БЕЗЫСХОДНЫЙ ТУПИК РОССИЙСКОГО БАПТИЗМА ИЛИ ПРЕВРАЩЕНИЕ В ХУНВЕЙБИНОВ
"Возле города Пекина
Ходят-бродят хунвейбины..."
(из песни Владимира Высоцкого)
Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось тем, что российский баптизм окончательно загнал себя в глухой тупик, из которого вряд ли будет исход. Справедливости ради, отметим, что к этой "вожделенной" цели его направила советская власть, слухи о смерти которой оказались, увы, преждевременными. Тем не менее, и сами "братья-руководящие" приложили к этому мозолистые, пролетарские, а стало быть - "социально близкие" руки.
Если персонифицировать этот процесс, то он, несомненно, связан с именем отчаянно брутального Юрия Кирилловича Сипко, фигуры, скорее, трагичной, чем карикатурной. Его печально знаменитые "два срока" в качестве Председателя РС ЕХБ ознаменовались пятью "выдавливаниями":
Выдавливание 1. - прогрессивных церквей;
Выдавливание 2. - толковых пастырей и миссионеров;
Выдавливание 3. - тонкого слоя евангельско-баптистской
интеллигенции;
Выдавливание 4 - перспективной, энергичной молодежи;
Выдавливание 5. - бизнесменов.
Любой ангажированный честный читатель без труда выстроит соответствующий ассоциативный ряд, дополняя его до бесконечности. Ему не потребуется особого интеллектуального напряжения, чтобы понять: Юрий Сипко мастерски - воистину с большевистским напором - лишил отечественный баптизм ресурсов, а значит - и перспектив на обозримое будущее. Его преемнику - "единому кандидату" Алексею Васильевичу Смирнову - действительно не позавидуешь: он озабоченно восседает на руинах того, что прежде называлось евангельско-баптистским братством (личный состав поместных церквей катастрофически убывает, в том числе и естественным путем; система высшего духовного образования в жесточайшем кризисе; отношения с государством и обществом расстроены донельзя; региональные объединения варятся в собственном соку и т. п.). На исходе первого десятилетия второго тысячелетия российские баптисты так и не вырвались из тенет маргинальности, куда их старательно, десятилетиями заманивали последыши латентного ксендза Ф. Э. Дзержинского. Об этом свидетельствует заявление главного редактора баптистского официозного журнала "Христианское Слово" Игоря Попова, который заявил: "Современное общество потеряло нравственные ориентиры. К концу XX века стало модно говорить об обществе постмодерна, который, на мой взгляд, сейчас уже доведен до абсурда. И здесь главным показателем является культура, которая, как лакмусовая бумажка, показывает уровень духовно-нравственного дисбаланса в обществе.
Сама по себе культура - явление многоплановое. Она включает народную и государственную культуры, и даже посткультурные или мультикультурные элементы. Если говорить об общественной культуре, которая складывается под влиянием массмедиа, то Церковь, отстаивающая традиционные ценности, которые передавал людям Иисус Христос, вступает в конфликт с сиюминутными культурными ценностями. И здесь ничего нет удивительного. В этом плане Церковь всегда будет восприниматься как нечто консервативное.
По сути, позиции Церкви никогда не были популярны в обществе. Вначале она была против язычества, потом против подчинения религии государству, затем противостояла безбожной идеологии, сейчас она против безнравственной идеологии. Поэтому христианство с его традиционными ценностями будет всегда вступать в конфликт с окружающей действительностью"[1].
В переводе на литературный русский язык этот поток сознания означает: Игорь Попов (кстати, диакон баптистской церкви - Прим. авт.) убежден в том, что культурные ценности сиюминутны, а посему Церковь вступает с ними в конфликт, поскольку она - носитель ценностей вечных. Стало быть, по мнению Игоря Попова, Церковь - вне культуры и враждебна ей. Таким образом, главный редактор "Христианского Слова" декларирует на весь мир идею о маргинальности Христианской Церкви. Но ведь эта идея противоречит Христоцентричности, которой вроде бы придерживаются баптисты.
Замечу, что, по моим личным наблюдениям, современные приверженцы баптизма отвыкают мыслить, что вступает в противоречие с их же принципом "сознательной веры". Образчиком абсолютного пренебрежения мыслью как таковой является следующий фрагмент одного из интервью нового баптистского лидера Алексея Смирнова:
Вопрос: в Российском Союзе родилась и развивается проблема, связанная с учением Кальвина. Признаете ли вы факт наличия такой проблемы? И если да, то есть ли способы противодействия расколу, который в некоторых местах, по мнению некоторых, уже намечается?
