Роман "Мастер и Маргарита", как переосмысление роли диавола в истории

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • grashin
    Ветеран

    • 28 February 2006
    • 2498

    #1

    Роман "Мастер и Маргарита", как переосмысление роли диавола в истории

    Почему образ Воланда (сатаны) в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» дан в положительной интерпретации?
    Недавече довелось мне участвовать в обсуждении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» на одном христианском сайте. Поводом для обсуждения явилась рецензия на роман, опубликованная в одной христианской газете.
    Рецензент описывал свой первоначальный восторг по поводу романа, а потом и постепенное прозрение, начинавшееся от чувства, когда «что-то настораживает внутри», и заканчивавшееся полным разоблачением романа как «Евангелия от сатаны», то есть, как выражения вредного, ошибочного взгляда автора романа. «Роман прославляет сатану, а значит выступает против Бога» - таким предложением можно было бы охарактеризовать выводы автора рецензии. Автор рецензии в своей оценке романа базировался на популярной христианской доктрине о противостоянии Бога и сатаны, и со свойственной протестантизму категоричностью, вставал на сторону Бога, разоблачая дела дьявола.
    Однако так ли все просто обстоит дело с сатаной в Библии, и далее - в романе Булгакова?
    Давайте разберемся.

    В Библии дан емкий образ и показана роль сатаны. Дело в том, что диавол действует по допущению Всевышнего. И косвенным образом исполняет Его волю. Все дела сатаны Бог обращает на благо и Себе на славу. Именно таков путь Божьего провидения. В частности мы видим, что сатана приходит среди прочих сыновей Бога к Тому на совет, и Бог дает сатане Свои поручения. Как это прикажете понимать?

    Копнув глубже в исследовании роли сатаны, мы увидим, что именно он под видом древнего змея дал человеку плод с древа познания Добра и Зла, вкусив который человек лишился своей детской невинности и отправился в путь скорбей и страданий, вкушать плоды своего выбора. Далее перед нами в Библии разворачивается картина того, как дойдя до глубин ада, испытав несчастия и горе, человек взалкал спасения у Бога и был услышан Им. Началась история спасения человеческого рода, содержание которой, собственено и передает нам Библия.

    Центральным, поворотным пунктом этого спасения является Христос, Божий Сын, Мессия, Спаситель человечества. Он приходит спасти человека от грехов его и от власти сатаны над ним. Для этого Христос вступает в схватку с сатаной и побеждает его претерпением страданий и голгофской крестной смерти. Осуществлением и венцом этой победы становиться воскрешение Христа из мертвых. Сойдя в глубины ада, Христос спасает человека и воскрешает его так, как и Сам был восрешен Божьей силой. Таким образом, верующий в Христа получает власть над сатаной и силу победы над ним.

    Таким образом, история человечества разворачивается перед нами, как борьба сатаны и Христа. И само противостояние Христа как силы, действующей на человека с одной стороны, и сатаны, как силы, действующей с другой стороны, даны человеку для искушения, испытания и познания человеком добра и зла . Иными словами для совершенствования человека. Становиться понятным, что без этого пути, без этой борьбы и противостояния человек не обретет мудрости, духовного развития и совершенства.
    И роль сатаны, как отрицательного персонажа этой истории необходима и промыслительна. Без этой роли было бы невозможно и грехопадение человека, и дальнейший путь познания им зла, и потребности его в спасении и познании им добра.

    Иными словами, если бы Божий сын сатана не искусил человека, не было бы и потребности для человека в Божьем сыне Христе, через путь познания Которого человек получает власть, силу и победу над сатаной. Проще говоря, человек не может стать победителем, если не участвует в схватке.
    С этой библейской позиции и нужно оценивать роман Булгакова.

    Что, если бы не было сатаны? Но не там, в Эдемском саду, где произошло первое грехопадение. Что, если бы не было сатаны в коммунистической России? В условиях безбожного атеизма, где отрицалось не только существование Бога, Христа, но и сатаны.
    Где отрицалось существование духовного мира, высших духовных ценностей и самого исторического пути дуовного развития человека?

