Я не заявляю, что вся Библия не предназначена нам. Все обетования и благословения Божьи принадлежат каждому верующему в Иисуса, еврею или язычнику. Но Бог хочет, чтобы мы знали, что эти благословения пришли через евреев. У евреев есть великое преимущество в том, что им вверено Слово Божие.
В Послании к Римлянам 9:4-5 Павел продолжает перечислять преимущества еврейского народа: «Им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки! Аминь.»
Павел говорит, что через евреев мы получили Библию, заветы и обетования. От евреев у нас есть откровение о Божьем характере и законе. Благодаря евреям у нас есть благочестивый пример таких мужей, как Авраам, Моисей и Давид. И через евреев у нас есть Иисус!
Вы осознаете, что все доброе, что вы приняли от Бога в духовной сфере, вы получили благодаря евреям? И именно об этом говорил Павел. Я думаю, что Иисус Сам подвел итог этому, когда сказал слова, записанные в Евангелии от Иоанна 4:22 «Спасение от евреев». Если вы спасены, то это потому, что вы «присоединились» к тому, что Бог излил на еврейский народ.
Не удивительно, что сатана так ненавидит еврейский народ и упорно пытается уничтожить его! Они нация людей, через кото-рых Бог изливает Свое благословение на Землю. И именно из-за них планы и цели сатаны срывались снова и снова. Я думаю, что Библия учит тому, что в эти последние дни народ Израиля придет к своему самому славному времени.
Оставил ли Бог жену Свою?
Одна из самых трудно различимых форм антисемитизма в мире сейчас это доктрина, называемая теологией замещения. И сегодня она, к сожалению, процветает во многих церквях. Теология замещения говорит: «Да, Бог дал все эти обетования еврейскому народу! Он обручил Себя с еврейским народом в завете. Они были Его народом, Его невестой. Но они отвергли Мессию, и поэтому Бог отверг их! Бог их отсек. Они больше не являются Его народом. Бог отверг Свою первую жену, Израиль, и теперь вошел в завет с Церковью.»
Это основное учение теологии замещения. И к удивлению, есть достаточно большое число христиан, которые верят в это.
Недавно я посетил конференцию в одной большой церкви другого города. Пастор этой церкви был достаточно влиятельным человеком в харизматическом сообществе. Здание церкви внутри было украшено флагами разных народов. Я сам очень поддерживаю миссионерство, поэтому я был тронут. Во время перерыва между сессиями я решил пройти вокруг зала и посмотреть, сколько же флагов я опознаю. Я увидел флаги России, Аргентины, Мексики, Австралии и многих других стран. Но одно мне бросилось в глаза: там не бы-ло флага Израиля.
Когда я обратил внимание моего компаньона на это упущение, он объяснил мне: «Пастор этой церкви верит в теологию замещения и не считает Израиль чем-то значимым.» Это заявление шокировало меня! Я был ошеломлен! Вот благочестивый человек, лидер национального масштаба, который верит, что Бог Авраама отвернулся от еврейского народа!
Почему я был так шокирован? Потому что теология замещения это не просто атака против евреев. Это атака против характера Божьего. Сказать, что Бог отверг еврейский народ, это
идти против всего, что Он раскрыл нам о Своем характере и сущности.
В книге пророка Исайи 44:21-22 Господь обещает: Израиль, Я не забуду тебя. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.» Это Божье сердце взывает к еврейскому народу. Даже в их неверии и непослушании Его любовь никогда не перестает.
В Иеремии 31:35-36 мы находим одно удивительное явление: «Так говорит Господь, Который дал солнце для цветения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.»
Это потрясающее утверждение! Бог ставит всю Вселенную в доказательство Своего посвящения еврейскому народу! Он говорит: «Вы хотите знать, перестал ли Я быть верным Израилю? Тогда посмотрите в окно светит ли там солнце? Выйдите на улицу ночью и посмотрите есть ли еще на небе луна и звезды? Если эти уставы все еще соблюдаются, знайте, что Я не отверг Мой народ Израиля!»
В 37 стихе этой же главы Бог говорит: «Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали.» Вот настолько Бог посвящен в Завете еврейскому народу!
В 11 главе послания к Римлянам Павел разбирает такой вопрос: «Отверг ли Бог Свой народ?» И отвечает так: «Никак!» Кажется, что он даже раздражен тем, что такой вопрос можно было задать!
В Римл. 11:25-29 Павел объясняет неверие Израиля в настоящие дни. Он говорит: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, пока войдет полнота язычников; и так весь Израиль спасется.»
