БОГОДУХНОВЕННОСТЬ И АВТОРИТЕТ ПИСАНИЯ
2 Тим. 3:16-17 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Слово «Писание», использованное в 2 Тим. 3:16, относится главным образом к Писаниям Ветхого Завета (3:15). Есть, однако, указание, что и Новозаветные Писания уже тогда рассматривались как богодухновенные, когда Павел писал второе послание Тимофею (1 Тим. 5:18, где цити-руется Лк. 10:7; 2 Пет. 3:15-16). Для нас сегодня слово «Писание» относится к богодухновенным книгам как Ветхого, так и Нового Завета, т.е. к Библии. Все это - подлинное Слово Бога для человечества и единственное непогрешимое свидетельство о том, что Бог делает для спасения всех людей.
(1) Павел подтверждает, что все Писание вдохновлено Богом. Слово «богодухновенно» (греч. «теопневстос») происходит от двух греческих слов: «теос», что означает «Бог», и «пнео», означающего «дышать, вдыхать». Таким образом, это слово имеет значение «вдохнутое Богом». Следовательно, Писание - это сама жизнь и Слово Божье. Если обратиться к словам оригинальных рукописей, Библия безошибочна, абсолютно истинна, надежна и непогрешима. Это истинно не только там, где она говорит о спасении, нравственных нормах и ценностях, но она безошибочна и относительно всех других вопросов, о которых в ней гово-рится, включая факты истории и строение космоса: "зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (ср. 2 Пет. 1:20-21; отметьте также отношение псалмопевца к Писанию в Пс. 118).
(2) Сам Иисус Христос учил, что Писание - это вдохновенное Слово Божье, даже до малейшего штриха: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф. 5:18). Он также утверждал, что все, что Он говорил, Он принял от Отца, и все это истинно (Ин. 5:19, 30-31; 7:16; 8:26). Далее Он говорит об откровении, которое еще предстоит (т.е. истине, открытой в Новом Завете) от Духа Святого через апостолов (Ин. 16:13; ср. 14:16-17; 15:26-27).
(3) Отрицать полную богодухновенность Святого Писания, поэтому, значит игнорировать основное свидетельство Иисуса Христа (Мф. 5:18; 15:3-6); «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний ». (Лк. 16:17; 24:25-27, 44-45); «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35), Святого Духа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Ин. 15:26;16:13; 1 Кор. 2:12-13; 1 Тим. 4:1) и апостолов: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16); (2 Пет. 1:20-21). Более того, ограничивать или отрицать его безошибоч-ность значит подвергать сомнению его Божественный авторитет.
(4) В Своем труде вдохновения Святым Духом, Бог не нарушал лич-ностей авторов Писания, воздействовал на них таким образом, что они писали непогрешимо (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:20-21); «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным». ( см. 1 Кор. 2:12-13).
(5) Вдохновенное Слово Божье - это выражение Божьей мудрости и характера, и поэтому способно дать мудрость и духовную жизнь через веру в Христа: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4:4); «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». ( Ин. 6:63); (2 Тим. 3:15; 1 Пет. 2:2).
(6) Святое Писание - это Божье непогрешимое свидетельство о Его спасительных действиях по отношению к человечеству в Иисусе Христе. Поэтому Писание ни с чем не сравнимо, навеки совершенно, уникально. Никакое слово, исходящее от человека или религиозной организации не сравнимо с ним по авторитетности.
(7) Все доктрины, комментарии, толкования, объяснения и традиции должны судиться и оцениваться в соответствии со словами и идеями Святого Писания.
(8) Святое Писание - это Слово Божье, и его следует принимать и повиноваться ему как высшему и окончательному авторитету во всем, что касается жизни и благочестия: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Мф. 5:17-19); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам . Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». (Ин. 14:21; 15:10); (2 Тим. 3:15-16; 2 Пет. 1:3). Оно должно использоваться в церкви как высший авторитет во всех вопросах учения, обличения, наставления, исправления, доктрин и советов, касающихся праведной жизни (2 Тим. 3:16-17). Невозможно подчиняться авторитету и господству Христа, не подчиняясь Богу и Его Слову, как конечному и высшему авторитету: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8:31-32, 37).
(9) Святое Писание может быть понято только, если мы в правиль-ном отношении к Святому Духу. Именно Он открывает наш разум к пониманию значения Писания и дает внутреннее свидетельство о его авторитете: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (см. 1 Кор. 2:12).
(10) Мы должны использовать вдохновенное Слово Божье, чтобы победить власть и силу греха, сатану и омирщвленность в нашей жизни (Мф. 4:4; Еф. 6:12, 17; Иак. 1:21).
(11) Писание следует любить, ценить как сокровище и хранить всем тем церквам, которые рассматривают его как единственную Божью истину для погибающего мира. Мы должны хранить его учение, провозглашая его спасительную весть, передавая ее верным людям и защищая от тех, кто нарушают или извращают его вечные истины: «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;» (см. Фил. 1:16); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». (2 Тим. 1:13-14; 2:2); «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым.» (Иуд. 3).
(12) В заключение следует отметить еще одно. Понятие о безоши-бочности применимо только к подлинным оригиналам Библейских книг. Поэтому, всякий раз, когда кто-либо встречает в Библии что-то, как ему кажется, ошибочное, не следует полагать, что автор книги допустил ошибку или неточность; нужно помнить, что существуют три возможных причины каждой из таких кажущихся ошибок: (а) существующие копии подлинных рукописей могут быть не вполне точными; (б) современный перевод древнееврейского или древнегреческого текста может быть ошибочным; (в) собственное понимание Библейского текста может быть неверным.
