У многих людей, особенно из среды так называемых интеллектуалов, работников умственного труда или любящих порассуждать на различные темы, существует такая проблема, как зависимость от ума.
В чем она проявляется? Человек привыкает думать и, как следствие, обо всем выносить суждения. В чем же здесь проблема возможно, спросите вы, - разве думать это плохо?
Сразу скажу, что я убежден, что думать это хорошо. Лучше все же думать, чем не думать. Я так считаю. И выработанную потребность думать, считаю ценным приобретением для человека. Но во всяком деле можно впасть в крайности и дойти до неразумия, и даже в таком полезном занятии, как процесс мышления. Что, собственно, произошло и со мной.
С детских лет читая много книжек, я попал в своего рода ловушку ума, сосредоточившись, точнее сказать, зациклившись на умственной сфере и сведя все многобразие проявлений жизни в человеке к умственному рефлексированию. Я настолько увяз в умстованиях, что, когда благодаря некоторым жизненным потрясениям, уверовал в Бога, Тому пришлось вразумлять меня Своей «тяжелой артиллерией» - дать мне такое средство, которое позволяло не просто освобождать мозги, но еще и получать удовольствие от самого активного состояния недумания. Я получил от Бога сверхествественный дар говорения на иных языках, и часами пел и говорил на каком-то непонятном для меня языке, совершенно непонимая смысла того, что говорил, но испытывая при этом коллосальное облегчение и радость.
Мой ум в этом процессе, как говориться, просто отдыхал, а я, получив свободу от его бремени, чуть ли не парил над землей, как бабочка над поляной.
Конечно, если бы я не знал к тому времени, что такой дар сущестует в природе, что о нем говориться в Библии, и его имеют многие мои знакомые, я бы подумал, что сошел с ума. И, наверное, я действительно сошел с ума, но не в общеупотребимом смысле, а в смысле того, что я пошел другим путем, не интеллектуальным, а каким-то иным.
Однако факт остается фактом, благодаря использованию этого дара, я утвердился во мнении, что мыслительная сфера далеко не единственная в жизнедеятельности человека и ограничивать свое жизнь лишь ею глупо и небезопасно.
Впрочем, увлекшись говорениями на языках, я впал в другую крайность я почти совсем перестал думать, - и настолько обленился умственно, что одно время мне даже было тяжело совершить простую математическую операцию, к примеру, пересчитать деньги или проанализировать, как я провел день. Думать стало решительно лень, и я почувствовал, что сползаю, как по зыбким пескам, в какую-то бездну, принося себе непоправимый вред. Имя это бездне - безответственность, то есть, когда свою личную ответственность люди передают какому-то "дяде", в моем случае - Богу.
С большим трудом, прилагая титанические усилия, я взял себя в руки, и опять начал учиться думать, анализировать, рассуждать. Я начал вести дневник, и с тех пор опять вернулся к практике размышлений.
Благодаря этому опыту, мне удалось понять, что ум дан человеку, как важное, но не решающее средство. Что прожить можно и без ума. Но с умом прожить все же лучше.И полезнее. Только нужно правильно пользоваться этим средством, не давая ему брать вверх над тобой, но заставлять добросовестно служить своему хозяину. Ум это слуга, а слуга должен быть послушен, если хотите, смирен пред своим господином. И в то же время добросовестно исполнять свою работу.
Также благодаря этому опыту, я увидел проблемы людей, которые либо находяться под властью ума, то есть несвободны от него, как и проблемы людей, которые, наоборот, настолько свободны от ума, что не умеют элементарно думать, из-за чего становяться легкой добычей и жертвой манипуляций со стороны других.
Последних очень много я встречал среди верующих, которые часто подменяют работу ума доверием какой либо доктрине, учению или религиозному авторитету. Такие люди не понимают, что подчинение себя догме это тупиковый путь, не ведущий к развитию личности, но, наоборот, ведущий к деградации, разрушению. Фанатизм, доктринерство, законничество вот неизбежное следствие такого пути без ума.
В то же время, как проблемой людей думающих часто становиться ошибочное мнение, которое пленяет их и также держит в заблуждении.
Думающие тоже нередко заходят в тупики, преодолеть которые возможно только выйдя из плена ума, поднявшись над ним, отключивши ум.А потом его опять «включивши», но за это время перерыва успевши глотнуть целительного воздуха свободы и принять в себя какую-то «добавку», позволяющую уму увидеть ситуацию под другим углом зрения и найдя верное решение проблемы.
Думающий привык обо всем иметь свое мнение, и если его ум не смирен, если такой человек не понимает, что его суждение не является истиной в последней инстанции, он также становиться жертвой своего неразумия, как и человек недумающий.
Таким образом, противоположности смыкаются догма, которая контролирует поведение человека не думающего, начинает контролировать и думающего. С той лишь разницей, что в перовм случае эта догма пришла извне, от внешего авторитета, а во втором, она создана им самим, и фактически является суждением, претендующим на статус догмы или аксиомы.
Думающий, но не обладающий смиренным умом человек все время зависит, во-первых от необходимости создавать суждения (так как без них он чувствует себя некомфортно, незряче и ему не на что опереться в ситауции, в которой он еще не разобрался и о которй не вынес своего суждения). А во вторых, он зависим от своего уже созданного суждения, от своей оценки ситуации. Оценки, которую он считает верной, безошибочной.
Так что же такое смиренный ум? Это ум, не претендующий на безошибочность. Это ум, который легко может давать оценку, определение, но также легко он может и отпустить эту оценку. Это ум, не зацикленный на самом себе. И потому это ум легкий, подвижный, недогматический, творческий. Это ум, открытый к новой бесконечности, к обновлению, к развитию. Это ум гармоничного человека, который всегда учиться у жизни и не входит с ней в непримиримые конфликты.