Павел говорит, что неверие Израиля, во-первых, отчасти. Не весь Израиль находится в неверии. Бог всегда оставляет остаток. Пророк Илия думал, что он один во всем Израиле остался верен Богу. Но Бог сказал: «Я сохранил семь тысяч человек.» Бог всегда сохраняет остаток! Всегда были евреи, которые знали Своего Мессию!
Во-вторых, Павел уверяет нас, что ожесточение Израиля по отношению к Евангелию временное. Оно продлится всего лишь, пока полнота язычников не войдет.
Бог говорит нам, что окончательный исход предопределен, что весь Израиль будет спасен! И Израиль, как нация, в один день повернется и примет своего Мессию! В конечном счете, они исполнят свое священническое предназначение, как свет языческим народам, и результатом этого будет величайшее пробуждение в человеческой истории. Павел описывает возвращение евреев к Мессии как «жизнь из мертвых» для церкви язычников (Римл. 11:15)! Это одна из важнейших Божьих целей в истории, и она будет достигнута! Мы никогда не сможем в полноте понять действие Божье в этом мире, если мы не познаем Его сердце и план для Израиля.
Почему Бог все еще любит евреев? Павел говорит, что это потому, что «дары и призвание Божие непреложны». Бог заключил завет с Авраамом 4000 лет назад и не важно, что делали евреи. Он все равно любит их. Он все равно простирается к ним. И Он уверяет нас, что они ответят на этот призыв!
Приложение 2
Эта книга представляет собой взгляд на историю церкви радикально отличающийся от того, с которым многие из нас знакомы. По этой причине у вас могут возникнуть законные вопросы об исторических фактах подтверждения этой версии.
Хотя эта книга не претендует на то, чтобы называться научным трудом, я написал это приложение, кратко приводя некоторые доказательства. Мне жаль только, что ограниченный размер этой книги не позволит мне более полно описать их. Традиционный взгляд на историю церкви Статья Х.Л. Эдисона в «Справочнике по Истории Христианства» Эрдмана описывает связь Церкви и Иудаизма таким образом:
«Сначала христиан считали еврейской сектой и евреи и язычники; после Еврейских Восстаний против Рима (в 66-73; 132-135 гг. н.э.) большинство христиан отделило себя от евреев, и с этого времени лишь немногие евреи обращались христианство.»
Вот такое типичное отношение к нашим еврейским корням в большинстве книг по истории. Из 656 страниц отношению между Христианством и Иудаизмом отведен один короткий абзац. Подтекст этого показывает, что еврейское наследие церкви неуместно, и от него быстро освободились даже апостолы, когда создали церковь из язычников.
По крайней мере, два фактора сыграли роль в таком толковании церковной истории:
1. Сохранилось очень мало основных источников Ранней Мессианской церкви. За 1000 лет темных веков единственные сохраненные древние манускрипты принадлежали перу монахов Римской Церкви, большинство из которых приняли Теологию Замещения и рассматривали любые проявления Мессианского христианства как еретические. Их целью как раз являлось не оставить никаких Мессианских источников, но уничтожать эти «еретические» записи везде, где возможно.
Мы знаем, что в Восточной Церкви было много книг, написанных мессианскими авторами. Евсевий цитировал Мессианских еврейских историков II столетия. К сожалению, эти работы не сохранились. В основном, описания Ранней Мессианской церкви, которые сохранились до наших дней, пришли от тех, кто был против нее.
2. Ко времени окончания периода Реформации история Церкви уже была написана, а еврейское влияние настолько тщательно извлечено оттуда, что историки не сочли важным исследовать наши еврейские источники. Предполагалось, что апостолы отвергли Иудаизм и основали Церковь как языческую организацию.
В результате более современные историки подходили к фактам с предположением, что отношения между Церковью и Иудаизмом были непродолжительными и незначительными.
Я думаю, что более глубокое исследование исторических фактов показало бы, что церковь принимала свое еврейское наследие даже посреди жестоких гонений еще многие сотни лет.
Размер книги не позволяет полностью перечислять все доказательства, но ниже я попытался привести четыре основных вида доказательств, которые указывают на то, что Ранняя Церковь была намного более «Еврейской», чем считали многие из нас.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ «ЕВРЕЙСКОЙ» РАННЕЙ ЦЕРКВИ
1. Доказательство того, что христиане посещали синагоги.
Согласно историческим записям, для ранних христиан, евреев и неевреев, было обычным делом посещать местные синагоги в Шаббат и другие праздники в дополнение к тому, что они посещали церковь в воскресенье.