    В этой коллизии врагом человека, а за ним и самого Булгакова выступает не сатана, а безбожный мир, атеистическая система ценностей, утвержденная коммунистическим режимом, укравшим духовную память человека и лишившим его духовного пути.
    Поэтому диавол в романе Булгакова действует на стороне Бога. Поэтому картины с описанием Христа чередуются в романе с картинами современной писателю России, где диавол вынужден напоминать людям о своем существовании и о той предвечно установленной борьбе между добром и злом, которая является двигателем человеческой истории. Врагом Булгакова является атеизм - эта духовная смерть и равнодушие к духовному. В этом новаторство взгляда Булгакова, заставившего нас увидеть ситуацию в Советской России такой, что даже дьявол, глядя на все это, стал помогать Богу и вершить дела справедливости. Это реальность, в которой писал автор, и которую не понимает автор рецензии, ни многие современные молодые люди.
  • g14
    .

    • 18 February 2005
    • 10465

    #2
    Булгаков не был особо привязан к христианской догматике, поэтому и его персонажи отличаются от библейских прообразов.
    "Как некоторые слепые начинают видеть, когда снимаются с их глаз катаракты, так прозревает и душа, когда снимается с нее ее катаракта, то есть тело"

    Комментарий

    • ahmed ermonov
      Ищущий ищущих Бога!

      • 12 September 2003
      • 8625

      #3
      Я читал книгу, когда был неверующим и Воланд для меня был вполне положительным героем. Но осадок о "бедняке сатане" долгое время присутствовал в моем сердце, даже после уверования.
      И сейчас я жалею сатану, но уже знаю, что он от своего не сможет отступить, все- он сделал свой выбор и потерял всякий выбор. Теперь он -орудие соблазнения, враг человека №1.
      Это установление Бога и с этим надо считаться...
      Мир!

      Комментарий

      • grashin
        Ветеран

        • 28 February 2006
        • 2498

        #4
        Сообщение от ahmed ermonov
        Я читал книгу, когда был неверующим и Воланд для меня был вполне положительным героем. Но осадок о "бедняке сатане" долгое время присутствовал в моем сердце, даже после уверования.
        И сейчас я жалею сатану, но уже знаю, что он от своего не сможет отступить, все- он сделал свой выбор и потерял всякий выбор. Теперь он -орудие соблазнения, враг человека №1.
        Это установление Бога и с этим надо считаться...
        Мир!
        Есть интересное место в Библии по этому поводу в послании Иуды -
        Цитата из Библии:
        Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь ".
        А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

        Которое показывает нам, что первые апостолы, пребывая в русле иудейской традиции, понимали значение и важную роль сатаны в Божьем промысле.

        Комментарий

        • ahmed ermonov
          Ищущий ищущих Бога!

          • 12 September 2003
          • 8625

          #5
          Сообщение от grashin
          Есть интересное место в Библии по этому поводу в послании Иуды -
          Цитата из Библии:
          Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь ".
          А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

          Которое показывает нам, что первые апостолы, пребывая в русле иудейской традиции, понимали значение и важную роль сатаны в Божьем промысле.
          Эх... ничего хорошего сатана уже не сможет сделать так, чтобы исправиться. Он проклят и не стоит его защищать, да он сам этого не желает, как было у него ожесточенное сердце, так и осталось. Проклятие от Бога так действует...
          Мусор тоже для чего-то важного служит...
          Мало ли в мире кумиров ложных, зачем новый нужен?
          Мир!