Ответ: Думаю, это проблема не братства, а отдельных людей, которые думают, что они лучше всех знают Священное Писание. С любой стороны, будь то арминианская позиция или кальвинистская. Зрелые христиане никогда не будут себя противопоставлять другим христианам только потому, что они считают, что какой-то из их лидеров или предшественников объяснил Евангелие лучше, чем кто-то другой. Конфликт на этой почве - исключительно дьявольская инициатива. Драться с Библией в руках могут только недалекие люди. В Библии присутствуют обе концепции и сталкивать их могут только дремучие, невежественные люди. Поэтому будем молиться и всячески сохранять мир, взаимопонимание и единство в братстве[2].
Вот это настоящий упс! Кондовый, доморощенный! Воистину упс российский! На грани теологического "открытия"! Г-н Смирнов открыл нам, что в Библии присутствуют альтернативные сотериологические концепции, которые на этом "основании" не подлежат противопоставлению. Вот до чего доводит отсутствие культуры мышления! Любопытно, что таковое отсутствие намеренно навязывается российским верующим извне, то бишь - из-за океана, из самой христианской в мире страны под аббревиатурным названием США. Некий Марк Гунгор, модный телепроповедник поучает: "Я убежден, что многие христиане слишком много думают. Знаете, Бог любит вас - это правда, но Его мало волнует то, что вы думаете... В Писании Он говорит нам, что делать и как себя вести, и ваше мнение на этот счет мало Его волнует. В Библии говорится "не убей" или "не прелюбодействуй", и мне даже в голову не приходит ставить это под вопрос: "А что я об этом думаю?" Все, что имеет значение, это то, что говорит нам Бог и что Он думает. В день суда ваше мнение мало что будет значить, потому что Бог в своих суждениях не будет исходить из того, что вы думали о его заповедях."[3]
Наверное, этот ораторский "перл" говорит сам за себя! Бог, с точки зрения самоуверенного американца, якобы не интересуется тем, о чем и как мы думаем! Если Господь - наш любящий Отец, то, как Отцу, Ему это как раз интересно! Но Марк Гунгор, которого сейчас отчаянно популяризируют в христианских кругах России, призывает нас к бездумной, неосознанной вере. Лихой телепроповедник до боли напоминает китайских хунвейбинов, скандировавших во время "великой культурной революции": "Мы - маленькие, красненькие солдатики председателя Мао!"
Но верующие в России - не китайские хунвейбины! И, надеюсь, таковыми не станут.
Впрочем, в российском баптизме есть все симптомы такой метаморфозы. Хотя бы потому, что его либо под давлением, либо вполне самостоятельно покидают мыслящие люди. А сколько в евангельско-баптистской среде т.н. "внутренних эмигрантов", которые понимают весь ужас происходящего, но по инерции пребывают в ней, прекраснодушно желая "что-то исправить"! Но даже этих, по-своему, честных людей разлагает двойная мораль: "Вижу - одно, думаю - другое, делаю - третье, подразумеваю - четвертое, а догадываюсь - о пятом!".
Я уверен, что после публикации этой статьи в некоторых христианских СМИ на автора польются потоки самой грязной лжи и клеветы. И не потому, что автор плох, а потому, что он - в который уже раз! - пробует вскрыть смрадный гнойник. К сожалению, евангельским христианам-баптистам свойственна подростковая страстишка ходить в прыщах. Увы, мало кто из них проявит СМИРЕННОМУДРИЕ и задумается над содержанием прочитанного. Как всегда, возобладает корпоративная солидарность и неприязнь к "бывшему брату", который, разумеется, "сводит личные счеты" или "навеки обижен". "Бывший брат", на самом деле, - вовсе не бывший. Потому, что он не равнодушен к происходящей трагедии. Ему "не по барабану" гибель того, что столь прекрасно начинали основоположники Евангельского Движения в России.
[1] Попов. И. Современное общество потеряло нравственные ориентиры http://baptist.org.ru/news/other_smi/2440
[2]Смирнов А. Умереть за Христа? http://baptist.org.ru/news/broadcast/2397/
[3] Гунгор М. Христиане слишком много думают http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=3498
Владимир СОЛОДОВНИКОВ (Ph.D)
"Возле города Пекина
Ходят-бродят хунвейбины..."