Есть многочисленные ссылки в Новом Завете на то, что христиане собирались в Храме (Деяния 2:46; 3:1; 5:42; 24:17-18 и т.д.) и посещали синагоги (Деяния 13:14-42; 14:1; 17:2; 17:10; 19:8 и т.д.). В книге Иакова описывается то, что христиане встречались в синагогах для поклонения. (Если переводить дословно Иакова 2:2, то там написано: «Если войдет в вашу синагогу человек»
Многие английские переводы перевели это слово как «собрание», но греческий текст использует слово «синагога».) В 15 главе книги Деяний описывается, что Иерусалимский Совет предполагал, что обращенные из язычников будут посещать еврейские синагоги, чтобы слышать чтение Торы на каждом Шаббате (Деяния 15:20-21).
Традиционно нас учили, что в 90-х гг. н.э. евреи добавили Биркат НаМиним в литургию, проводимую в синагоге. Считалось, что это провозглашение, проклятие на еретиков, было направлено против христиан, чтобы выгнать их из синагоги. Многие предполагают, что именно это привело к окончательному разрыву между церковью и иудаизмом. Последние исследования показали, что оригинальный текст Биркат, возможно, был составлен еще в дохристианский период (скорее, в поздний Маккавейский) и в начальном своем варианте не был используем против христиан. Особые слова против еврейских христиан были добавлены в Биркат ГаМиним уже намного позднее, возможно, даже в IV столетии.2
Эрик Мейерс, профессор Религии и Археологии в Университете Дюка, комментирует, что в противовес популярному мнению, Евреи и Христиане «жили бок о бок на протяжении нескольких столетий». Он продолжает: «Я не уверен, что напряжение между евреями и христианами, которое подразумевает большинство людей, на самом деле имело место до IV столетия, когда христианство стало официальной религией Римской Империи во время правления Константина. Противостояние между ними до этого периода 60 просто преувеличено.» Мейерс описывает напряжение между евреями и христианами в первых столетиях как внутрисемейные конфликты «между кузенами, братьями и сестрами» .
Существует много указаний и на то, что посещение синагог среди христиан было довольно распространенным и во II столетии. Марк Нанос в своей книге «Тайна Римлян» пишет:
«Доказательства указывают на то, что Римское христианство и Иудаизм были нераздельны по крайней мере до середины II столетия», и «есть много указаний на то, что взаимоотношения в сообществе евреев и христиан продолжались и во II столетии.»4 В другом месте он пишет: «Возможно, что христиане Рима продолжали оставаться частью еврейского сообщества и синагог достаточно длительное время.»
Баргил Пикснер в Библейском Археологическом Обзоре цитирует несколько ссылок, относящихся ко II столетию, в которых упоминается поклонение христиан в синагогах. Посещение синагог христианами также упоминается Игнатусом Антиохийским в книге «Пастырь Хермаса» и другими писателями начала II столетия:
«Когда человек, который имеет Духа Божьего входит в синагогу праведников, и когда эти люди ходатайствуют перед Богом, тогда пророческий дух наполняет их, и они говорят множествам то, что велит Господь. (Пастырь Хермаса).»
«Стойте в правоте. Пусть в синагогах часто проводятся собрания, приглашайте туда каждого человека поименно. Не пренебрегайте слугами, мужчины они или женщины. (Послание Игнатуса к Поликарпу).»8
К удивлению, подобное практиковалось в некоторых местах даже до V столетия. Д-р Вэйн Микс, профессор Библейских наук в Университете Йеля, недавно прокомментировал: «Даже до IV и V столетий мы находим доказательства того, что христиане находились в еврейском сообществе, и видим, что члены христианского сообщества принимали участие в еврейских праздниках.»
Иоанн Златоуст, проповедник в Антиохии и позже в Константинополе, в серии из восьми проповедей выражает недовольство своей общине: «Вы должны перестать ходить в синагоги и не думать, что синагоги являются более святым местом, чем наши церкви.»
Почему же ранние христиане посещали еврейские синагоги? Я думаю, что для этого есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, они посещали синагоги, потому что это всегда являлось частью христианской жизни, с которой они были знакомы. Они никогда не знали и не представляли себе христианства, которое не было бы тесно связанным с еврейским сообществом.
В Послании к Римлянам 9:4-5 Павел продолжает перечислять преимущества еврейского народа: «Им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки! Аминь.»