          Комментарий

          • grashin
            Ветеран

            • 28 February 2006
            • 2498

            #6
            Сообщение от ahmed ermonov
            Эх... ничего хорошего сатана уже не сможет сделать так, чтобы исправиться. Он проклят и не стоит его защищать, да он сам этого не желает, как было у него ожесточенное сердце, так и осталось. Проклятие от Бога так действует...
            Мусор тоже для чего-то важного служит...
            Мало ли в мире кумиров ложных, зачем новый нужен?
            Мир!
            Вы не поняли. Речь идет не о новом кумире (и мысли такой не было), а о правильной оценке, позволяющей верно расставить акценты.
            Проклятия верующих друг на друга, которые слышны и на этом сайте, исходят в том числе и от непонимания роли сатаны. Те, кто привык плясать на голове сатаны на своих собраниях с выкриками "сатана под ногами моими", так же просто оказывается в состоянии плясать на головах своих ближних.

            Комментарий

            • yanko1977
              Участник

              • 06 April 2010
              • 9

              #7
              Сообщение от grashin
              Почему образ Воланда (сатаны) в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» дан в положительной интерпретации?
              Недавече довелось мне участвовать в обсуждении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» на одном христианском сайте. Поводом для обсуждения явилась рецензия на роман, опубликованная в одной христианской газете.
              Рецензент описывал свой первоначальный восторг по поводу романа, а потом и постепенное прозрение, начинавшееся от чувства, когда «что-то настораживает внутри», и заканчивавшееся полным разоблачением романа как «Евангелия от сатаны», то есть, как выражения вредного, ошибочного взгляда автора романа. «Роман прославляет сатану, а значит выступает против Бога» - таким предложением можно было бы охарактеризовать выводы автора рецензии. Автор рецензии в своей оценке романа базировался на популярной христианской доктрине о противостоянии Бога и сатаны, и со свойственной протестантизму категоричностью, вставал на сторону Бога, разоблачая дела дьявола.
              Однако так ли все просто обстоит дело с сатаной в Библии, и далее - в романе Булгакова?
              Давайте разберемся.

              В Библии дан емкий образ и показана роль сатаны. Дело в том, что диавол действует по допущению Всевышнего. И косвенным образом исполняет Его волю. Все дела сатаны Бог обращает на благо и Себе на славу. Именно таков путь Божьего провидения. В частности мы видим, что сатана приходит среди прочих сыновей Бога к Тому на совет, и Бог дает сатане Свои поручения. Как это прикажете понимать?

              Копнув глубже в исследовании роли сатаны, мы увидим, что именно он под видом древнего змея дал человеку плод с древа познания Добра и Зла, вкусив который человек лишился своей детской невинности и отправился в путь скорбей и страданий, вкушать плоды своего выбора. Далее перед нами в Библии разворачивается картина того, как дойдя до глубин ада, испытав несчастия и горе, человек взалкал спасения у Бога и был услышан Им. Началась история спасения человеческого рода, содержание которой, собственено и передает нам Библия.

              Центральным, поворотным пунктом этого спасения является Христос, Божий Сын, Мессия, Спаситель человечества. Он приходит спасти человека от грехов его и от власти сатаны над ним. Для этого Христос вступает в схватку с сатаной и побеждает его претерпением страданий и голгофской крестной смерти. Осуществлением и венцом этой победы становиться воскрешение Христа из мертвых. Сойдя в глубины ада, Христос спасает человека и воскрешает его так, как и Сам был восрешен Божьей силой. Таким образом, верующий в Христа получает власть над сатаной и силу победы над ним.

              Таким образом, история человечества разворачивается перед нами, как борьба сатаны и Христа. И само противостояние Христа как силы, действующей на человека с одной стороны, и сатаны, как силы, действующей с другой стороны, даны человеку для искушения, испытания и познания человеком добра и зла . Иными словами для совершенствования человека. Становиться понятным, что без этого пути, без этой борьбы и противостояния человек не обретет мудрости, духовного развития и совершенства.
              И роль сатаны, как отрицательного персонажа этой истории необходима и промыслительна. Без этой роли было бы невозможно и грехопадение человека, и дальнейший путь познания им зла, и потребности его в спасении и познании им добра.

