Рабби Даниель Цион. Главный раввин болгарских евреев во время второй мировой войны.
Йоси Шулам
https://kehilatyeshua.narod.ru/Rabbitzion.html

Первая запись о пребывании евреев в Софии, Болгария, датируется 811 годом н.э. До этого времени центром еврейской жизни, который существовал в Болгарии вот уже много лет, начиная с образования Римской империи, являлся город Видин. Евреи прибыли в Софию по возвращении Крума, победоносного короля, который привез в столицу около 30000 пленных, среди которых были евреи из Малой Азии. Также там находились евреи, бежавшие от преследования в Венгрии и Австрии.
Во время завоевания Софии Муадом Первым в 1389 г., он обнаружил 4 действующих синагоги в самом городе. Там находилась синагога под названием «Кехаль де лос Григос», в которую входили евреи из Греции и греческих островов. Также действовали ашкеназская и франкоговорящая синагоги, а четвертая синагога была для местных евреев, которые молились на Болгарском и иврите. Во времена гонений в Баварии, организованными Папой Николаем Пятым, многие из бежавших евреев прибыли в Софию и ассимилировались с местным населением, а также с греческими евреями, которые разговаривали на иудейско-испанском языке. Болгарская еврейская община развила отношения с многочисленной сефардской общиной в Фессалониках и Греции.
В Фессалониках находилась большая еврейская община, которой принадлежала ешива (раввинистическая школа). Фессалоника считалась культурным центром, поэтому там были представлены все еврейские учреждения, которые отсутствовали в Софии на тот момент. Когда Болгария была освобождена от турецкого господства в 1880 г., принц Болгарии Александр назначил рабби Габриеля Алмослино главным раввином Софии и всей Болгарии.
После Балканской войны в 1912 году тысячи евреев иммигрировали в Болгарию, таким образом, община увеличилась. Это означало, что потребность в раввинах стала просто необходимостью.
В 1918 году из Софии в Фессалоники было отправлено сообщение с прошением о направлении раввинов в Болгарскую столицу. Директор Фессалоникийской ешивы отправил своего сына Даниеля для служения в Софийской общине. Рабби Даниель Цион служил в Софийской общине и, впоследствии, был выбран на пост главного раввина Болгарии. Именно деятельность рабби Даниеля Циона в военное время стала его главным достижением.

С началом Второй мировой войны также начались многочисленные проблемы евреев. Двадцать третьего января 1941 года был издан официальный закон о «Защите наций». Он представлял собой не что иное, как модернизацию Нюрнбергских законопроектов. Целью этого законопроекта было отделить еврейскую общину от остальных людей проживающих на территории Болгарии, а также лимитировать свободу евреев.
Первого марта 1941 года Болгарское правительство объявило о своем присоединении к Державам «Оси». В тот же день немецкие нацистские войска вошли на территорию Болгарии без единого выстрела. Было официально заявлено о том, что немцы вошли в Болгарию для того, чтобы защитить ее территорию в случае атаки объединенных сил с Востока. В тот же день был издан указ, гласивший, что каждый еврей мужского пола в возрасте от 20 до 40 лет должен был заявить о себе для службы в рабочих бригадах. В реальности же эти рабочие бригады были не чем иным, как колониями бесплатной рабочей силы.
Двенадцатого июля 1941 года, король Борис Третий подписал закон, который обязал каждого еврея платить «Контрибуционный налог». В том же месяце, двадцать девятого, был издан второй закон, ограничивающий финансовые ресурсы евреев Болгарии. Этот закон запрещал евреям становиться фармацевтами, инженерами, архитекторами, адвокатами и т.д. Тридцатого сентября 1942 года была создана специальная комиссия по делам евреев во главе с известным антисемитом Александром Балевым. Эти события были базой по уничтожению болгарских евреев, и они об этом знали.
В 1943 году болгарские евреи, в особенности евреи, населявшие Софию, дважды стояли над пропастью ада. Под немецким давлением правительство Болгарии приняло решение выслать евреев из страны. Двадцать третьего мая рабби Даниель Цион собрал всех евреев в центральной синагоге Софии, второй по величине синагоге во всей Европе. Каждый еврей города пришел в синагогу помолиться о том, чтобы злое решение было отклонено. Рабби Даниель публично выступил перед всей общиной: «Нам лучше умереть здесь, чем в Польше». На выходе из синагоги полиция с дубинками напала на множество евреев и арестовала около 250 человек. Люди продолжали двигаться в сторону святого синода и требовали встречи с митрополитом Стефаном, которого евреи уважали, т.к. сам митрополит состоял в дружественных отношениях с ними.
