Тайна спасения или гарантия «спасенности»?
Одним из основных моментов, отличающих учения современных евангельских церквей от богословия Православной Церкви, наряду с вопросом о сущности Церкви, является понимание проблемы спасения, или вернее «спасенности».
В абсолютно преобладающем числе современных протестантских общин человеку предлагается своего рода гарантия «спасенности» в обмен на оставление греховного образа жизни и просто вредных привычек. Признаком спасенности считается исповедание веры в Иисуса Христа от этого нередко возникает довольно абсурдная, на мой взгляд, ситуация: как определить спасен тот или иной человек или нет (в то же время относительно себя никто как бы не сомневается). Еще сложнее обстоит дело с теми, кто отпал от церкви по причине греха или заблуждения здесь мнения, как правило, расходятся: одни продолжают считать таковых «спасающимися как бы из огня», тогда как другие «как бы и не спасающимися».
Отсюда происходят все эти бесчисленные и ни к чему не приводящие споры среди верующих, производящие больше расстройства, нежели назидания о возможности-невозможности потерять спасение. И сам факт того, что эти споры постоянно будоражат протестантское сообщество, основывающее свои взгляды почти исключительно на Писания красноречиво свидетельствует в пользу того, что ясного и однозначного ответа на этот вопрос в Библии не содержится. Нигде в Писании не говорится о том, что спасение нельзя потерять. Если же его в принципе потерять можно, то сам вопрос о гарантированной спасенности, о какой бы то ни было спасенности вообще, становится неуместным.
Так что же такое спасенность в привычном протестантском толковании? По моему мнению, это своего рода «депутатский» иммунитет для избранных (привилегированных), позволяющий верующему уйти от ответственности, заглушить угрызения совести и призванный дать человеку чувство определенной безопасности (впрочем, ложной).
В противовес этому Православная Церковь учит, что спасение возможно исключительно в Церкви, и при этом не гарантируется внешней принадлежностью к ней. В отличие от разного рода самопровозглашенных «спасательных организаций», она не берет на себя ответственности судить о спасении своих членов, предоставляя весь суд Богу, по слову апостола: «и хотя я ничего не знаю за собою, тем не оправдываюсь Судия же мне Господь» и «время начаться суду с дома Божия». Апостол, как нетрудно заметить (лишь бы было желание), постоянно предупреждает верующих о той опасности, которая их подстерегает в случае нерадения о благочестии, призывает «со страхом и трепетом совершать свое спасение».
Казалось бы, к чему совершать то, что итак совершено? Оказывается, не совершено Бог сделал Свою часть, теперь дело за тем малым, без которого сводится на нет великое за нашей жизнью. А если спасение еще совершается (пока в мире есть зло, а в нас грех, всегда есть потенциальная возможность совратиться), то излюбленный вопрос протестантов «спасен ты или нет?» полностью обессмысливается. Этот вопрос, своего рода лакмусовая бумажка протестантов, на мой взгляд, является пределом человеческой самоуверенности ни о каком «страхе-трепете» речи здесь не идет.
И это несмотря на то, что Церковь, основанная Христом и являющаяся столпом и утверждением истины, не берет на себя смелости судить о человеке, и не просто о человеке, но даже о члене Церкви так как тайна спасения совершается в душе христианина и сокрыта от глаз посторонних. Это лишний раз свидетельствует в пользу Церкви, так как она не старается завлечь в свои «сети» безответственными обещаниями и дешевыми «гарантиями», на которые так падок человек вообще и современный в особенности. Поразительно, но факт то, чего не гарантирует человеку Церковь, запросто обещает вчерашний новообращенный из числа протестантов. И это притом, что, как мы выяснили, ни Христос, ни Писание не оставили нам прямых указаний относительно этого (по крайней мере, если придерживаться буквального понимания, а не фантазировать на вольную тему).
На самом деле (что на определенном этапе объяснимо и непредосудительно) мы изначально ищем не столько Христа, сколько спокойствия, мира, душевного комфорта, спасения и всяческих гарантий сохранности по ту и по эту сторону жизни дабы было удобнее совмещать приятное (мирскую жизнь) с полезным (жизнью духовной). Некоторые же протестантские учения заходят настолько далеко, что обещают своим последователям райскую жизнь уже на земле в конце концов, в Писании ведь нигде не сказано, что апостолы умерли мученической смертью.