              Иными словами, если бы Божий сын сатана не искусил человека, не было бы и потребности для человека в Божьем сыне Христе, через путь познания Которого человек получает власть, силу и победу над сатаной. Проще говоря, человек не может стать победителем, если не участвует в схватке.
              С этой библейской позиции и нужно оценивать роман Булгакова.

              Что, если бы не было сатаны? Но не там, в Эдемском саду, где произошло первое грехопадение. Что, если бы не было сатаны в коммунистической России? В условиях безбожного атеизма, где отрицалось не только существование Бога, Христа, но и сатаны.
              Где отрицалось существование духовного мира, высших духовных ценностей и самого исторического пути дуовного развития человека?

              В этой коллизии врагом человека, а за ним и самого Булгакова выступает не сатана, а безбожный мир, атеистическая система ценностей, утвержденная коммунистическим режимом, укравшим духовную память человека и лишившим его духовного пути.
              Поэтому диавол в романе Булгакова действует на стороне Бога. Поэтому картины с описанием Христа чередуются в романе с картинами современной писателю России, где диавол вынужден напоминать людям о своем существовании и о той предвечно установленной борьбе между добром и злом, которая является двигателем человеческой истории. Врагом Булгакова является атеизм - эта духовная смерть и равнодушие к духовному. В этом новаторство взгляда Булгакова, заставившего нас увидеть ситуацию в Советской России такой, что даже дьявол, глядя на все это, стал помогать Богу и вершить дела справедливости. Это реальность, в которой писал автор, и которую не понимает автор рецензии, ни многие современные молодые люди.
              В романе очень интересно подчеркнуты слова ИИСУСа (вы все ДОБРЫЕ ЛЮДИ) возможно тут есть намек на учение КАТАРОВ, в принципе даже очень интересное (да и крестовый поход против них ПАПЫ)да и имя ИЕШУА давали и называли многих, возможно он намекал в что писании присутствуют 2 разных учителя ИЕШУА и ИИСУС

              Комментарий

              • Св.
                Отключен

                • 27 February 2006
                • 9335

                #8
                Сообщение от grashin
                В этом новаторство взгляда Булгакова, заставившего нас увидеть ситуацию в Советской России такой, что даже дьявол, глядя на все это, стал помогать Богу и вершить дела справедливости. Это реальность, в которой писал автор, и которую не понимает автор рецензии, ни многие современные молодые люди.
                Дьявол не является( и не может являться) помощником Бога и не вершит дела справедливости(и не может вершить). Такой взгляд - нехристианский, но пантеистический.
                И в романе Булгакова тоже не является и не вершит. Как несорзамерны его наказания, так же немотивированны его помилования. Он и у Булгакова просто подражатель, вор и имитатор.
                Таким образом, история человечества разворачивается перед нами, как борьба сатаны и Христа. И само противостояние Христа как силы, действующей на человека с одной стороны, и сатаны, как силы, действующей с другой стороны, даны человеку для искушения, испытания и познания человеком добра и зла . Иными словами для совершенствования человека. Становиться понятным, что без этого пути, без этой борьбы и противостояния человек не обретет мудрости, духовного развития и совершенства.
                Это оккультизм и пантеизм, а не христианство. Чтобы познать любовь, совсем не обязательно познавать ненависть. "Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы". В христиантсве -Фаворский свет. Смысл добра не в борьбе со злом, а в созидании.
                Иными словами, если бы Божий сын сатана
                Это откуда такое "откровение", что сатана- Божий сын? Сатанизм это, а не христианство
                не искусил человека, не было бы и потребности для человека в Божьем сыне Христе, через путь познания Которого человек получает власть, силу и победу над сатаной. Проще говоря, человек не может стать победителем, если не участвует в схватке.
                С этой библейской позиции и нужно оценивать роман Булгакова.
                Это не библейская и не христианская позиция. Это рериховско-блаватская оккультистская позиция, естественно, вложенная в уста Воланда. А вот Булгаков устами своего героя эту философию отвергает, называя эту позицию софистикой.
                Дело в том, что диавол действует по допущению Всевышнего. И косвенным образом исполняет Его волю.
                Это рериховско-блаватский оккультизм.
                Для этого Христос вступает в схватку с сатаной и побеждает его претерпением страданий и голгофской крестной смерти.
                Вы проповедуете оккультизм и пантеизм, ставя в равные условия Бога и дьявола. Дьявол искушал Христа, но бороться с ним ему не по силам.
                Сообщение от g14
                Булгаков не был особо привязан к христианской догматике, поэтому и его персонажи отличаются от библейских прообразов.
                Как минимум, он был с ней хорошо знаком.