Павел говорит, что через евреев мы получили Библию, заветы и обетования. От евреев у нас есть откровение о Божьем характере и законе. Благодаря евреям у нас есть благочестивый пример таких мужей, как Авраам, Моисей и Давид. И через евреев у нас есть Иисус!
Вы осознаете, что все доброе, что вы приняли от Бога в духовной сфере, вы получили благодаря евреям? И именно об этом говорил Павел. Я думаю, что Иисус Сам подвел итог этому, когда сказал слова, записанные в Евангелии от Иоанна 4:22 «Спасение от евреев». Если вы спасены, то это потому, что вы «присоединились» к тому, что Бог излил на еврейский народ.
Не удивительно, что сатана так ненавидит еврейский народ и упорно пытается уничтожить его! Они нация людей, через кото-рых Бог изливает Свое благословение на Землю. И именно из-за них планы и цели сатаны срывались снова и снова. Я думаю, что Библия учит тому, что в эти последние дни народ Израиля придет к своему самому славному времени.
Оставил ли Бог жену Свою?
Одна из самых трудно различимых форм антисемитизма в мире сейчас это доктрина, называемая теологией замещения. И сегодня она, к сожалению, процветает во многих церквях. Теология замещения говорит: «Да, Бог дал все эти обетования еврейскому народу! Он обручил Себя с еврейским народом в завете. Они были Его народом, Его невестой. Но они отвергли Мессию, и поэтому Бог отверг их! Бог их отсек. Они больше не являются Его народом. Бог отверг Свою первую жену, Израиль, и теперь вошел в завет с Церковью.»
Это основное учение теологии замещения. И к удивлению, есть достаточно большое число христиан, которые верят в это.
Недавно я посетил конференцию в одной большой церкви другого города. Пастор этой церкви был достаточно влиятельным человеком в харизматическом сообществе. Здание церкви внутри было украшено флагами разных народов. Я сам очень поддерживаю миссионерство, поэтому я был тронут. Во время перерыва между сессиями я решил пройти вокруг зала и посмотреть, сколько же флагов я опознаю. Я увидел флаги России, Аргентины, Мексики, Австралии и многих других стран. Но одно мне бросилось в глаза: там не бы-ло флага Израиля.
Когда я обратил внимание моего компаньона на это упущение, он объяснил мне: «Пастор этой церкви верит в теологию замещения и не считает Израиль чем-то значимым.» Это заявление шокировало меня! Я был ошеломлен! Вот благочестивый человек, лидер национального масштаба, который верит, что Бог Авраама отвернулся от еврейского народа!
Почему я был так шокирован? Потому что теология замещения это не просто атака против евреев. Это атака против характера Божьего. Сказать, что Бог отверг еврейский народ, это
идти против всего, что Он раскрыл нам о Своем характере и сущности.
В книге пророка Исайи 44:21-22 Господь обещает: Израиль, Я не забуду тебя. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.» Это Божье сердце взывает к еврейскому народу. Даже в их неверии и непослушании Его любовь никогда не перестает.
В Иеремии 31:35-36 мы находим одно удивительное явление: «Так говорит Господь, Который дал солнце для цветения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда.»
Это потрясающее утверждение! Бог ставит всю Вселенную в доказательство Своего посвящения еврейскому народу! Он говорит: «Вы хотите знать, перестал ли Я быть верным Израилю? Тогда посмотрите в окно светит ли там солнце? Выйдите на улицу ночью и посмотрите есть ли еще на небе луна и звезды? Если эти уставы все еще соблюдаются, знайте, что Я не отверг Мой народ Израиля!»
В 37 стихе этой же главы Бог говорит: «Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали.» Вот настолько Бог посвящен в Завете еврейскому народу!
В 11 главе послания к Римлянам Павел разбирает такой вопрос: «Отверг ли Бог Свой народ?» И отвечает так: «Никак!» Кажется, что он даже раздражен тем, что такой вопрос можно было задать!
В Римл. 11:25-29 Павел объясняет неверие Израиля в настоящие дни. Он говорит: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, пока войдет полнота язычников; и так весь Израиль спасется.»
Павел говорит, что неверие Израиля, во-первых, отчасти. Не весь Израиль находится в неверии. Бог всегда оставляет остаток. Пророк Илия думал, что он один во всем Израиле остался верен Богу. Но Бог сказал: «Я сохранил семь тысяч человек.» Бог всегда сохраняет остаток! Всегда были евреи, которые знали Своего Мессию!
Во-вторых, Павел уверяет нас, что ожесточение Израиля по отношению к Евангелию временное. Оно продлится всего лишь, пока полнота язычников не войдет.