Митрополит Стефан пообещал еврейской общине, что встретится с королем и министрами и попытается повлиять на них, изменить их отношение и остановить преследование евреев. Однако двадцать пятого мая 1943 года началось изгнание евреев из Софии. Комиссия по делам евреев вывезла из Софии в провинциальные города 10153 еврея и 3500 мужчин в колонии труда. В Софии осталось только 2 300 евреев. Болгарская Православная церковь являлась главным камнем преткновения на пути Болгарского правительства по отправлению евреев в Освенцим. Церковь продолжала ходатайствовать за евреев перед королем и кабинетом министров.
Возникает вопрос, почему ортодоксальная церковь Болгарии так дружелюбно относилась к евреям? Настоящий ответ кроется в особых отношениях, в которых состояли митрополит Стефан и рабби Даниель Цион.
Как-то раз в 1930 году рабби Даниель Цион был приглашен к Дуннову, который оказался учителем мистического христианства. Дуннов объединил и использовал мистицизм, христианство, вегетарианство и некоторые упражнения, взятые из йоги. Рабби Даниель находился под сильным впечатлением от образа жизни Дуннова, позже он позаимствовал некоторые его мистические учения.
Рабби использовал три вещи от Дуннова: вегетарианство, подъем на рассвете и начало дня с молитвы, смотря на зарю, а также ежедневные физические упражнения. Дуннов, в свою очередь, рассказал рабби Даниелю о Мессии Спасителе. Он также поведал рабби о простом образе жизни первых апостолов Иисуса. Эти факты стали для рабби открытием. Он начал размышлять над услышанным, а это для ортодоксального еврея было, по крайней мере, необычной темой для размышления. Но, по словам самого рабби Даниеля Циона, основная перемена в его жизни настала в момент, когда он молился, глядя на зарю, и перед ним предстал лик Йешуа.
Он не понимал, что означало это видение, поэтому он обратился к другим раввинам за советом. На третий раз, когда перед ним предстало то же видение, рабби Даниель заговорил с ним. Свет сияющей фигуры исходил от солнца, а объяснение образа рабби Даниель Цион получил, когда образ проговорил ему в ответ, что он есть Йешуа. Получить видение Йешуа Мессии для раввина вовсе не пустяк, так как рабби Даниель Цион знал учение наизусть: «Принимай истину из уст любого, кто придет». Рабби осознал, что личность, которую он увидел, имела колоссальное значение. Это послание не показалось ему тривиальным. Необычайность данного видения заставила рабби попытаться понять и исследовать поставленную Б-гом задачу.
Рабби знал, что он должен был найти информацию, которая бы ему помогла распознать значение видения. Тогда-то он и направился к патриарху греческой православной церкви в Софии и обратился за помощью к архимандриту Стефану, с кем у него были дружеские отношения и откровенные беседы на духовные темы, включая разговоры об Иисусе и ранней церкви. Патриарх, который был сведущ в общении евреев и христиан, всегда вдохновлял рабби сконцентрироваться на личности Йешуа и не думать о христианстве, как о религии.
Рабби Даниель так никогда и не принял «Христианство», он уверовал в Йешуа, но оставался преданным Торе и вел соответствующий ей образ жизни. Песня, которую написал рабби Даниель о своей вере, лучше всего описывает его отношение к Йешуа Мессии:
Нет, не я, нет, не я, но только Йешуа во мне!
Только Ты приводишь меня в присутствие Б-га моих отцов,
Только Ты можешь исцелить меня от всякой болезни,
Нет, не я, нет, не я, но только Йешуа во мне!
Только Ты учишь меня любить все творение,
Только Ты научаешь меня любить даже моего врага,
Нет, это не я, нет, это не я, только Ты и есть Йешуа во мне!
Поэтому я и останусь в твоей любви,
Навсегда я останусь в твоей воле,
Нет, это не я, нет, это не я, только Ты и есть Йешуа во мне!
