В современном мире, когда человек, человеческая личность, открыто провозглашаются величайшей и конечной ценностью (причем в системах как религиозных, так и атеистических, и вообще не имеющих отношения к сфере религии), а права, желания и практически неограниченная свобода личности в их реализации возведены в ранг абсолютного, христианский мир в полной мере оказывается подвержен влиянию данной тенденции.
Свобода, свободомыслие, в чем-то даже «диссидентство» христианина стали в определенных кругах показателем его прогрессивности и духовной развитости. В результате, многими христианами Церковь стала мыслиться как некая консервативная тоталитарная система, подавляющая свободу человека, отнимающая у него право голоса. Неслучайно многие верующие стремятся и вовсе выйти из церкви, создав в собственном разуме некий образ мифической богоборческой системы, олицетворением которого становится либо конкретная историческая Церковь, либо же любое христианское сообщество, в принципе.
Таким образом, мы имеем дело со своего рода духовным донкихотством, когда отдельные ревностно настроенные верующие начинают сражаться с воображаемым противником ветряными мельницами доктрин, систем, мировоззрений. Быть противником «системы», повторюсь, стало не просто модным, но показателем развитости и сознательности христианской личности. Христианскими «диссидентами» Церковь воспринимается как правящая религиозная партия, которая, как известно, всегда права, а, стало быть, покушается на свободу граждан. Сам Христос в причудливом сознании многих верующих превращается если не в революционера, каким его изображали отдельные марксисты, то, как минимум, в борца с религиозной системой хотя Он был скорее борец с религиозной преступностью и злоупотреблениями в сфере духа.
В данном материале мне, отнюдь не эксперту в данной области, но просто любознательному и ищущему человеку, хотелось бы проанализировать данный интересующий меня феномен, а также поразмышлять над природой Церкви и ее существенным отличием, при видимой внешней схожести, от любой человеческой организации, будь то партии, компании или чего-либо подобного. В то же время я попытаюсь раскрыть почему, с моей точки зрения, Христос никоим образом не противопоставлял Себя существовавшей в Его дни религиозной системе, но выступал против злоупотреблений конкретных ее представителей. И единственная «система», против которой Он действительно выступал, была та круговая порука зла, тот круговорот зла в природе, в который, к сожалению, оказались вплетены все остальные системы мира сего политические, социальные, религиозные. И выступая против этой системы зла, Он боролся не против других систем, не против ветхозаветной церкви, но за них, за их подлинное очищение от порочной закваски. Но давайте обо всем по порядку.
Почему-то многим из нас изначально претит слово «система» - вероятно потому, что все известные нам, выросшим в эпоху тоталитаризма, системы так или иначе ограничивают человеческую свободу и жизнь, а порой и вовсе лишают их. В нашем падшем мире, также представляющим собой уникальную и удивительную взаимосвязанную систему, все изначально «хорошо весьма», и, опять-таки, все является падшим, испорченным.
Если посмотреть на окружающий мир, все в нем либо является системой, либо частью одновременно бесчисленного множества самых разных систем. Так, все творение, весь макро- и микро-космос являются сложнейшими системами взаимодействия, сама органическая жизнь также является системой, как и пресловутый круговорот воды и вообще всех веществ и энергии в природе. Всему положены определенные пределы и сроки, все процессы в этом мире развиваются по раз навсегда установленным свыше законам.
Человеческий организм, в частности тело, является совершенно невообразимой системой, в свою очередь состоящей из миллионов других «подсистем» - кровеносной, нервной и других.
Церковь Христова, будучи Его Телом (заметьте, именно телом, а не душой или духом), является, в свою очередь, сложнейшей системой взаимодействия и взаимопроникновения Божественного и человеческого, столкновением двух свободных воль. Сегодня многие представляют себе идеальную Церковь, как некую духовную анархию, хотя нет ничего дальше от истины.
