Медикам и умникам: процесс мышления с точки зрения православного ученого
Предлагаю некоторые места из книги:
Виктор Вейник ПОЧЕМУ Я ВЕРЮ В БОГА Исследование проявлений духовного мира http://www.evangelie.ru/forum/article.php?a=494
3. Мозг не орган мышления
Юмор юмором, однако он помогает лучше осмыслить ситуацию и не придавать особого значения ошибочным высказываниям Сеченова и Павлова, за которые так цепко ухватились материалисты и атеисты. Тем не менее, возникает вопрос: может быть, все-таки существуют какие-то доказательства, что человек думает именно мозгом?
Таких доказательств нет, а есть прямо противоположные, физиологического и особенно духовного характера, убеждающие, что мозг не есть орган мышления. Начну с изложения некоторых физиологических данных. Великий русский хирург и ученый, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, как и Павлов, при жизни добившийся признания большевистских властей (лауреат Сталинской премии, профессор хирургии, практикующий священник), но одновременно, в отличие от Павлова, прошедший все круги ада советских тюрем, лагерей и ссылок, приводит следующие примеры своих трепанаций черепа:
у молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см3 гноя), который несомненно разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все правое полушарие мозга сдавлено почти до невозможности его различить.
Аналогичных свидетельств множество. При посмертном вскрытии черепа у некоторых известных общественных деятелей и ученых тоже было обнаружено отсутствие большей части головного мозга. Любопытно, что выход из строя (повреждение) половины мозга у одного художника сопровождался заметным изменением характера его картин, ибо разные полушария заведуют неодинаковыми восприятиями окружающего мира: левое волевыми, а правое художественными. Особенно убедительны случаи, когда у нормального человека вскрытие обнаруживало полное отсутствие головного мозга (см. § 7 гл. XIV ТРП).
В настоящее время составлены подробнейшие атласы анатомии человека, в которых расписана деятельность всех участков головного мозга, в них входят участки, ответственные за деятельность всех органов чувств, но среди них нет ни одного, предназначенного для мышления. Точно также карта коры головного мозга вся испещрена изученными точками, однако в организме все они ведают формированием и построением только мышечных движений различного рода.
Следовательно, мозг, будучи распорядителем и распределителем всей деятельности организма, держит в своем ведении все явления, происходящие в теле (И.П.Павлов); он же формирует и все внешние проявления тела в окружающей среде, которые сводятся окончательно к одному лишь явлению мышечному движению (И.М. Сеченов).
Все это хорошо подтверждается, например, механической рукой, в свое время продемонстрированной нашими учеными на Всемирной Парижской выставке. Это рука выполняла мысленные приказы человека, на руку которого помещались специальные датчики, через электронику соединенные с механической рукой. Мысль сопровождается мышечными движениями, они улавливаются датчиками, передаются электроникой и повторяются механической рукой, которая берет и переносит различные предметы, например, стакан с водой.
Во сне происходит то же самое. Например, применительно к зрительным ощущениям, ученые проделали такой опыт. Они наклеили на глаза специальные датчики, позволяющие судить о перемещениях зрачков, эти перемещения фиксировались приборами. После пробуждения человек рассказывал о своем сне, и движения зрачков оказывались хорошо согласованными с увиденным им событиями.
Аналогично и высшее отвлеченное мышление при мысленном произнесении слов приводит в действие соответствующие мышцы органов и управляющие ими бесчисленные нервные клетки коры головного мозга с их синапсами. В результате длительного мышления голова устает, и это иногда ошибочно воспринимается как доказательство идеи о том, что человек думает мозгом (головой). В действительности же он не думает, а лишь говорит головой, сотрясая воздух или не сотрясая его, что тоже утомительно...
4. Думает ли человек сердцем?
Таким образом, физиологические исследования, наблюдения и специальные опыты свидетельствуют о том, что мозг не служит органом мышления. Но каждый из нас мыслит. Следовательно, мы вновь возвращаемся на круги своя: чем же мы все-таки думаем, где расположен соответствующий орган и что он собой представляет? ...
Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, надо проанализировать все тексты Библии, касающиеся деятельности сердца. Их можно разбить на три главные группы. Первая группа свидетельствует о том, что входит в сердце, вторая относится к находящемуся (происходящему) в самом сердце, и наконец третья к исходящему из него. Применительно к первой группе цитирую: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их (Евр 10:16); любовь Божия излилась в сердца (Рим 5:5); страх Мой вложу в сердца их (Иер 32:40); в сердце всякого мудрого вложу мудрость (Исх 31:6); Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели (Ис 44:18); диавол уже вложил в сердце Иуде... предать (Ин 13:2); Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать (Деян 5:3); Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор 15:9) и т.д. О второй группе текстов, повествующих о том, что гнездится (находится, происходит) в сердце, уже говорилось. Примеры текстов третьей группы: из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:21-22); Излилось из сердца моего слово благое (Пс 44:2); Исходящее из уст из сердца исходит (Мф 15:18); от сердца своего произнесут слова (Иов 8:10); приходит диавол и уносит слово из сердца их (Лк 8:12); приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их (Мк 4:15) и т.п.