2 Тим. 3:16-17 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Слово «Писание», использованное в 2 Тим. 3:16, относится главным образом к Писаниям Ветхого Завета (3:15). Есть, однако, указание, что и Новозаветные Писания уже тогда рассматривались как богодухновенные, когда Павел писал второе послание Тимофею (1 Тим. 5:18, где цити-руется Лк. 10:7; 2 Пет. 3:15-16). Для нас сегодня слово «Писание» относится к богодухновенным книгам как Ветхого, так и Нового Завета, т.е. к Библии. Все это - подлинное Слово Бога для человечества и единственное непогрешимое свидетельство о том, что Бог делает для спасения всех людей.
(1) Павел подтверждает, что все Писание вдохновлено Богом. Слово «богодухновенно» (греч. «теопневстос») происходит от двух греческих слов: «теос», что означает «Бог», и «пнео», означающего «дышать, вдыхать». Таким образом, это слово имеет значение «вдохнутое Богом». Следовательно, Писание - это сама жизнь и Слово Божье. Если обратиться к словам оригинальных рукописей, Библия безошибочна, абсолютно истинна, надежна и непогрешима. Это истинно не только там, где она говорит о спасении, нравственных нормах и ценностях, но она безошибочна и относительно всех других вопросов, о которых в ней гово-рится, включая факты истории и строение космоса: "зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (ср. 2 Пет. 1:20-21; отметьте также отношение псалмопевца к Писанию в Пс. 118).
(2) Сам Иисус Христос учил, что Писание - это вдохновенное Слово Божье, даже до малейшего штриха: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф. 5:18). Он также утверждал, что все, что Он говорил, Он принял от Отца, и все это истинно (Ин. 5:19, 30-31; 7:16; 8:26). Далее Он говорит об откровении, которое еще предстоит (т.е. истине, открытой в Новом Завете) от Духа Святого через апостолов (Ин. 16:13; ср. 14:16-17; 15:26-27).
(3) Отрицать полную богодухновенность Святого Писания, поэтому, значит игнорировать основное свидетельство Иисуса Христа (Мф. 5:18; 15:3-6); «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний ». (Лк. 16:17; 24:25-27, 44-45); «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35), Святого Духа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Ин. 15:26;16:13; 1 Кор. 2:12-13; 1 Тим. 4:1) и апостолов: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16); (2 Пет. 1:20-21). Более того, ограничивать или отрицать его безошибоч-ность значит подвергать сомнению его Божественный авторитет.
(4) В Своем труде вдохновения Святым Духом, Бог не нарушал лич-ностей авторов Писания, воздействовал на них таким образом, что они писали непогрешимо (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:20-21); «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным». ( см. 1 Кор. 2:12-13).
(5) Вдохновенное Слово Божье - это выражение Божьей мудрости и характера, и поэтому способно дать мудрость и духовную жизнь через веру в Христа: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4:4); «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». ( Ин. 6:63); (2 Тим. 3:15; 1 Пет. 2:2).
(6) Святое Писание - это Божье непогрешимое свидетельство о Его спасительных действиях по отношению к человечеству в Иисусе Христе. Поэтому Писание ни с чем не сравнимо, навеки совершенно, уникально. Никакое слово, исходящее от человека или религиозной организации не сравнимо с ним по авторитетности.
(7) Все доктрины, комментарии, толкования, объяснения и традиции должны судиться и оцениваться в соответствии со словами и идеями Святого Писания.
(8) Святое Писание - это Слово Божье, и его следует принимать и повиноваться ему как высшему и окончательному авторитету во всем, что касается жизни и благочестия: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». (Мф. 5:17-19); «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам . Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». (Ин. 14:21; 15:10); (2 Тим. 3:15-16; 2 Пет. 1:3). Оно должно использоваться в церкви как высший авторитет во всех вопросах учения, обличения, наставления, исправления, доктрин и советов, касающихся праведной жизни (2 Тим. 3:16-17). Невозможно подчиняться авторитету и господству Христа, не подчиняясь Богу и Его Слову, как конечному и высшему авторитету: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8:31-32, 37).
(9) Святое Писание может быть понято только, если мы в правиль-ном отношении к Святому Духу. Именно Он открывает наш разум к пониманию значения Писания и дает внутреннее свидетельство о его авторитете: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (см. 1 Кор. 2:12).
(10) Мы должны использовать вдохновенное Слово Божье, чтобы победить власть и силу греха, сатану и омирщвленность в нашей жизни (Мф. 4:4; Еф. 6:12, 17; Иак. 1:21).
(11) Писание следует любить, ценить как сокровище и хранить всем тем церквам, которые рассматривают его как единственную Божью истину для погибающего мира. Мы должны хранить его учение, провозглашая его спасительную весть, передавая ее верным людям и защищая от тех, кто нарушают или извращают его вечные истины: «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;» (см. Фил. 1:16); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». (2 Тим. 1:13-14; 2:2); «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым.» (Иуд. 3).
(12) В заключение следует отметить еще одно. Понятие о безоши-бочности применимо только к подлинным оригиналам Библейских книг. Поэтому, всякий раз, когда кто-либо встречает в Библии что-то, как ему кажется, ошибочное, не следует полагать, что автор книги допустил ошибку или неточность; нужно помнить, что существуют три возможных причины каждой из таких кажущихся ошибок: (а) существующие копии подлинных рукописей могут быть не вполне точными; (б) современный перевод древнееврейского или древнегреческого текста может быть ошибочным; (в) собственное понимание Библейского текста может быть неверным.
Комментарий