С самого начала, как мы знаем, апостолы уделяли большое внимание церковному порядку и устройству жизни поместных общин все должно было совершаться «благообразно и по чину». Никакого бесчиния, приводящего к спорам, соблазнам и расколам, апостолы не допускали. Неслучайно апостол Павел рукополагал по городам пресвитеров, которые, в свою очередь, рукополагали других. И сам апостол, будучи, так сказать, рукоположен Богом, тем не менее, не отделился от других, но стал неотъемлемой частью Тела, и вместо того, чтобы «расшатывать систему снаружи», укреплял ее изнутри.
Уже за время жизни апостолов Церковь-Община вполне сформировалась организационно, системно, что обеспечило ей дальнейший рост и развитие. Таким образом, сами апостолы, а точнее Христос через них, заложили основу для формирования Церкви не просто как некоего мистического, а точнее мифического организма, но вполне реальной организации, проходящей со всеми прочими через земную историю. Как кто-то заметил, Церковь есть продолжение Самого Христа во времени. При этом некоторые, особенно далеко ушедшие в своих умозаключениях, даже склонны противопоставлять проповедованную Христом свободу в духе практической деятельности Павла по формированию и обустройству общин.
Тем не менее, именно Богом «порядка и устройства» при активном содействии апостолов и других верных служителей была основана настоящая церковная система, с ее иерархическими чинами, таинствами рукоположения, священства, исцеления и прочими, о которых неоднократно упоминают апостольские послания.
При этом, тогда как залогом эффективности миссии и выживаемости церковной системы в мире является Сам Христос, от начала и до скончания века незримо пребывающий в Церкви, во многом именно от человека зависит будет ли богосозданная система действовать на благо ее членов и внешнего мира, либо во вред на утверждение любви и свободы, либо на их попрание и подавление. Но и последнее не отменяет непреложности обетований Божьих, данных Церкви. Какие бы ветра и страсти не бушевали в той, которая была создана Христом, а не людьми, никакие бури не смогут потопить ковчег спасения Церковь. Притом мы вполне можем из него выпасть, или не попасть внутрь.
Во время земной жизни Христос не только не противопоставлял Себя религиозной системе Своего времени, но напротив плотью и кровью вошел в нее. Он родился не где-нибудь, а среди народа Божьего, как все еврейские мальчики был обрезан по закону, в отрочестве на праздники посещал иерусалимский храм, а по субботам синагогу. Внешне Он ничем не выделялся из среды самых обычных иудеев. Вместе со всем народом принял крещение Иоанново. Обращаясь к саддукеям и фарисеям, Он обличал тех, что сели на «седалище Моисеевом», но при этом не отрицал законности самого «седалища Моисеева». Иудеям говорил: «знаю, что вы семя Авраамово», а самарянам, что «спасение от иудеев». Никогда не выступал открыто ни против политической системы кесаря, ни даже против столь распространенной в то время порочной практики рабовладения, на которой держалось все древнее общество. Он боролся не с человеческими системами, но с духовным порабощением злу, и искал не ниспровержения систем, а свободной воли человека в следовании евангельскому призыву.
Дабы войти в плоть мира, освятить и преобразить ту систему, в которой мы все живем, Он вошел внутрь нее, а не отделился, как это часто делаем мы. И до сих пор, Он точно так остается в своей Церкви, с нами, которые продолжают изменять Ему, но которым Он остается и останется верен до конца. Христос продолжает умирать в Церкви за Церковь, подобно тому, как Он умер в народе Израильском, и, несмотря на это, воскрес не где-нибудь, а именно в нем. Сегодня стало модным выражением «выйти за стан» (читай из церкви), при этом как-то забывается, что Сам Христос никогда добровольно не выходил за стан это Его отлучили от общества израильского, хотя Он, воскреснув, и вернулся в него, чтобы не уходить впредь, но восстановить «скинию Давида падшую».
Церковь проходила через историю небезгрешно, не без потерь, при этом всегда и во всякое время оставаясь святой и внутренне непричастной злу Невестой Христовой единственной и неповторимой в своем роде, говоря современным языком, не имеющей аналогов в мире. Основанная Христом прежде времени, она уходит корнями в допотопные времена, когда первый праведник Авель принес жертву угодную Богу.