Приведенные и многочисленные другие подобные тексты с несомненностью свидетельствуют, что все, находящееся и происходящее в сердце, поступает в него извне. Внимательное сравнение текстов первой и третьей групп показывает, что пришедшая информация приобретает в сердце дополнительную конкретную эмоциональную окраску и в таком окрашенном виде передается в биоскафандр и, при необходимости, далее в окружающую среду.
Согласно физиологическим исследованиям, передача информации внутри биоскафандра происходит с помощью мозга и нервной системы. Следовательно, сердце не есть орган мышления, оно выполняет роль некоего приемно-передающего устройства, или, согласно современной терминологии, ретранслятора, одновременно являющегося также органом эмоций (чувств). Более того, эмоции всегда неизбежно усиливают или ослабляют полученную информацию, в пределе она может быть или крайне преувеличена, или даже отвергнута. Следовательно, сердце это и ретранслятор, и орган чувств, и своеобразный эмоциональный фильтр.
Работа этого фильтра очень напоминает то, что происходит в любой ЭВМ (компьютере), которая анализирует пришедшую информацию по заранее заданной программе, преобразует ее предписанным образом и передает результаты дальше по назначению, в соответствии с программой; она обладает также определенной памятью. Очевидно, что такое преобразование информации никакого отношения к процессу творения мысли не имеет. Благодаря имеющемуся сходству сердце в области мышления вполне можно грубо уподобить своеобразному эмоциональному компьютеру, это сравнение нам еще пригодится, далее (в разделе 7) оно будет уточнено.
Эмоциональная сторона работы сердца хорошо согласуется с данными и словами нашего гениального хирурга архиепископа Луки Войно-Ясенецкого: Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом... Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения. Чувства в сердце настолько существенны, что Библия о его моторной работе даже не упоминает.
Виктор Вейник ПОЧЕМУ Я ВЕРЮ В БОГА Исследование проявлений духовного мира http://www.evangelie.ru/forum/article.php?a=494
					Предлагаю некоторые места из книги:
Виктор Вейник ПОЧЕМУ Я ВЕРЮ В БОГА Исследование проявлений духовного мира http://www.evangelie.ru/forum/article.php?a=494
3. Мозг не орган мышления
Юмор юмором, однако он помогает лучше осмыслить ситуацию и не придавать особого значения ошибочным высказываниям Сеченова и Павлова, за которые так цепко ухватились материалисты и атеисты. Тем не менее, возникает вопрос: может быть, все-таки существуют какие-то доказательства, что человек думает именно мозгом?
Таких доказательств нет, а есть прямо противоположные, физиологического и особенно духовного характера, убеждающие, что мозг не есть орган мышления. Начну с изложения некоторых физиологических данных. Великий русский хирург и ученый, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, как и Павлов, при жизни добившийся признания большевистских властей (лауреат Сталинской премии, профессор хирургии, практикующий священник), но одновременно, в отличие от Павлова, прошедший все круги ада советских тюрем, лагерей и ссылок, приводит следующие примеры своих трепанаций черепа:
у молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 см3 гноя), который несомненно разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все правое полушарие мозга сдавлено почти до невозможности его различить.
Аналогичных свидетельств множество. При посмертном вскрытии черепа у некоторых известных общественных деятелей и ученых тоже было обнаружено отсутствие большей части головного мозга. Любопытно, что выход из строя (повреждение) половины мозга у одного художника сопровождался заметным изменением характера его картин, ибо разные полушария заведуют неодинаковыми восприятиями окружающего мира: левое волевыми, а правое художественными. Особенно убедительны случаи, когда у нормального человека вскрытие обнаруживало полное отсутствие головного мозга (см. § 7 гл. XIV ТРП).
В настоящее время составлены подробнейшие атласы анатомии человека, в которых расписана деятельность всех участков головного мозга, в них входят участки, ответственные за деятельность всех органов чувств, но среди них нет ни одного, предназначенного для мышления. Точно также карта коры головного мозга вся испещрена изученными точками, однако в организме все они ведают формированием и построением только мышечных движений различного рода.
Следовательно, мозг, будучи распорядителем и распределителем всей деятельности организма, держит в своем ведении все явления, происходящие в теле (И.П.Павлов); он же формирует и все внешние проявления тела в окружающей среде, которые сводятся окончательно к одному лишь явлению мышечному движению (И.М. Сеченов).
