Как могло случиться, что избранный Богом народ распял своего Бога?
Ветхозаветная религия, начиная с Моисея, была религией массовой. Хотели того иудеи или нет, в силу ли любви к Богу или к ближнему, или просто "страха ради иудейска", все обязаны были слушаться тех духовных вождей, которые оказывались тогда у власти. Сама же иудейская духовная элита на протяжении всей ветхозаветной истории неоднократно грешила служением другим богам, во что вовлекался и весь народ. Идолопоклонства, как такового, ко времени Боговоплощения в Иудее не было. Но за фасадом законного служения существовал негласный сговор, соучастниками которого были сами духовные вожди. Состоял он в том, что они подменили своё пастырское служение политикой. Сговор иудейских пастырей Христос обличает в притче о злых виноградарях. Под виноградарями они и подразумеваются - вместо того, чтобы приводить народ к Богу, они замыкали его на себе. Для этого они подменили закон человеческими преданиями, хотя и опирались на Божественное откровение. Вместо того, чтобы открывать народу Бога, формировать у него собственные критерии истинного и ложного, они добивались от народа слепого повиновения и ориентировали его на самое простое - на обряд и на авторитет. Всякие попытки индивидуального восприятия подавлялись: "Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк" (Ин.7, 51-52). Получалось, чтобы остаться в сообществе, каждый отказывался от правды из солидарности друг с другом. В т.ч. и вожди народа, хотя истина должна была оставаться их уделом. Утрата в ветхозаветной церкви ориентации на сознательную личность означало то, что и сама она утратила своё предназначение. Поэтому Христос называет фарисеев, законников и священников иудейских "слепыми вождями слепого народа", говорит им "обходите моря и сушу, чтобы спасти хотя бы одного, а потом делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас", "сами войти не можете, и других не пускаете".
Такое состояние общества можно охарактеризовать как состояние организованной толпы, основным признаком которого "является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. Это скопление своей массой увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку... Развитые умственные способности людей, из которых состоит толпа, не противоречат этому принципу. Эти способности не имеют значения. С того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать" . Именно это состоянии иудеев имел ввиду Христос, когда говорил: "сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их". Потому что толпа "не рассуждает". Это индивида убеждают, а массе - внушают. Иисусу приходилось отделять толпу от учеников. "Ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат" (Мф.13,10-16).
Спасение состоит в том, что человек, потерявший Бога вновь Его обретает. Но "никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Мф.9,16-17). Бога нельзя обрести массово, коллективно - это дело сугубо личное. Поэтому человека нужно сначала вывести из массовости, как принятой культуры. Чтобы "спасти погибших овец дома Израилева" Бог вочеловечился. Чтобы "народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" этому народу нужно было измениться, или другими словами покаяться, "ибо приблизилось Царство Небесное". В этой перспективе иудейский вождизм оказался делом бессмысленным. Иисус указывает народу путь познания Истины как средство спасения, и что Путь, Истина и Жизнь есть Он Сам. И Сам Он пришёл не как вождь, а как пастырь. Свои проповеди Он произносил "на месте равне", а не с возвышенности. Беседы с учениками и с народом у Иисуса имели форму простой разговорной речи, они являлись дарением Истины, а не "руководством к действию". Христос не преследовал цели манипулировать массами. Себя Он называл "Сыном человеческим", никого не принуждал считать себя Сыном Божиим, и дождался, когда ученики сами лично пришли к этому выводу. Он говорил как власть имущий, но не как с толпой: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". В том же ключе Он даёт пастырские наставления апостолам: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7,6). Он посылает их не для того, чтобы завоевать толпу, а "чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин.9,39). Поэтому и говорит им: "если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Мф.10,14). Чтобы проповедь апостолов не была заранее обречена на неудачу, Иисус также учил их правилам поведения в толпе: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".