Александр Грайцер.
В чем она проявляется? Человек привыкает думать и, как следствие, обо всем выносить суждения. В чем же здесь проблема возможно, спросите вы, - разве думать это плохо?
Сразу скажу, что я убежден, что думать это хорошо. Лучше все же думать, чем не думать. Я так считаю. И выработанную потребность думать, считаю ценным приобретением для человека. Но во всяком деле можно впасть в крайности и дойти до неразумия, и даже в таком полезном занятии, как процесс мышления. Что, собственно, произошло и со мной.
С детских лет читая много книжек, я попал в своего рода ловушку ума, сосредоточившись, точнее сказать, зациклившись на умственной сфере и сведя все многобразие проявлений жизни в человеке к умственному рефлексированию. Я настолько увяз в умстованиях, что, когда благодаря некоторым жизненным потрясениям, уверовал в Бога, Тому пришлось вразумлять меня Своей «тяжелой артиллерией» - дать мне такое средство, которое позволяло не просто освобождать мозги, но еще и получать удовольствие от самого активного состояния недумания. Я получил от Бога сверхествественный дар говорения на иных языках, и часами пел и говорил на каком-то непонятном для меня языке, совершенно непонимая смысла того, что говорил, но испытывая при этом коллосальное облегчение и радость.
Мой ум в этом процессе, как говориться, просто отдыхал, а я, получив свободу от его бремени, чуть ли не парил над землей, как бабочка над поляной.
Конечно, если бы я не знал к тому времени, что такой дар сущестует в природе, что о нем говориться в Библии, и его имеют многие мои знакомые, я бы подумал, что сошел с ума. И, наверное, я действительно сошел с ума, но не в общеупотребимом смысле, а в смысле того, что я пошел другим путем, не интеллектуальным, а каким-то иным.
Однако факт остается фактом, благодаря использованию этого дара, я утвердился во мнении, что мыслительная сфера далеко не единственная в жизнедеятельности человека и ограничивать свое жизнь лишь ею глупо и небезопасно.
Впрочем, увлекшись говорениями на языках, я впал в другую крайность я почти совсем перестал думать, - и настолько обленился умственно, что одно время мне даже было тяжело совершить простую математическую операцию, к примеру, пересчитать деньги или проанализировать, как я провел день. Думать стало решительно лень, и я почувствовал, что сползаю, как по зыбким пескам, в какую-то бездну, принося себе непоправимый вред. Имя это бездне - безответственность, то есть, когда свою личную ответственность люди передают какому-то "дяде", в моем случае - Богу.
С большим трудом, прилагая титанические усилия, я взял себя в руки, и опять начал учиться думать, анализировать, рассуждать. Я начал вести дневник, и с тех пор опять вернулся к практике размышлений.
Благодаря этому опыту, мне удалось понять, что ум дан человеку, как важное, но не решающее средство. Что прожить можно и без ума. Но с умом прожить все же лучше.И полезнее. Только нужно правильно пользоваться этим средством, не давая ему брать вверх над тобой, но заставлять добросовестно служить своему хозяину. Ум это слуга, а слуга должен быть послушен, если хотите, смирен пред своим господином. И в то же время добросовестно исполнять свою работу.
Также благодаря этому опыту, я увидел проблемы людей, которые либо находяться под властью ума, то есть несвободны от него, как и проблемы людей, которые, наоборот, настолько свободны от ума, что не умеют элементарно думать, из-за чего становяться легкой добычей и жертвой манипуляций со стороны других.
Последних очень много я встречал среди верующих, которые часто подменяют работу ума доверием какой либо доктрине, учению или религиозному авторитету. Такие люди не понимают, что подчинение себя догме это тупиковый путь, не ведущий к развитию личности, но, наоборот, ведущий к деградации, разрушению. Фанатизм, доктринерство, законничество вот неизбежное следствие такого пути без ума.
В то же время, как проблемой людей думающих часто становиться ошибочное мнение, которое пленяет их и также держит в заблуждении.
Думающие тоже нередко заходят в тупики, преодолеть которые возможно только выйдя из плена ума, поднявшись над ним, отключивши ум.А потом его опять «включивши», но за это время перерыва успевши глотнуть целительного воздуха свободы и принять в себя какую-то «добавку», позволяющую уму увидеть ситуацию под другим углом зрения и найдя верное решение проблемы.
Думающий привык обо всем иметь свое мнение, и если его ум не смирен, если такой человек не понимает, что его суждение не является истиной в последней инстанции, он также становиться жертвой своего неразумия, как и человек недумающий.
Таким образом, противоположности смыкаются догма, которая контролирует поведение человека не думающего, начинает контролировать и думающего. С той лишь разницей, что в перовм случае эта догма пришла извне, от внешего авторитета, а во втором, она создана им самим, и фактически является суждением, претендующим на статус догмы или аксиомы.
Думающий, но не обладающий смиренным умом человек все время зависит, во-первых от необходимости создавать суждения (так как без них он чувствует себя некомфортно, незряче и ему не на что опереться в ситауции, в которой он еще не разобрался и о которй не вынес своего суждения). А во вторых, он зависим от своего уже созданного суждения, от своей оценки ситуации. Оценки, которую он считает верной, безошибочной.
Так что же такое смиренный ум? Это ум, не претендующий на безошибочность. Это ум, который легко может давать оценку, определение, но также легко он может и отпустить эту оценку. Это ум, не зацикленный на самом себе. И потому это ум легкий, подвижный, недогматический, творческий. Это ум, открытый к новой бесконечности, к обновлению, к развитию. Это ум гармоничного человека, который всегда учиться у жизни и не входит с ней в непримиримые конфликты.
Александр Грайцер.
Комментарий