                Комментарий

                • ahmed ermonov
                  Ищущий ищущих Бога!

                  • 12 September 2003
                  • 8625

                  #9
                  Когда Бог проклял сатану, он попросил отсрочку. Для чего? Для того, чтобы доказать свое превосходство над человеком. Бог дал отсрочку, но не стал сатана свободным, как он сам думает. Он -орудие для испытаний. Эти его дела уже никакого значения не имеют, он свое проклятие получил давно...
                  Мир!

                  Комментарий

                  • grashin
                    Ветеран

                    • 28 February 2006
                    • 2498

                    #10
                    Сообщение от Св.
                    Дьявол не является( и не может являться) помощником Бога и не вершит дела справедливости(и не может вершить). Такой взгляд - нехристианский, но пантеистический.
                    И в романе Булгакова тоже не является и не вершит. Как несорзамерны его наказания, так же немотивированны его помилования. Он и у Булгакова просто подражатель, вор и имитатор.
                    Это оккультизм и пантеизм, а не христианство. Чтобы познать любовь, совсем не обязательно познавать ненависть. "Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы". В христиантсве -Фаворский свет. Смысл добра не в борьбе со злом, а в созидании.

                    Это откуда такое "откровение", что сатана- Божий сын? Сатанизм это, а не христианство
                    Это не библейская и не христианская позиция. Это рериховско-блаватская оккультистская позиция, естественно, вложенная в уста Воланда. А вот Булгаков устами своего героя эту философию отвергает, называя эту позицию софистикой.

                    Это рериховско-блаватский оккультизм.
                    Вы проповедуете оккультизм и пантеизм, ставя в равные условия Бога и дьявола. Дьявол искушал Христа, но бороться с ним ему непосилам.

                    Как минимум, он был с ней хорошо знаком.
                    Не знающий зла, не способен оценить и добра. Не говоря уже о том, что без зла невозможно обретение умения побеждать зло добром.Эта истина, которую вам еще предстоит познать и в жизни и в Писании. Но для этого, вам нужно избавиться от многих религиозных стереотипов. Думаю, что Бог вам поможет в этом.

                    Комментарий

                    • Св.
                      Отключен

                      • 27 February 2006
                      • 9335

                      #11
                      Сообщение от yanko1977
                      В романе очень интересно подчеркнуты слова ИИСУСа (вы все ДОБРЫЕ ЛЮДИ) возможно тут есть намек на учение КАТАРОВ, в принципе даже очень интересное (да и крестовый поход против них ПАПЫ)да и имя ИЕШУА давали и называли многих, возможно он намекал в что писании присутствуют 2 разных учителя ИЕШУА и ИИСУС
                      Толстовство высмеивает в романе Булгаков.
                      Иешуа в романе не есть Иисус Христос. И "евангелие", если Вы заметили, в романе от Волонда. А может быть правда от сатаны? И достают его из-под задницы помощника Воланда(кота). И написано оно на деньги, полученные от выигрыша лоторейного билета, найденного в грязном белье. Так ли относятся к тому, что является священным и истинным?

