Теперь мы должны поразмыслить над странной идеей, что люди различно сеются на земле, в свете притчи о Сеятеле и семени, как она дана в версии Евангелия от Матфея. Я опять процитирую первую часть притчи: После того, как Христос сказал своим ученикам, в ответ на их вопрос, почему Он говорит притчами, что им дано понимать тайны Царства Небесного, но толпам не дано, - Он говорит: Странно последнее предложение: Оно странно потому, что подразумевает, что Человек сеется по-разному в жизни. То есть люди не имеют одинаковых возможностей понимать эзотеризм. Христос уже сказал, что толпы не могут понять тайн Царства Небесного, но что Его ученики могут, ибо Он сказал последним: И это, конечно, не означает буквальные глаза и уши, действительные органы чувств. Глаза означают внутреннее зрение ума, и уши - слух эмоций, то есть эмоциональное понимание, - ибо только ум может видеть истину вещи и только эмоциональный центр - ее ценность и добро. Но в своем объяснении притч Христос расширил эту идею, что только некоторые из многих могут понимать и следовать Его учению, и определяет шесть классов или категорий людей. Первая категория - это те, которые слышат Слово, то есть учение и идеи эзотеризма, идею сознательного человека и идею самоэволюции до состояния, называемого Царством Небесным, которое есть круг сознательного человечества, и ничего не понимают в нем. Их глаза и уши открыты к жизни, к миру, к объектам ощущений, - то есть умственно и эмоционально они знают только мир. И это - не их вина, потому что говорится, что такой человек - этот тот, «кто посеян у дороги». Такой человек полностью в жизни. Он «приклеен к своим ощущениям», как это сказано в греческом учении Сократа, и идеи, которые превосходят диапазон ощущений, закрыты для него, потому что он может думать только естественно, буквально, в терминах вещей. И этот момент далее подчеркивается на этом языке притч, который мы изучаем, в версии, данной в Евангелии от Луки: Вы замечаете, что здесь добавлено одно предложение к тому же самому отрывку, как он дан в Евангелии от Матфея. Английский перевод Библии, издания 1611 года : Давайте обсудим смысл выражения «под ногами». Нога - это где человек касается внешнего мира, регистрируемого ощущения, и на языке притч она символизирует наиболее естественный, буквальный, внешний, основанный на ощущении уровень в человеческом уме, - то есть ту часть ума, которая думает прямо из этого источника. Ритуал омовения ног означает, во-первых, очищение буквального ума от ошибок ощущений - то есть от видимости, от жизни такой, какой она кажется. В Евангелии от Иоанна, написано, что после того, как Христос омыл ноги ученикам, он сказал: Но если человек не может думать и понимать сверх свидетельства своих ощущений, он не может очистить естественный ум. Он не может тогда ни думать об идеях эзотеризма, ни что-либо понимать в них. Ибо вы должны всегда помнить, что эзотеризм начинается из чего-то, что внешние ощущения нам совершенно не показывают - именно из невидимого себя. Он начинается не с наблюдения внешнего мира, а с самонаблюдения, с невидимого мира самого себя. И я полагаю, что было бы очень хорошо, если бы вы попытались понять, что имеется в виду здесь, и понять совершенно ясно, что наблюдать себя- это не дело внешних глаз и ушей, или осязания себя и т.д., но внутренняя вещь, находящаяся за пределами ощущений. Когда Христос сказал: Он имел в виду, что это - не что-то вовне, не что-то, наблюдаемое внешними ощущениями, а внутреннее - именно, какая-то стадия внутренней эволюции сверх нас и в нас самих на вертикальной шкале возможного бытия - и начало его заключается в наблюдении самих себя, в свете идей и учения эзотеризма. Ибо тогда вы начинаете понимать, почему для такого, какой вы есть, Царство Небесное недостижимо; и что необходимо весьма длительное время очень много работать над собой, прежде чем станет возможным мечта о таком достижении. Как далеки мы от Царства Небесного! Но как замечательно начать видеть путь к нему. И это могут показать эзотерические идеи каждому, кто стремится к нему и дорожит им. Как чудесно понять, что механическая добродетель не может привести к нему сколько-нибудь больше, чем механическая безнравственность. Как замечательно начать осознавать, что значит работать против своей собственной механичности. Вернемся к идее, содержащейся в выражении «затоптано под ногами». Если понимать ногу, как естественный, буквальный уровень человек, где он стоит на земле, - возможно увидеть смысл выражения «у дороги». Семя падает у дороги и затаптывается под ногами. Что значит - «у дороги»? Психологически, это там, где в вас происходит движение жизни. Это - все ваши механические мысли. Это - ваша механическая сторона, механическая часть вас, повернутая к жизни, к ощущениям. Невозможно, чтобы эта механическая часть - то есть часть, которая работает почти автоматически из жизни, - поняла эзотерические идеи. Если эти идеи падают на эту механическую часть, они падают «у дороги». Они падают на неправильное место в человеке - место, полезное для жизни, но бесполезное для саморазвития. Позвольте мне напомнить вам: человек должен быть в состоянии думать различными категориями. Он должен думать о