей мог свершиться: каждый человек должен был обладать свободой воли, чтобы принять Христа или отвергнуть Его. И я буду настаивать в следующей главе, что человек не может отвергнуть Христа, Который не умирал за него.»[10]
Сделаем выводы. Позиция арминиан и в этом пункте выглядит предпочтительней. Вместо того чтобы как кальвинисты утверждать недоказуемое, что Бог только ради ограниченного числа искупленных послал умирать Христа, а остальные из Его творения не важны для Него, они говорят на основании Писания что сердце Бога достаточно широко чтобы вместить весь мир и всех людей, а потому Христос и за них проливал Свою кровь ибо Бог хочет спасения всех. Бог действительно хочет быть Богом всех своих созданий и для этого выкупил всех людей, чтобы вернуть Себе потерянное. Бог, как утверждают арминиане, обеспечил спасение во Христе для всех, но только тот кто поверит воспользуется этим благом. Также следует добавить на этот счёт, что эта статья носит как бы провозгласительный характер. Своего рода манифест. «Я умер за тебя» - говорит Иисус грешнику. «Иисус умер за грешника» - говорим мы людям. А в мире все люди грешники. И каждый абсолютно человек на земле должен, услышав это, подумать, что Иисус это сделал и за него. А не только за предположительных избранных, которые собраны молящимися где то в церквах. Нам трудно представить президента например Америки, который после победы на выборах в своей речи говорит: «Я президент не всей Америки, а только тех, кто голосовал за Меня». Почему же в отношении Царя царей должно быть сказано как то иначе и что Он не является Господом всех? С моральной точки зрения не вполне приемлемо такое утверждение кальвинистов. Потому некоторые из них нарушают классическое прочтение этой статьи и говорят что искупление Христово всеобще.


Комментарий