"...и не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но и обличайте"
Еф.5:11
Принцип (шаг) первый. Прежде чем обличать кого-то, обличи самого себя или недостатки нашей прошлой и современной церковной жизни..
Принцип (шаг) второй. Найди все положительные стороны (дел) жизни обличаемого или деятельности обличаемого сообщества (секты, общины).
Принцип (шаг) третий. Найди оправдание некритическим недостаткам обличаемого: "Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти" (1Ин.5:17).
Принцип (шаг) четвертый. Обличи только после предыдущих шагов: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф.5:13) и "...и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11)
Принцип (шаг) пятый. Предложи обличаемому его же положительную (см. шаг второй) жизнь, но без недостатков (см. шаг четвертый), и с новыми совершенствами (см. Священное Писание и учение Православной Церкви): "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16) и "...ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).
Не нужно думать, что применение этих принципов даст просто чудесный эффект, увы, "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков" (Тит.1:10), но от применения этих принципов у вас будут все шансы не испортить сильно отношения с обличаемым, а значит, оставить для него открытыми врата для обращения через некоторое время.
Но и не только в этом польза этих принципов. Уже неоднократно поднимаю в своих публикациях тему внутренней духовно-психологической безопасности апологета и миссионера. Неправильное, лицемерное обличение может привести деградации самого апологета и миссионера:
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал.6:1).
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?" (Евр. 2:1-3).
Первый принцип не даст миссионеру впасть в лицемерие - один из самых страшных пороков вероучительства (см. Мф. 23). Он также расположит к тебе обличаемого, ибо никто так не знает наши недостатки, как наши противники.
Второй принцип помимо того, что все более расположит к тебе обличаемого, предохранит миссионера от духовно-психологической деградации, ибо полагаю, что отрицание и нежелание признавать за каким-либо человеком явных добродетелей, приведет, что эти же вами отрицаемые (незамечаемые) добродетели начнут в тебе деградировать. Игнорирование этого принципа мною глубокоуважаемым Александром Леонидовичем Дворкиным, которого я считаю своим первым учителем в сектоведении, приводит к жуткой аллергии на его имя практически у всех сектантов, из-за чего все его последующие обличения проходят мимо их ушей, и срабатывают только на как профилактика среди пока еще невовлеченных или неукоренившихся.
Третий принцип помимо того, что все более и более расположит к тебе обличаемого, опять же предохранит миссионера от духовно-психологической деградации. Как? "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6:12) и "...ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2). Оправдывая терпимые немощи, мы даем Богу повод снисходительно относиться к нашим собственным некритическим немощам.
Исполнение четвертого принципа является исполнением заповедей Божиих: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20), многократных призывов апостолов к обличению пороков и ересей. Обличение как раз является не служением для внесения раздоров и скандалов, а служением миротворцев! Вот, что пишет блаженный Феофилакт Болгарский на слова Господа: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9): "Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом".
Комментировать пятый принцип, думаю, нужны нет. Его неотвратимая необходимость очевидна: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20)
Пять принципов (шагов) обличения человека или сообщества людей
делах тьмы, но и обличайте"
Еф.5:11
Принцип (шаг) первый. Прежде чем обличать кого-то, обличи самого себя или недостатки нашей прошлой и современной церковной жизни..
Принцип (шаг) второй. Найди все положительные стороны (дел) жизни обличаемого или деятельности обличаемого сообщества (секты, общины).
Принцип (шаг) третий. Найди оправдание некритическим недостаткам обличаемого: "Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти" (1Ин.5:17).
Принцип (шаг) четвертый. Обличи только после предыдущих шагов: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф.5:13) и "...и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11)
Принцип (шаг) пятый. Предложи обличаемому его же положительную (см. шаг второй) жизнь, но без недостатков (см. шаг четвертый), и с новыми совершенствами (см. Священное Писание и учение Православной Церкви): "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2Тим.3:16) и "...ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).
Не нужно думать, что применение этих принципов даст просто чудесный эффект, увы, "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков" (Тит.1:10), но от применения этих принципов у вас будут все шансы не испортить сильно отношения с обличаемым, а значит, оставить для него открытыми врата для обращения через некоторое время.
Но и не только в этом польза этих принципов. Уже неоднократно поднимаю в своих публикациях тему внутренней духовно-психологической безопасности апологета и миссионера. Неправильное, лицемерное обличение может привести деградации самого апологета и миссионера:
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал.6:1).
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?" (Евр. 2:1-3).
Первый принцип не даст миссионеру впасть в лицемерие - один из самых страшных пороков вероучительства (см. Мф. 23). Он также расположит к тебе обличаемого, ибо никто так не знает наши недостатки, как наши противники.
Второй принцип помимо того, что все более расположит к тебе обличаемого, предохранит миссионера от духовно-психологической деградации, ибо полагаю, что отрицание и нежелание признавать за каким-либо человеком явных добродетелей, приведет, что эти же вами отрицаемые (незамечаемые) добродетели начнут в тебе деградировать. Игнорирование этого принципа мною глубокоуважаемым Александром Леонидовичем Дворкиным, которого я считаю своим первым учителем в сектоведении, приводит к жуткой аллергии на его имя практически у всех сектантов, из-за чего все его последующие обличения проходят мимо их ушей, и срабатывают только на как профилактика среди пока еще невовлеченных или неукоренившихся.
Третий принцип помимо того, что все более и более расположит к тебе обличаемого, опять же предохранит миссионера от духовно-психологической деградации. Как? "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6:12) и "...ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2). Оправдывая терпимые немощи, мы даем Богу повод снисходительно относиться к нашим собственным некритическим немощам.
Исполнение четвертого принципа является исполнением заповедей Божиих: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20), многократных призывов апостолов к обличению пороков и ересей. Обличение как раз является не служением для внесения раздоров и скандалов, а служением миротворцев! Вот, что пишет блаженный Феофилакт Болгарский на слова Господа: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9): "Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом".
Комментировать пятый принцип, думаю, нужны нет. Его неотвратимая необходимость очевидна: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20)
Пять принципов (шагов) обличения человека или сообщества людей
Комментарий