своих делах в жизни. Он должен думать об эзотерических идеях. Но он не должен думать в тех же самых категориях о делах жизни и об идеях эзотеризма. Он должен знать и видеть, что они различны по качеству. И если он не может видеть, что они различны, тогда у него нет магнитного центра. Эзотеризм говорит о том, как жить в жизни, но не о жизни. Его источник не из жизни. Если бы это было так, он не мог бы поднять вас над жизнью - над механичностью. Как может то, что берет начало в жизни, поднять вас над жизнью? Эзотеризм есть веревка - над жизнью. Магнитный центр в человеке означает его способность различать между влияниями, которые являются влияниями жизни и содержаться в пределах сферы жизни, и влияниями, которые исходят из сознательного человека, извне жизни. Человек должен быть в состоянии, например, различать между сообщениями о футболе или сообщениями о войне - и эзотерическими идеями, и не давать им опровергать и разрушать друг друга. Если у вас нет ощущения шкалы - а ощущение шкалы есть один из признаков, что имеется магнитный центр, - тогда все будет противоречиво, просто потому, что вы не ставите вещи на свои места, на должный уровень, а смешиваете их всех на одном и том же уровне. То есть у вас нет чувства вертикального столба креста, который символизирует различные уровни и различные категории - короче говоря, высшее и низшее, и, следовательно, более сознательный и более механический уровень в вас. И помните, что, если вы хотите быть в более сознательных частях себя, вы попадаете туда путем правильного внимания, прежде всего. Вся идея эзотеризма заключается в том, чтобы сделать нас, прежде всего, более сознательными, более осведомленными о том, что мы думаем, чувствуем, говорим и делаем, и цель этого - в том, чтобы заставить нас жить в более сознательных частях нас самих, которые в большинстве людей не заняты или почти не заняты. И самонаблюдение - это акт внутреннего внимания. Цель эзотеризма - это поднять нас по вертикальной шкале бытия. Магнитный центр, таким образом, есть нечто в человеке, что дает ему первое чувство о том, что существуют вещи на верху и вещи внизу, или вещи более внутренние и более внешние, и связывает его с идеей вертикальной шкалы вещей, хотя бы и очень смутно. Ибо вертикальное есть внутреннее, и все более высокое на вертикальной шкале есть более внутреннее в человеке. В нем есть как бы маленькая машина, которая, подобно маленькому лифту, движется вверх и вниз. Человек с магнитным центром, поэтому, будет понимать не только буквально и естественно, но он будет улавливать смысл того, что есть над буквальным и естественным уровнем. То есть он будет понимать внутренний смысл помимо внешнего смысла. Это - отправной пункт всего остального в эволюции человека, и если человек не обладает этой маленькой машиной, тогда он - один из тех, посеянных в мир, которые, слыша идеи эзотеризма, ничего не понимают в них. Вы увидите, поэтому, что первая категория или класс людей, о которых говорится в притче, это - те, которые не имеют магнитного центра. Сказано ясно, что они - И в версии Евангелия от Луки это выражено сильнее. Здесь показано, что Христос говорит об этой первой категории: Обратите внимание на следующее предложение: Что это значит? Все не могут быть спасены. «Слово Божие» - это учение эзотеризма, то есть учение о средствах самоэволюции, о том, что вы должны думать и делать, чтобы начать развиваться в себе к уровню сознательного человека или Царства Небесного. Вы должны уловить смысл одной аналогии. Есть древнее Герметическое высказывание: Это означает, что все отмечено печатью ?, которые господствуют во всей тварной вселенной. То, что вы находите на большой шкале, вы находите отображенным на малой шкале. Как наверху, так и внизу.
«И поучал много их притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и
поклевали то» (Матфей,13,3-4)
«Вы же слушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому,
слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит
лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает
посеянное при дороге.» (Матфей,13,18-19)
«вот кого означает посеянное при дороге.»
«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Матфей,13,16)
«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало
при дороге и было потоптано, и птицы небесные склевали его» (Лука,8,5)
«Сеятель вышел сеять свое семя, и когда он сеял, некоторое
упало у дороги, и оно было затоптано под ногами, и птицы
небесные поели.»
«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы
должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример,
чтобы вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно
говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник
не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы,
когда исполняете.» (Иоанн,13,14-17)
«не придет Царствие Божие приметным образом.» (Лука,17,20) -
«посеяны у дороги»
«семя есть слово Божие; а упадшее при пути, это суть слушающие,
к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы
они не уверовали и не спаслись» (Лука,8,11-12)
«чтобы они не уверовали и не спаслись»
«То, что наверху, подобно тому, что внизу»
(«Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.)

Комментарий