Йоси Шулам
https://kehilatyeshua.narod.ru/Rabbitzion.html
Первая запись о пребывании евреев в Софии, Болгария, датируется 811 годом н.э. До этого времени центром еврейской жизни, который существовал в Болгарии вот уже много лет, начиная с образования Римской империи, являлся город Видин. Евреи прибыли в Софию по возвращении Крума, победоносного короля, который привез в столицу около 30000 пленных, среди которых были евреи из Малой Азии. Также там находились евреи, бежавшие от преследования в Венгрии и Австрии.
Во время завоевания Софии Муадом Первым в 1389 г., он обнаружил 4 действующих синагоги в самом городе. Там находилась синагога под названием «Кехаль де лос Григос», в которую входили евреи из Греции и греческих островов. Также действовали ашкеназская и франкоговорящая синагоги, а четвертая синагога была для местных евреев, которые молились на Болгарском и иврите. Во времена гонений в Баварии, организованными Папой Николаем Пятым, многие из бежавших евреев прибыли в Софию и ассимилировались с местным населением, а также с греческими евреями, которые разговаривали на иудейско-испанском языке. Болгарская еврейская община развила отношения с многочисленной сефардской общиной в Фессалониках и Греции.
В Фессалониках находилась большая еврейская община, которой принадлежала ешива (раввинистическая школа). Фессалоника считалась культурным центром, поэтому там были представлены все еврейские учреждения, которые отсутствовали в Софии на тот момент. Когда Болгария была освобождена от турецкого господства в 1880 г., принц Болгарии Александр назначил рабби Габриеля Алмослино главным раввином Софии и всей Болгарии.
После Балканской войны в 1912 году тысячи евреев иммигрировали в Болгарию, таким образом, община увеличилась. Это означало, что потребность в раввинах стала просто необходимостью.
В 1918 году из Софии в Фессалоники было отправлено сообщение с прошением о направлении раввинов в Болгарскую столицу. Директор Фессалоникийской ешивы отправил своего сына Даниеля для служения в Софийской общине. Рабби Даниель Цион служил в Софийской общине и, впоследствии, был выбран на пост главного раввина Болгарии. Именно деятельность рабби Даниеля Циона в военное время стала его главным достижением.
С началом Второй мировой войны также начались многочисленные проблемы евреев. Двадцать третьего января 1941 года был издан официальный закон о «Защите наций». Он представлял собой не что иное, как модернизацию Нюрнбергских законопроектов. Целью этого законопроекта было отделить еврейскую общину от остальных людей проживающих на территории Болгарии, а также лимитировать свободу евреев.
Первого марта 1941 года Болгарское правительство объявило о своем присоединении к Державам «Оси». В тот же день немецкие нацистские войска вошли на территорию Болгарии без единого выстрела. Было официально заявлено о том, что немцы вошли в Болгарию для того, чтобы защитить ее территорию в случае атаки объединенных сил с Востока. В тот же день был издан указ, гласивший, что каждый еврей мужского пола в возрасте от 20 до 40 лет должен был заявить о себе для службы в рабочих бригадах. В реальности же эти рабочие бригады были не чем иным, как колониями бесплатной рабочей силы.
Двенадцатого июля 1941 года, король Борис Третий подписал закон, который обязал каждого еврея платить «Контрибуционный налог». В том же месяце, двадцать девятого, был издан второй закон, ограничивающий финансовые ресурсы евреев Болгарии. Этот закон запрещал евреям становиться фармацевтами, инженерами, архитекторами, адвокатами и т.д. Тридцатого сентября 1942 года была создана специальная комиссия по делам евреев во главе с известным антисемитом Александром Балевым. Эти события были базой по уничтожению болгарских евреев, и они об этом знали.
В 1943 году болгарские евреи, в особенности евреи, населявшие Софию, дважды стояли над пропастью ада. Под немецким давлением правительство Болгарии приняло решение выслать евреев из страны. Двадцать третьего мая рабби Даниель Цион собрал всех евреев в центральной синагоге Софии, второй по величине синагоге во всей Европе. Каждый еврей города пришел в синагогу помолиться о том, чтобы злое решение было отклонено. Рабби Даниель публично выступил перед всей общиной: «Нам лучше умереть здесь, чем в Польше». На выходе из синагоги полиция с дубинками напала на множество евреев и арестовала около 250 человек. Люди продолжали двигаться в сторону святого синода и требовали встречи с митрополитом Стефаном, которого евреи уважали, т.к. сам митрополит состоял в дружественных отношениях с ними.