                      Комментарий

                      • grashin
                        Ветеран

                        • 28 February 2006
                        • 2498

                        #12
                        Сообщение от ahmed ermonov
                        Когда Бог проклял сатану, он попросил отсрочку. Для чего? Для того, чтобы доказать свое превосходство над человеком. Бог дал отсрочку, но не стал сатана свободным, как он сам думает. Он -орудие для испытаний. Эти его дела уже никакого значения не имеют, он свое проклятие получил давно...
                        Мир!
                        Без искушений сатаны вы не сможете совершенствоваться и двигаться к образу и подобию Христа.

                        Комментарий

                        • grashin
                          Ветеран

                          • 28 February 2006
                          • 2498

                          #13
                          Сообщение от Св.
                          Толстовство высмеивает в романе Булгаков.
                          Иешуа в романе не есть Иисус Христос. И "евангелие", если Вы заметили, в романе от Волонда. А может быть правда от сатаны? И достают его из-под задницы помощника Воланда(кота). И написано оно на деньги, полученные от выигрыша лоторейного билета, найденного в грязном белье. Так ли относятся к тому, что является священным и истинным?
                          Друг, умерьте свой обличающий пыл. А лучше поймите, что все, что написано в книжках, в том числе и в Библии - есть художественный образ. Это не значит, что Бога и дьявола не существует, а значит, что они описаны посредством создания художественного образа, который не в состоянии полностью описать действительность. Потому образ действительности еще не является самой действительностью. И образ Бога и дьявола в книге - это еще не есть сами Бог и дьявол. Будь то в Библии, будь-то в книге у Булгакова.

                          Комментарий

                          • Св.
                            Отключен

                            • 27 February 2006
                            • 9335

                            #14
                            Сообщение от grashin
                            Не знающий зла, не способен оценить и добра.
                            Еще раз. Это оккультизм рериха и блаватской. К христиантсву не имеет ни малейшего отношения. Матери для того, чтобы любить свое дитя, чтобы понять, что она его любит, совершенно не обязательно его потерять или увидеть зло по отношению к нему. Она его любит безусловно и абсолютно. Чтобы понять красоту музыки Рахманинова совершенно не обязательно послушать и сравнить её с хеви-маталлом и "уси-пуси, миленький мой". Чтобы увидеть красоту цветка совершенно необязательно копаться в мусорных отходах. Не все познается в сравнении. Любовь не познаетсяв сравнении. Она абсолютна. Это в христианстве.
                            У Вас же - оккультитский пантеистский взгляд на вещи. Рерих и Блаватская - не христиане. Дуализм и пантеизм это называется. Ничего нового.
                            Не говоря уже о том, что без зла невозможно обретение умения побеждать зло добром.
                            Пантеизм, дуализм и оккультизм.
                            Добро первично и самодостаточно. И бесконечно в своем развитии.
                            Эта истина, которую вам еще предстоит познать и в жизни и в Писании.
                            Этой "истины" нет в Писании. Эта "истина" есть у сатанистов пантеистов вроде Рериха и Блаватской. Мне совершенно нет никакой нужды её "познавать".
                            Но для этого, вам нужно избавиться от многих религиозных стереотипов. Думаю, что Бог вам поможет в этом.
                            Вероятно, Вы хотели сказать сатана? Он поможет.

                            Комментарий

                            • ahmed ermonov
                              Ищущий ищущих Бога!

                              • 12 September 2003
                              • 8625

                              #15
                              Сообщение от grashin
                              Без искушений сатаны вы не сможете совершенствоваться и двигаться к образу и подобию Христа.
                              Как будто у Бога нет иных средств для того чтобы испытать человека...
                              Сам сатана как пал, кто искушал других ангелов, чтобы они уподоблялись Христу?
                              Грашин, не стоит перегибать палку. Лучше воздержаться. Здесь есть опасность восхваления того, кто этого не стоит.
                              Мир!

                              Комментарий

                              Обработка...