Иисус не обольщался тем, что толпы шли за Ним: "истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Ин.6,26). Но тем, что массы стали отходить от своих вождей, Христос навлек на себя их гнев. К тому же Он разоблачил их сговор. Поэтому первосвященники принимают решение Его убить: "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Ин. 11,50). Просто побиение камнями или темница синедрион не удовлетворяли. Им нужна была такая победа, которая бы народ вновь вернула к ним. Поэтому в своих действиях они опирались на свойства толпы. Они знали, что масса, как "трость, ветром колеблемая", импульсивна, изменчива, легко возбудима и отличается недостатком критического ума. Они знали, что в недрах толпы господствуют инстинкт и, если сыграть на эмоциях человека массы, его интеллектуальная деятельность снижается.. Ее поведение определяется почти исключительно бессознательным. Зная это можно добиться слепого доверия к власти и нетерпимого поведения к нарушителям традиций. А если толпу "завести", то у нее исчезают и моральные запреты. Толпа не ориентируется на сущность явления, а только на общность, престиж и традицию. Толпа любит лидеров, вождей и героев. Стоит вождю утратить своё величие, упасть в глазах толпы, она тут же от него отпадает, забывая былые заслуги. Презрение к такому состоянию иудеев высказали сами фарисеи: "народ невежда в законе, проклят он". Хотя именно на фарисеях лежала обязанность просвещения человека. Вместо этого они инсценировали спектакль. Христа унизили, сделали посмешищем, т.е. дискредитировали Его авторитет в глазах людей, а уже потом "по просьбе трудящихся" казнили позорной смертью.
При этом иудейская каста сама вынесла себе суд, который состоял "в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин3,19). А милость Бога состояла в том, что даже своей крёстной смертью Христос призвал и своих убийц к покаянию, ибо "народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь" (Лк.23,48).
Мы - христиане - должны понимать, что массовое христианство это такой же абсурд, как и вся массовая культура. И лозунги типа: "младший должен быть перед старшим как труп, как посох в руках старца" это проникшая в христианство закваска фарисейская, "которая есть лицемерие". Ап. Павел писал: "И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают (1Кор.14,29).
Ибо мы веруем в Церковь соборную (кафолическую), а не массовую.
Слово "кафолический" происходит от греч. выражения "каф ола", что в переводе на русский язык буквально означает "по всему целому" и является выражением высшей степени всеобъемлемости, целостности и полноты" [присущей каждому члену, а не массе в целом. ]. Понятие кафоличности применимо к некоторым, к остатку, а не к массе в целом. Путь к соборности, как и к свободе, лежит через познание истины. Массовость, стадность не есть соборность.
Священник Сергий Лунёв
Ветхозаветная религия, начиная с Моисея, была религией массовой. Хотели того иудеи или нет, в силу ли любви к Богу или к ближнему, или просто "страха ради иудейска", все обязаны были слушаться тех духовных вождей, которые оказывались тогда у власти. Сама же иудейская духовная элита на протяжении всей ветхозаветной истории неоднократно грешила служением другим богам, во что вовлекался и весь народ. Идолопоклонства, как такового, ко времени Боговоплощения в Иудее не было. Но за фасадом законного служения существовал негласный сговор, соучастниками которого были сами духовные вожди. Состоял он в том, что они подменили своё пастырское служение политикой. Сговор иудейских пастырей Христос обличает в притче о злых виноградарях. Под виноградарями они и подразумеваются - вместо того, чтобы приводить народ к Богу, они замыкали его на себе. Для этого они подменили закон человеческими преданиями, хотя и опирались на Божественное откровение. Вместо того, чтобы открывать народу Бога, формировать у него собственные критерии истинного и ложного, они добивались от народа слепого повиновения и ориентировали его на самое простое - на обряд и на авторитет. Всякие попытки индивидуального восприятия подавлялись: "Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк" (Ин.7, 51-52). Получалось, чтобы остаться в сообществе, каждый отказывался от правды из солидарности друг с другом. В т.ч. и вожди народа, хотя истина должна была оставаться их уделом. Утрата в ветхозаветной церкви ориентации на сознательную личность означало то, что и сама она утратила своё предназначение. Поэтому Христос называет фарисеев, законников и священников иудейских "слепыми вождями слепого народа", говорит им "обходите моря и сушу, чтобы спасти хотя бы одного, а потом делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас", "сами войти не можете, и других не пускаете".
Такое состояние общества можно охарактеризовать как состояние организованной толпы, основным признаком которого "является слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. Это скопление своей массой увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку... Развитые умственные способности людей, из которых состоит толпа, не противоречат этому принципу. Эти способности не имеют значения. С того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать" . Именно это состоянии иудеев имел ввиду Христос, когда говорил: "сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их". Потому что толпа "не рассуждает". Это индивида убеждают, а массе - внушают. Иисусу приходилось отделять толпу от учеников. "Ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат" (Мф.13,10-16).