Свобода, свободомыслие, в чем-то даже «диссидентство» христианина стали в определенных кругах показателем его прогрессивности и духовной развитости. В результате, многими христианами Церковь стала мыслиться как некая консервативная тоталитарная система, подавляющая свободу человека, отнимающая у него право голоса. Неслучайно многие верующие стремятся и вовсе выйти из церкви, создав в собственном разуме некий образ мифической богоборческой системы, олицетворением которого становится либо конкретная историческая Церковь, либо же любое христианское сообщество, в принципе.
Таким образом, мы имеем дело со своего рода духовным донкихотством, когда отдельные ревностно настроенные верующие начинают сражаться с воображаемым противником ветряными мельницами доктрин, систем, мировоззрений. Быть противником «системы», повторюсь, стало не просто модным, но показателем развитости и сознательности христианской личности. Христианскими «диссидентами» Церковь воспринимается как правящая религиозная партия, которая, как известно, всегда права, а, стало быть, покушается на свободу граждан. Сам Христос в причудливом сознании многих верующих превращается если не в революционера, каким его изображали отдельные марксисты, то, как минимум, в борца с религиозной системой хотя Он был скорее борец с религиозной преступностью и злоупотреблениями в сфере духа.
В данном материале мне, отнюдь не эксперту в данной области, но просто любознательному и ищущему человеку, хотелось бы проанализировать данный интересующий меня феномен, а также поразмышлять над природой Церкви и ее существенным отличием, при видимой внешней схожести, от любой человеческой организации, будь то партии, компании или чего-либо подобного. В то же время я попытаюсь раскрыть почему, с моей точки зрения, Христос никоим образом не противопоставлял Себя существовавшей в Его дни религиозной системе, но выступал против злоупотреблений конкретных ее представителей. И единственная «система», против которой Он действительно выступал, была та круговая порука зла, тот круговорот зла в природе, в который, к сожалению, оказались вплетены все остальные системы мира сего политические, социальные, религиозные. И выступая против этой системы зла, Он боролся не против других систем, не против ветхозаветной церкви, но за них, за их подлинное очищение от порочной закваски. Но давайте обо всем по порядку.
Почему-то многим из нас изначально претит слово «система» - вероятно потому, что все известные нам, выросшим в эпоху тоталитаризма, системы так или иначе ограничивают человеческую свободу и жизнь, а порой и вовсе лишают их. В нашем падшем мире, также представляющим собой уникальную и удивительную взаимосвязанную систему, все изначально «хорошо весьма», и, опять-таки, все является падшим, испорченным.
Если посмотреть на окружающий мир, все в нем либо является системой, либо частью одновременно бесчисленного множества самых разных систем. Так, все творение, весь макро- и микро-космос являются сложнейшими системами взаимодействия, сама органическая жизнь также является системой, как и пресловутый круговорот воды и вообще всех веществ и энергии в природе. Всему положены определенные пределы и сроки, все процессы в этом мире развиваются по раз навсегда установленным свыше законам.
Человеческий организм, в частности тело, является совершенно невообразимой системой, в свою очередь состоящей из миллионов других «подсистем» - кровеносной, нервной и других.
Церковь Христова, будучи Его Телом (заметьте, именно телом, а не душой или духом), является, в свою очередь, сложнейшей системой взаимодействия и взаимопроникновения Божественного и человеческого, столкновением двух свободных воль. Сегодня многие представляют себе идеальную Церковь, как некую духовную анархию, хотя нет ничего дальше от истины.
С самого начала, как мы знаем, апостолы уделяли большое внимание церковному порядку и устройству жизни поместных общин все должно было совершаться «благообразно и по чину». Никакого бесчиния, приводящего к спорам, соблазнам и расколам, апостолы не допускали. Неслучайно апостол Павел рукополагал по городам пресвитеров, которые, в свою очередь, рукополагали других. И сам апостол, будучи, так сказать, рукоположен Богом, тем не менее, не отделился от других, но стал неотъемлемой частью Тела, и вместо того, чтобы «расшатывать систему снаружи», укреплял ее изнутри.