Все это хорошо подтверждается, например, механической рукой, в свое время продемонстрированной нашими учеными на Всемирной Парижской выставке. Это рука выполняла мысленные приказы человека, на руку которого помещались специальные датчики, через электронику соединенные с механической рукой. Мысль сопровождается мышечными движениями, они улавливаются датчиками, передаются электроникой и повторяются механической рукой, которая берет и переносит различные предметы, например, стакан с водой.
Во сне происходит то же самое. Например, применительно к зрительным ощущениям, ученые проделали такой опыт. Они наклеили на глаза специальные датчики, позволяющие судить о перемещениях зрачков, эти перемещения фиксировались приборами. После пробуждения человек рассказывал о своем сне, и движения зрачков оказывались хорошо согласованными с увиденным им событиями.
Аналогично и высшее отвлеченное мышление при мысленном произнесении слов приводит в действие соответствующие мышцы органов и управляющие ими бесчисленные нервные клетки коры головного мозга с их синапсами. В результате длительного мышления голова устает, и это иногда ошибочно воспринимается как доказательство идеи о том, что человек думает мозгом (головой). В действительности же он не думает, а лишь говорит головой, сотрясая воздух или не сотрясая его, что тоже утомительно...
4. Думает ли человек сердцем?
Таким образом, физиологические исследования, наблюдения и специальные опыты свидетельствуют о том, что мозг не служит органом мышления. Но каждый из нас мыслит. Следовательно, мы вновь возвращаемся на круги своя: чем же мы все-таки думаем, где расположен соответствующий орган и что он собой представляет? ...
Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, надо проанализировать все тексты Библии, касающиеся деятельности сердца. Их можно разбить на три главные группы. Первая группа свидетельствует о том, что входит в сердце, вторая относится к находящемуся (происходящему) в самом сердце, и наконец третья к исходящему из него. Применительно к первой группе цитирую: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их (Евр 10:16); любовь Божия излилась в сердца (Рим 5:5); страх Мой вложу в сердца их (Иер 32:40); в сердце всякого мудрого вложу мудрость (Исх 31:6); Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели (Ис 44:18); диавол уже вложил в сердце Иуде... предать (Ин 13:2); Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать (Деян 5:3); Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор 15:9) и т.д. О второй группе текстов, повествующих о том, что гнездится (находится, происходит) в сердце, уже говорилось. Примеры текстов третьей группы: из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:21-22); Излилось из сердца моего слово благое (Пс 44:2); Исходящее из уст из сердца исходит (Мф 15:18); от сердца своего произнесут слова (Иов 8:10); приходит диавол и уносит слово из сердца их (Лк 8:12); приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их (Мк 4:15) и т.п.
Приведенные и многочисленные другие подобные тексты с несомненностью свидетельствуют, что все, находящееся и происходящее в сердце, поступает в него извне. Внимательное сравнение текстов первой и третьей групп показывает, что пришедшая информация приобретает в сердце дополнительную конкретную эмоциональную окраску и в таком окрашенном виде передается в биоскафандр и, при необходимости, далее в окружающую среду.
Согласно физиологическим исследованиям, передача информации внутри биоскафандра происходит с помощью мозга и нервной системы. Следовательно, сердце не есть орган мышления, оно выполняет роль некоего приемно-передающего устройства, или, согласно современной терминологии, ретранслятора, одновременно являющегося также органом эмоций (чувств). Более того, эмоции всегда неизбежно усиливают или ослабляют полученную информацию, в пределе она может быть или крайне преувеличена, или даже отвергнута. Следовательно, сердце это и ретранслятор, и орган чувств, и своеобразный эмоциональный фильтр.
Работа этого фильтра очень напоминает то, что происходит в любой ЭВМ (компьютере), которая анализирует пришедшую информацию по заранее заданной программе, преобразует ее предписанным образом и передает результаты дальше по назначению, в соответствии с программой; она обладает также определенной памятью. Очевидно, что такое преобразование информации никакого отношения к процессу творения мысли не имеет. Благодаря имеющемуся сходству сердце в области мышления вполне можно грубо уподобить своеобразному эмоциональному компьютеру, это сравнение нам еще пригодится, далее (в разделе 7) оно будет уточнено.
Эмоциональная сторона работы сердца хорошо согласуется с данными и словами нашего гениального хирурга архиепископа Луки Войно-Ясенецкого: Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом... Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения. Чувства в сердце настолько существенны, что Библия о его моторной работе даже не упоминает.
Виктор Вейник ПОЧЕМУ Я ВЕРЮ В БОГА Исследование проявлений духовного мира http://www.evangelie.ru/forum/article.php?a=494

 
		
	
 Медикам и умникам: процесс мышления с точки зрения православного ученого-академика
									
									
									Медикам и умникам: процесс мышления с точки зрения православного ученого-академика
								 
		
	 
		
	 Эка вы завернули....
 Эка вы завернули....
 
  
							
						 
		
	 
		
	
Комментарий