(из песни Владимира Высоцкого)
Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось тем, что российский баптизм окончательно загнал себя в глухой тупик, из которого вряд ли будет исход. Справедливости ради, отметим, что к этой "вожделенной" цели его направила советская власть, слухи о смерти которой оказались, увы, преждевременными. Тем не менее, и сами "братья-руководящие" приложили к этому мозолистые, пролетарские, а стало быть - "социально близкие" руки.
Если персонифицировать этот процесс, то он, несомненно, связан с именем отчаянно брутального Юрия Кирилловича Сипко, фигуры, скорее, трагичной, чем карикатурной. Его печально знаменитые "два срока" в качестве Председателя РС ЕХБ ознаменовались пятью "выдавливаниями":
Выдавливание 1. - прогрессивных церквей;
Выдавливание 2. - толковых пастырей и миссионеров;
Выдавливание 3. - тонкого слоя евангельско-баптистской
интеллигенции;
Выдавливание 4 - перспективной, энергичной молодежи;
Выдавливание 5. - бизнесменов.
Любой ангажированный честный читатель без труда выстроит соответствующий ассоциативный ряд, дополняя его до бесконечности. Ему не потребуется особого интеллектуального напряжения, чтобы понять: Юрий Сипко мастерски - воистину с большевистским напором - лишил отечественный баптизм ресурсов, а значит - и перспектив на обозримое будущее. Его преемнику - "единому кандидату" Алексею Васильевичу Смирнову - действительно не позавидуешь: он озабоченно восседает на руинах того, что прежде называлось евангельско-баптистским братством (личный состав поместных церквей катастрофически убывает, в том числе и естественным путем; система высшего духовного образования в жесточайшем кризисе; отношения с государством и обществом расстроены донельзя; региональные объединения варятся в собственном соку и т. п.). На исходе первого десятилетия второго тысячелетия российские баптисты так и не вырвались из тенет маргинальности, куда их старательно, десятилетиями заманивали последыши латентного ксендза Ф. Э. Дзержинского. Об этом свидетельствует заявление главного редактора баптистского официозного журнала "Христианское Слово" Игоря Попова, который заявил: "Современное общество потеряло нравственные ориентиры. К концу XX века стало модно говорить об обществе постмодерна, который, на мой взгляд, сейчас уже доведен до абсурда. И здесь главным показателем является культура, которая, как лакмусовая бумажка, показывает уровень духовно-нравственного дисбаланса в обществе.
Сама по себе культура - явление многоплановое. Она включает народную и государственную культуры, и даже посткультурные или мультикультурные элементы. Если говорить об общественной культуре, которая складывается под влиянием массмедиа, то Церковь, отстаивающая традиционные ценности, которые передавал людям Иисус Христос, вступает в конфликт с сиюминутными культурными ценностями. И здесь ничего нет удивительного. В этом плане Церковь всегда будет восприниматься как нечто консервативное.
По сути, позиции Церкви никогда не были популярны в обществе. Вначале она была против язычества, потом против подчинения религии государству, затем противостояла безбожной идеологии, сейчас она против безнравственной идеологии. Поэтому христианство с его традиционными ценностями будет всегда вступать в конфликт с окружающей действительностью"[1].
В переводе на литературный русский язык этот поток сознания означает: Игорь Попов (кстати, диакон баптистской церкви - Прим. авт.) убежден в том, что культурные ценности сиюминутны, а посему Церковь вступает с ними в конфликт, поскольку она - носитель ценностей вечных. Стало быть, по мнению Игоря Попова, Церковь - вне культуры и враждебна ей. Таким образом, главный редактор "Христианского Слова" декларирует на весь мир идею о маргинальности Христианской Церкви. Но ведь эта идея противоречит Христоцентричности, которой вроде бы придерживаются баптисты.
Замечу, что, по моим личным наблюдениям, современные приверженцы баптизма отвыкают мыслить, что вступает в противоречие с их же принципом "сознательной веры". Образчиком абсолютного пренебрежения мыслью как таковой является следующий фрагмент одного из интервью нового баптистского лидера Алексея Смирнова:
Вопрос: в Российском Союзе родилась и развивается проблема, связанная с учением Кальвина. Признаете ли вы факт наличия такой проблемы? И если да, то есть ли способы противодействия расколу, который в некоторых местах, по мнению некоторых, уже намечается?
