"Если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?" задает риторический вопрос апостол, подразумевая отрицательный ответ. Что же это за вера, спросите вы, которая не может спасти, и разве не о спасении одной лишь верой проповедовал Иисус?
Все зависит от того, о какой именно вере мы говорим. Ведь есть вера человеческая, а есть вера Божия, и вера в глазах человека и Бога - далеко не одно и то же. Иисус говорил: "имейте веру Божию". Следует отличать веру человеческую, интеллектуальную, от истинной Божьей веры - веры сердца. Так апостол Павел пишет, что "если устами будешь исповедовать Иисуса Господом и СЕРДЦЕМ веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению." Итак, человек, в чьем сердце обитает живая вера, будет спасен ею. Тот же, кто не имеет (даже если имел когда-то в прошлом), рискует потерять и то, что он думает иметь, а именно спасение такой верой. Поэтому, как написано, "мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть". Поскольку многие "уже совратились в след сатаны", потерпев кораблекрушение в вере. Вера, соглсано апостолу Павлу, есть тот щит, коим мы можем угасить ВСЕ раскаленные стрелы лукавого. Вступать с противником в схватку без веры, значит выйти на бой без щита, что смерти подобно. Причем от размера нашего щита, или силы веры, зависит, насколько хорошо мы сможем прикрыться им. Враг обрушивает именно на веру весь свой военный арсенал и шквал безжалостных атак, но если ему не удастся сломить ее, то он лишь поспособствует ее закалке и укреплению, подобно тому, как железный щит куется в огненной печи. Что же касается интеллектуальной веры, она не в состоянии спасти души, поскольку обитает в разуме, а разум - конечен, тогда как душа вечна. Многие веруют во Христа разумом, не прилагая к тому сердца. Так же поступают и бесы, которые "веруют и трепещут", не будучи от сердца послушны Богу. Однако такая вера - мертва и потому неспособна производить настоящие дела веры. О таких Иисус сказал: "Что вы говорите Мне "Господи, Господи" и не делаете того, что Я говорю?" и еще: "не всякий говорящий Мне "Господи" войдет в Царствие Отца Моего Небесного, но исполняющий волю Его". При этом прошу заметить, что нигде Иисус не сказал, что не всякий верующий в Него войдет в Царствие, но не всякий говорящий. Говорение происходит от разума, исполнение же воли Божьей идет от сердца. А что есть Божья воля? На этот вопрос однозначно ответил Сам Иисус: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал". Делающий это дело, а вера есть дело, несомненно спасется, если пребудет в вере и любви до конца.
Давайте теперь вернемся к первоначальному вопросу, адресованному нам апостолом: "Если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?" Видите, здесь идет речь о человеке, который ГОВОРИТ, что имеет веру, хотя на самом деле не имеет ее. Более того, он наверняка верит, что имеет веру, но и это не меняет сути дела. Верить, что веришь недостаточно для спасения, надо знать, что такое вера и исследовать, имеешь ли ты ее. Напоследок позвольте привести следующие слова из Писания: "Смотрите в вере ли вы, самих себя исследывайте".
Все зависит от того, о какой именно вере мы говорим. Ведь есть вера человеческая, а есть вера Божия, и вера в глазах человека и Бога - далеко не одно и то же. Иисус говорил: "имейте веру Божию". Следует отличать веру человеческую, интеллектуальную, от истинной Божьей веры - веры сердца. Так апостол Павел пишет, что "если устами будешь исповедовать Иисуса Господом и СЕРДЦЕМ веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению." Итак, человек, в чьем сердце обитает живая вера, будет спасен ею. Тот же, кто не имеет (даже если имел когда-то в прошлом), рискует потерять и то, что он думает иметь, а именно спасение такой верой. Поэтому, как написано, "мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть". Поскольку многие "уже совратились в след сатаны", потерпев кораблекрушение в вере. Вера, соглсано апостолу Павлу, есть тот щит, коим мы можем угасить ВСЕ раскаленные стрелы лукавого. Вступать с противником в схватку без веры, значит выйти на бой без щита, что смерти подобно. Причем от размера нашего щита, или силы веры, зависит, насколько хорошо мы сможем прикрыться им. Враг обрушивает именно на веру весь свой военный арсенал и шквал безжалостных атак, но если ему не удастся сломить ее, то он лишь поспособствует ее закалке и укреплению, подобно тому, как железный щит куется в огненной печи. Что же касается интеллектуальной веры, она не в состоянии спасти души, поскольку обитает в разуме, а разум - конечен, тогда как душа вечна. Многие веруют во Христа разумом, не прилагая к тому сердца. Так же поступают и бесы, которые "веруют и трепещут", не будучи от сердца послушны Богу. Однако такая вера - мертва и потому неспособна производить настоящие дела веры. О таких Иисус сказал: "Что вы говорите Мне "Господи, Господи" и не делаете того, что Я говорю?" и еще: "не всякий говорящий Мне "Господи" войдет в Царствие Отца Моего Небесного, но исполняющий волю Его". При этом прошу заметить, что нигде Иисус не сказал, что не всякий верующий в Него войдет в Царствие, но не всякий говорящий. Говорение происходит от разума, исполнение же воли Божьей идет от сердца. А что есть Божья воля? На этот вопрос однозначно ответил Сам Иисус: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал". Делающий это дело, а вера есть дело, несомненно спасется, если пребудет в вере и любви до конца.
Давайте теперь вернемся к первоначальному вопросу, адресованному нам апостолом: "Если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?" Видите, здесь идет речь о человеке, который ГОВОРИТ, что имеет веру, хотя на самом деле не имеет ее. Более того, он наверняка верит, что имеет веру, но и это не меняет сути дела. Верить, что веришь недостаточно для спасения, надо знать, что такое вера и исследовать, имеешь ли ты ее. Напоследок позвольте привести следующие слова из Писания: "Смотрите в вере ли вы, самих себя исследывайте".

Комментарий