Уже за время жизни апостолов Церковь-Община вполне сформировалась организационно, системно, что обеспечило ей дальнейший рост и развитие. Таким образом, сами апостолы, а точнее Христос через них, заложили основу для формирования Церкви не просто как некоего мистического, а точнее мифического организма, но вполне реальной организации, проходящей со всеми прочими через земную историю. Как кто-то заметил, Церковь есть продолжение Самого Христа во времени. При этом некоторые, особенно далеко ушедшие в своих умозаключениях, даже склонны противопоставлять проповедованную Христом свободу в духе практической деятельности Павла по формированию и обустройству общин.
Тем не менее, именно Богом «порядка и устройства» при активном содействии апостолов и других верных служителей была основана настоящая церковная система, с ее иерархическими чинами, таинствами рукоположения, священства, исцеления и прочими, о которых неоднократно упоминают апостольские послания.
При этом, тогда как залогом эффективности миссии и выживаемости церковной системы в мире является Сам Христос, от начала и до скончания века незримо пребывающий в Церкви, во многом именно от человека зависит будет ли богосозданная система действовать на благо ее членов и внешнего мира, либо во вред на утверждение любви и свободы, либо на их попрание и подавление. Но и последнее не отменяет непреложности обетований Божьих, данных Церкви. Какие бы ветра и страсти не бушевали в той, которая была создана Христом, а не людьми, никакие бури не смогут потопить ковчег спасения Церковь. Притом мы вполне можем из него выпасть, или не попасть внутрь.
Во время земной жизни Христос не только не противопоставлял Себя религиозной системе Своего времени, но напротив плотью и кровью вошел в нее. Он родился не где-нибудь, а среди народа Божьего, как все еврейские мальчики был обрезан по закону, в отрочестве на праздники посещал иерусалимский храм, а по субботам синагогу. Внешне Он ничем не выделялся из среды самых обычных иудеев. Вместе со всем народом принял крещение Иоанново. Обращаясь к саддукеям и фарисеям, Он обличал тех, что сели на «седалище Моисеевом», но при этом не отрицал законности самого «седалища Моисеева». Иудеям говорил: «знаю, что вы семя Авраамово», а самарянам, что «спасение от иудеев». Никогда не выступал открыто ни против политической системы кесаря, ни даже против столь распространенной в то время порочной практики рабовладения, на которой держалось все древнее общество. Он боролся не с человеческими системами, но с духовным порабощением злу, и искал не ниспровержения систем, а свободной воли человека в следовании евангельскому призыву.
Дабы войти в плоть мира, освятить и преобразить ту систему, в которой мы все живем, Он вошел внутрь нее, а не отделился, как это часто делаем мы. И до сих пор, Он точно так остается в своей Церкви, с нами, которые продолжают изменять Ему, но которым Он остается и останется верен до конца. Христос продолжает умирать в Церкви за Церковь, подобно тому, как Он умер в народе Израильском, и, несмотря на это, воскрес не где-нибудь, а именно в нем. Сегодня стало модным выражением «выйти за стан» (читай из церкви), при этом как-то забывается, что Сам Христос никогда добровольно не выходил за стан это Его отлучили от общества израильского, хотя Он, воскреснув, и вернулся в него, чтобы не уходить впредь, но восстановить «скинию Давида падшую».
Церковь проходила через историю небезгрешно, не без потерь, при этом всегда и во всякое время оставаясь святой и внутренне непричастной злу Невестой Христовой единственной и неповторимой в своем роде, говоря современным языком, не имеющей аналогов в мире. Основанная Христом прежде времени, она уходит корнями в допотопные времена, когда первый праведник Авель принес жертву угодную Богу.
Комментарий