Ответ: Думаю, это проблема не братства, а отдельных людей, которые думают, что они лучше всех знают Священное Писание. С любой стороны, будь то арминианская позиция или кальвинистская. Зрелые христиане никогда не будут себя противопоставлять другим христианам только потому, что они считают, что какой-то из их лидеров или предшественников объяснил Евангелие лучше, чем кто-то другой. Конфликт на этой почве - исключительно дьявольская инициатива. Драться с Библией в руках могут только недалекие люди. В Библии присутствуют обе концепции и сталкивать их могут только дремучие, невежественные люди. Поэтому будем молиться и всячески сохранять мир, взаимопонимание и единство в братстве[2].
Вот это настоящий упс! Кондовый, доморощенный! Воистину упс российский! На грани теологического "открытия"! Г-н Смирнов открыл нам, что в Библии присутствуют альтернативные сотериологические концепции, которые на этом "основании" не подлежат противопоставлению. Вот до чего доводит отсутствие культуры мышления! Любопытно, что таковое отсутствие намеренно навязывается российским верующим извне, то бишь - из-за океана, из самой христианской в мире страны под аббревиатурным названием США. Некий Марк Гунгор, модный телепроповедник поучает: "Я убежден, что многие христиане слишком много думают. Знаете, Бог любит вас - это правда, но Его мало волнует то, что вы думаете... В Писании Он говорит нам, что делать и как себя вести, и ваше мнение на этот счет мало Его волнует. В Библии говорится "не убей" или "не прелюбодействуй", и мне даже в голову не приходит ставить это под вопрос: "А что я об этом думаю?" Все, что имеет значение, это то, что говорит нам Бог и что Он думает. В день суда ваше мнение мало что будет значить, потому что Бог в своих суждениях не будет исходить из того, что вы думали о его заповедях."[3]
Наверное, этот ораторский "перл" говорит сам за себя! Бог, с точки зрения самоуверенного американца, якобы не интересуется тем, о чем и как мы думаем! Если Господь - наш любящий Отец, то, как Отцу, Ему это как раз интересно! Но Марк Гунгор, которого сейчас отчаянно популяризируют в христианских кругах России, призывает нас к бездумной, неосознанной вере. Лихой телепроповедник до боли напоминает китайских хунвейбинов, скандировавших во время "великой культурной революции": "Мы - маленькие, красненькие солдатики председателя Мао!"
Но верующие в России - не китайские хунвейбины! И, надеюсь, таковыми не станут.
Впрочем, в российском баптизме есть все симптомы такой метаморфозы. Хотя бы потому, что его либо под давлением, либо вполне самостоятельно покидают мыслящие люди. А сколько в евангельско-баптистской среде т.н. "внутренних эмигрантов", которые понимают весь ужас происходящего, но по инерции пребывают в ней, прекраснодушно желая "что-то исправить"! Но даже этих, по-своему, честных людей разлагает двойная мораль: "Вижу - одно, думаю - другое, делаю - третье, подразумеваю - четвертое, а догадываюсь - о пятом!".
Я уверен, что после публикации этой статьи в некоторых христианских СМИ на автора польются потоки самой грязной лжи и клеветы. И не потому, что автор плох, а потому, что он - в который уже раз! - пробует вскрыть смрадный гнойник. К сожалению, евангельским христианам-баптистам свойственна подростковая страстишка ходить в прыщах. Увы, мало кто из них проявит СМИРЕННОМУДРИЕ и задумается над содержанием прочитанного. Как всегда, возобладает корпоративная солидарность и неприязнь к "бывшему брату", который, разумеется, "сводит личные счеты" или "навеки обижен". "Бывший брат", на самом деле, - вовсе не бывший. Потому, что он не равнодушен к происходящей трагедии. Ему "не по барабану" гибель того, что столь прекрасно начинали основоположники Евангельского Движения в России.
[1] Попов. И. Современное общество потеряло нравственные ориентиры http://baptist.org.ru/news/other_smi/2440
[2]Смирнов А. Умереть за Христа? http://baptist.org.ru/news/broadcast/2397/
[3] Гунгор М. Христиане слишком много думают http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=3498
Владимир СОЛОДОВНИКОВ (Ph.D)
Комментарий