И вот постепенно и незаметно в сознании верующего Христос превращается из цели и смысла всей жизни, из Самой Жизни в средство обеспечения персонального загробного существования. «Принял ли ты Христа как личного Спасителя?» - еще одна характерная фраза из протестантского лексикона, указывающая на предельно индивидуализированное восприятие спасения. Но что означает эта фраза, думаю, затруднится сказать и сам говорящий. Что такое принять Христа, как не жить богоугодной жизнью? А если так, то поистине исполнение воли Божьей есть единственная истинная гарантия нашей духовной безопасности и зрелости.
Вероятно такой вариант устроит не всех. Ведь нам непременно хочется гарантий, причем стопроцентных чтобы здесь и сейчас, и притом бесплатно. Чтобы можно было не волноваться и не переживать хотя бы об этом, ведь в жизни итак хватает разных проблем. Но что удивительно наличие подобных гарантий, внушение их себе, вовсе не дает подлинного успокоения, мира и радости. Как и любое самовнушение, оно не способно реально преобразить человека, а лишь настраивает его на позитивные мысли, тем самым, уводя от реальности. Поэтому неудивительно, что свято уверовавший в собственную спасенность и избранность, тем не менее, подсознательно продолжает сомневаться в них, и потому заставляет себя верить с удвоенной энергией. Но от этого душевный мир не только не приходит, но наоборот оставляет человека. Ведь отношения с Богом нечто в первую очередь живое и не может быть совмещено с мертвым идолом т.н. спасающей доктрины.
Реальность же состоит в том, что мы спасаемся Христом, когда позволяем Ему исполнять в нас волю Божью. И никаких других гарантий, кроме этой, тем более пожизненных и посмертных, не существует в помине. Господь отвечает за Свою работу в нас здесь не нужны гарантии и невозможны поломки. Он Сам одновременно Спасение и Гарантия и только пребывая в Нем, в Теле Христовом, которое есть Церковь, мы уже сейчас можем и должны иметь жизнь вечную, теряя ее всякий раз, когда оставляем Христа. И это, по моему мнению, есть единственная подлинная гарантия нашего спасения, тогда как все остальные неизбежно ложны. Лишь «веруя в Него, мы имеем жизнь вечную», а не веруя, не сохраняя веры и верности, лишаемся этой жизни. Поэтому пусть каждый из нас смотрит, как строит ведь не исключено, что мы строим наш дом на шатком основании ложной доктрины безопасности, как тот поросенок из сказки, построивший дом из соломы в полной уверенности в том, что опасность ему не грозит. Быть может пришла пора вернуться к подобной литературе?
Одним из основных моментов, отличающих учения современных евангельских церквей от богословия Православной Церкви, наряду с вопросом о сущности Церкви, является понимание проблемы спасения, или вернее «спасенности».
В абсолютно преобладающем числе современных протестантских общин человеку предлагается своего рода гарантия «спасенности» в обмен на оставление греховного образа жизни и просто вредных привычек. Признаком спасенности считается исповедание веры в Иисуса Христа от этого нередко возникает довольно абсурдная, на мой взгляд, ситуация: как определить спасен тот или иной человек или нет (в то же время относительно себя никто как бы не сомневается). Еще сложнее обстоит дело с теми, кто отпал от церкви по причине греха или заблуждения здесь мнения, как правило, расходятся: одни продолжают считать таковых «спасающимися как бы из огня», тогда как другие «как бы и не спасающимися».
Отсюда происходят все эти бесчисленные и ни к чему не приводящие споры среди верующих, производящие больше расстройства, нежели назидания о возможности-невозможности потерять спасение. И сам факт того, что эти споры постоянно будоражат протестантское сообщество, основывающее свои взгляды почти исключительно на Писания красноречиво свидетельствует в пользу того, что ясного и однозначного ответа на этот вопрос в Библии не содержится. Нигде в Писании не говорится о том, что спасение нельзя потерять. Если же его в принципе потерять можно, то сам вопрос о гарантированной спасенности, о какой бы то ни было спасенности вообще, становится неуместным.
Так что же такое спасенность в привычном протестантском толковании? По моему мнению, это своего рода «депутатский» иммунитет для избранных (привилегированных), позволяющий верующему уйти от ответственности, заглушить угрызения совести и призванный дать человеку чувство определенной безопасности (впрочем, ложной).
В противовес этому Православная Церковь учит, что спасение возможно исключительно в Церкви, и при этом не гарантируется внешней принадлежностью к ней. В отличие от разного рода самопровозглашенных «спасательных организаций», она не берет на себя ответственности судить о спасении своих членов, предоставляя весь суд Богу, по слову апостола: «и хотя я ничего не знаю за собою, тем не оправдываюсь Судия же мне Господь» и «время начаться суду с дома Божия». Апостол, как нетрудно заметить (лишь бы было желание), постоянно предупреждает верующих о той опасности, которая их подстерегает в случае нерадения о благочестии, призывает «со страхом и трепетом совершать свое спасение».