Спасение состоит в том, что человек, потерявший Бога вновь Его обретает. Но "никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Мф.9,16-17). Бога нельзя обрести массово, коллективно - это дело сугубо личное. Поэтому человека нужно сначала вывести из массовости, как принятой культуры. Чтобы "спасти погибших овец дома Израилева" Бог вочеловечился. Чтобы "народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" этому народу нужно было измениться, или другими словами покаяться, "ибо приблизилось Царство Небесное". В этой перспективе иудейский вождизм оказался делом бессмысленным. Иисус указывает народу путь познания Истины как средство спасения, и что Путь, Истина и Жизнь есть Он Сам. И Сам Он пришёл не как вождь, а как пастырь. Свои проповеди Он произносил "на месте равне", а не с возвышенности. Беседы с учениками и с народом у Иисуса имели форму простой разговорной речи, они являлись дарением Истины, а не "руководством к действию". Христос не преследовал цели манипулировать массами. Себя Он называл "Сыном человеческим", никого не принуждал считать себя Сыном Божиим, и дождался, когда ученики сами лично пришли к этому выводу. Он говорил как власть имущий, но не как с толпой: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". В том же ключе Он даёт пастырские наставления апостолам: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7,6). Он посылает их не для того, чтобы завоевать толпу, а "чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин.9,39). Поэтому и говорит им: "если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Мф.10,14). Чтобы проповедь апостолов не была заранее обречена на неудачу, Иисус также учил их правилам поведения в толпе: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".
Иисус не обольщался тем, что толпы шли за Ним: "истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились" (Ин.6,26). Но тем, что массы стали отходить от своих вождей, Христос навлек на себя их гнев. К тому же Он разоблачил их сговор. Поэтому первосвященники принимают решение Его убить: "лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Ин. 11,50). Просто побиение камнями или темница синедрион не удовлетворяли. Им нужна была такая победа, которая бы народ вновь вернула к ним. Поэтому в своих действиях они опирались на свойства толпы. Они знали, что масса, как "трость, ветром колеблемая", импульсивна, изменчива, легко возбудима и отличается недостатком критического ума. Они знали, что в недрах толпы господствуют инстинкт и, если сыграть на эмоциях человека массы, его интеллектуальная деятельность снижается.. Ее поведение определяется почти исключительно бессознательным. Зная это можно добиться слепого доверия к власти и нетерпимого поведения к нарушителям традиций. А если толпу "завести", то у нее исчезают и моральные запреты. Толпа не ориентируется на сущность явления, а только на общность, престиж и традицию. Толпа любит лидеров, вождей и героев. Стоит вождю утратить своё величие, упасть в глазах толпы, она тут же от него отпадает, забывая былые заслуги. Презрение к такому состоянию иудеев высказали сами фарисеи: "народ невежда в законе, проклят он". Хотя именно на фарисеях лежала обязанность просвещения человека. Вместо этого они инсценировали спектакль. Христа унизили, сделали посмешищем, т.е. дискредитировали Его авторитет в глазах людей, а уже потом "по просьбе трудящихся" казнили позорной смертью.
При этом иудейская каста сама вынесла себе суд, который состоял "в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин3,19). А милость Бога состояла в том, что даже своей крёстной смертью Христос призвал и своих убийц к покаянию, ибо "народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь" (Лк.23,48).
Мы - христиане - должны понимать, что массовое христианство это такой же абсурд, как и вся массовая культура. И лозунги типа: "младший должен быть перед старшим как труп, как посох в руках старца" это проникшая в христианство закваска фарисейская, "которая есть лицемерие". Ап. Павел писал: "И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают (1Кор.14,29).
Ибо мы веруем в Церковь соборную (кафолическую), а не массовую.
Слово "кафолический" происходит от греч. выражения "каф ола", что в переводе на русский язык буквально означает "по всему целому" и является выражением высшей степени всеобъемлемости, целостности и полноты" [присущей каждому члену, а не массе в целом. ]. Понятие кафоличности применимо к некоторым, к остатку, а не к массе в целом. Путь к соборности, как и к свободе, лежит через познание истины. Массовость, стадность не есть соборность.
Священник Сергий Лунёв
Комментарий