Митрополит Стефан пообещал еврейской общине, что встретится с королем и министрами и попытается повлиять на них, изменить их отношение и остановить преследование евреев. Однако двадцать пятого мая 1943 года началось изгнание евреев из Софии. Комиссия по делам евреев вывезла из Софии в провинциальные города 10153 еврея и 3500 мужчин в колонии труда. В Софии осталось только 2 300 евреев. Болгарская Православная церковь являлась главным камнем преткновения на пути Болгарского правительства по отправлению евреев в Освенцим. Церковь продолжала ходатайствовать за евреев перед королем и кабинетом министров.
Возникает вопрос, почему ортодоксальная церковь Болгарии так дружелюбно относилась к евреям? Настоящий ответ кроется в особых отношениях, в которых состояли митрополит Стефан и рабби Даниель Цион.
Как-то раз в 1930 году рабби Даниель Цион был приглашен к Дуннову, который оказался учителем мистического христианства. Дуннов объединил и использовал мистицизм, христианство, вегетарианство и некоторые упражнения, взятые из йоги. Рабби Даниель находился под сильным впечатлением от образа жизни Дуннова, позже он позаимствовал некоторые его мистические учения.
Рабби использовал три вещи от Дуннова: вегетарианство, подъем на рассвете и начало дня с молитвы, смотря на зарю, а также ежедневные физические упражнения. Дуннов, в свою очередь, рассказал рабби Даниелю о Мессии Спасителе. Он также поведал рабби о простом образе жизни первых апостолов Иисуса. Эти факты стали для рабби открытием. Он начал размышлять над услышанным, а это для ортодоксального еврея было, по крайней мере, необычной темой для размышления. Но, по словам самого рабби Даниеля Циона, основная перемена в его жизни настала в момент, когда он молился, глядя на зарю, и перед ним предстал лик Йешуа.
Он не понимал, что означало это видение, поэтому он обратился к другим раввинам за советом. На третий раз, когда перед ним предстало то же видение, рабби Даниель заговорил с ним. Свет сияющей фигуры исходил от солнца, а объяснение образа рабби Даниель Цион получил, когда образ проговорил ему в ответ, что он есть Йешуа. Получить видение Йешуа Мессии для раввина вовсе не пустяк, так как рабби Даниель Цион знал учение наизусть: «Принимай истину из уст любого, кто придет». Рабби осознал, что личность, которую он увидел, имела колоссальное значение. Это послание не показалось ему тривиальным. Необычайность данного видения заставила рабби попытаться понять и исследовать поставленную Б-гом задачу.
Рабби знал, что он должен был найти информацию, которая бы ему помогла распознать значение видения. Тогда-то он и направился к патриарху греческой православной церкви в Софии и обратился за помощью к архимандриту Стефану, с кем у него были дружеские отношения и откровенные беседы на духовные темы, включая разговоры об Иисусе и ранней церкви. Патриарх, который был сведущ в общении евреев и христиан, всегда вдохновлял рабби сконцентрироваться на личности Йешуа и не думать о христианстве, как о религии.
Рабби Даниель так никогда и не принял «Христианство», он уверовал в Йешуа, но оставался преданным Торе и вел соответствующий ей образ жизни. Песня, которую написал рабби Даниель о своей вере, лучше всего описывает его отношение к Йешуа Мессии:
Нет, не я, нет, не я, но только Йешуа во мне!
Только Ты приводишь меня в присутствие Б-га моих отцов,
Только Ты можешь исцелить меня от всякой болезни,
Нет, не я, нет, не я, но только Йешуа во мне!
Только Ты учишь меня любить все творение,
Только Ты научаешь меня любить даже моего врага,
Нет, это не я, нет, это не я, только Ты и есть Йешуа во мне!
Поэтому я и останусь в твоей любви,
Навсегда я останусь в твоей воле,
Нет, это не я, нет, это не я, только Ты и есть Йешуа во мне!
Комментарий