Казалось бы, к чему совершать то, что итак совершено? Оказывается, не совершено Бог сделал Свою часть, теперь дело за тем малым, без которого сводится на нет великое за нашей жизнью. А если спасение еще совершается (пока в мире есть зло, а в нас грех, всегда есть потенциальная возможность совратиться), то излюбленный вопрос протестантов «спасен ты или нет?» полностью обессмысливается. Этот вопрос, своего рода лакмусовая бумажка протестантов, на мой взгляд, является пределом человеческой самоуверенности ни о каком «страхе-трепете» речи здесь не идет.
И это несмотря на то, что Церковь, основанная Христом и являющаяся столпом и утверждением истины, не берет на себя смелости судить о человеке, и не просто о человеке, но даже о члене Церкви так как тайна спасения совершается в душе христианина и сокрыта от глаз посторонних. Это лишний раз свидетельствует в пользу Церкви, так как она не старается завлечь в свои «сети» безответственными обещаниями и дешевыми «гарантиями», на которые так падок человек вообще и современный в особенности. Поразительно, но факт то, чего не гарантирует человеку Церковь, запросто обещает вчерашний новообращенный из числа протестантов. И это притом, что, как мы выяснили, ни Христос, ни Писание не оставили нам прямых указаний относительно этого (по крайней мере, если придерживаться буквального понимания, а не фантазировать на вольную тему).
На самом деле (что на определенном этапе объяснимо и непредосудительно) мы изначально ищем не столько Христа, сколько спокойствия, мира, душевного комфорта, спасения и всяческих гарантий сохранности по ту и по эту сторону жизни дабы было удобнее совмещать приятное (мирскую жизнь) с полезным (жизнью духовной). Некоторые же протестантские учения заходят настолько далеко, что обещают своим последователям райскую жизнь уже на земле в конце концов, в Писании ведь нигде не сказано, что апостолы умерли мученической смертью.
И вот постепенно и незаметно в сознании верующего Христос превращается из цели и смысла всей жизни, из Самой Жизни в средство обеспечения персонального загробного существования. «Принял ли ты Христа как личного Спасителя?» - еще одна характерная фраза из протестантского лексикона, указывающая на предельно индивидуализированное восприятие спасения. Но что означает эта фраза, думаю, затруднится сказать и сам говорящий. Что такое принять Христа, как не жить богоугодной жизнью? А если так, то поистине исполнение воли Божьей есть единственная истинная гарантия нашей духовной безопасности и зрелости.
Вероятно такой вариант устроит не всех. Ведь нам непременно хочется гарантий, причем стопроцентных чтобы здесь и сейчас, и притом бесплатно. Чтобы можно было не волноваться и не переживать хотя бы об этом, ведь в жизни итак хватает разных проблем. Но что удивительно наличие подобных гарантий, внушение их себе, вовсе не дает подлинного успокоения, мира и радости. Как и любое самовнушение, оно не способно реально преобразить человека, а лишь настраивает его на позитивные мысли, тем самым, уводя от реальности. Поэтому неудивительно, что свято уверовавший в собственную спасенность и избранность, тем не менее, подсознательно продолжает сомневаться в них, и потому заставляет себя верить с удвоенной энергией. Но от этого душевный мир не только не приходит, но наоборот оставляет человека. Ведь отношения с Богом нечто в первую очередь живое и не может быть совмещено с мертвым идолом т.н. спасающей доктрины.
Реальность же состоит в том, что мы спасаемся Христом, когда позволяем Ему исполнять в нас волю Божью. И никаких других гарантий, кроме этой, тем более пожизненных и посмертных, не существует в помине. Господь отвечает за Свою работу в нас здесь не нужны гарантии и невозможны поломки. Он Сам одновременно Спасение и Гарантия и только пребывая в Нем, в Теле Христовом, которое есть Церковь, мы уже сейчас можем и должны иметь жизнь вечную, теряя ее всякий раз, когда оставляем Христа. И это, по моему мнению, есть единственная подлинная гарантия нашего спасения, тогда как все остальные неизбежно ложны. Лишь «веруя в Него, мы имеем жизнь вечную», а не веруя, не сохраняя веры и верности, лишаемся этой жизни. Поэтому пусть каждый из нас смотрит, как строит ведь не исключено, что мы строим наш дом на шатком основании ложной доктрины безопасности, как тот поросенок из сказки, построивший дом из соломы в полной уверенности в том, что опасность ему не грозит. Быть может пришла пора вернуться к подобной литературе?
Комментарий