Бог говорит нам, что окончательный исход предопределен, что весь Израиль будет спасен! И Израиль, как нация, в один день повернется и примет своего Мессию! В конечном счете, они исполнят свое священническое предназначение, как свет языческим народам, и результатом этого будет величайшее пробуждение в человеческой истории. Павел описывает возвращение евреев к Мессии как «жизнь из мертвых» для церкви язычников (Римл. 11:15)! Это одна из важнейших Божьих целей в истории, и она будет достигнута! Мы никогда не сможем в полноте понять действие Божье в этом мире, если мы не познаем Его сердце и план для Израиля.
Почему Бог все еще любит евреев? Павел говорит, что это потому, что «дары и призвание Божие непреложны». Бог заключил завет с Авраамом 4000 лет назад и не важно, что делали евреи. Он все равно любит их. Он все равно простирается к ним. И Он уверяет нас, что они ответят на этот призыв!
Приложение 2
Эта книга представляет собой взгляд на историю церкви радикально отличающийся от того, с которым многие из нас знакомы. По этой причине у вас могут возникнуть законные вопросы об исторических фактах подтверждения этой версии.
Хотя эта книга не претендует на то, чтобы называться научным трудом, я написал это приложение, кратко приводя некоторые доказательства. Мне жаль только, что ограниченный размер этой книги не позволит мне более полно описать их. Традиционный взгляд на историю церкви Статья Х.Л. Эдисона в «Справочнике по Истории Христианства» Эрдмана описывает связь Церкви и Иудаизма таким образом:
«Сначала христиан считали еврейской сектой и евреи и язычники; после Еврейских Восстаний против Рима (в 66-73; 132-135 гг. н.э.) большинство христиан отделило себя от евреев, и с этого времени лишь немногие евреи обращались христианство.»
Вот такое типичное отношение к нашим еврейским корням в большинстве книг по истории. Из 656 страниц отношению между Христианством и Иудаизмом отведен один короткий абзац. Подтекст этого показывает, что еврейское наследие церкви неуместно, и от него быстро освободились даже апостолы, когда создали церковь из язычников.
По крайней мере, два фактора сыграли роль в таком толковании церковной истории:
1. Сохранилось очень мало основных источников Ранней Мессианской церкви. За 1000 лет темных веков единственные сохраненные древние манускрипты принадлежали перу монахов Римской Церкви, большинство из которых приняли Теологию Замещения и рассматривали любые проявления Мессианского христианства как еретические. Их целью как раз являлось не оставить никаких Мессианских источников, но уничтожать эти «еретические» записи везде, где возможно.
Мы знаем, что в Восточной Церкви было много книг, написанных мессианскими авторами. Евсевий цитировал Мессианских еврейских историков II столетия. К сожалению, эти работы не сохранились. В основном, описания Ранней Мессианской церкви, которые сохранились до наших дней, пришли от тех, кто был против нее.
2. Ко времени окончания периода Реформации история Церкви уже была написана, а еврейское влияние настолько тщательно извлечено оттуда, что историки не сочли важным исследовать наши еврейские источники. Предполагалось, что апостолы отвергли Иудаизм и основали Церковь как языческую организацию.
В результате более современные историки подходили к фактам с предположением, что отношения между Церковью и Иудаизмом были непродолжительными и незначительными.
Я думаю, что более глубокое исследование исторических фактов показало бы, что церковь принимала свое еврейское наследие даже посреди жестоких гонений еще многие сотни лет.
Размер книги не позволяет полностью перечислять все доказательства, но ниже я попытался привести четыре основных вида доказательств, которые указывают на то, что Ранняя Церковь была намного более «Еврейской», чем считали многие из нас.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ПОЛЬЗУ «ЕВРЕЙСКОЙ» РАННЕЙ ЦЕРКВИ
1. Доказательство того, что христиане посещали синагоги.
Согласно историческим записям, для ранних христиан, евреев и неевреев, было обычным делом посещать местные синагоги в Шаббат и другие праздники в дополнение к тому, что они посещали церковь в воскресенье.
Есть многочисленные ссылки в Новом Завете на то, что христиане собирались в Храме (Деяния 2:46; 3:1; 5:42; 24:17-18 и т.д.) и посещали синагоги (Деяния 13:14-42; 14:1; 17:2; 17:10; 19:8 и т.д.). В книге Иакова описывается то, что христиане встречались в синагогах для поклонения. (Если переводить дословно Иакова 2:2, то там написано: «Если войдет в вашу синагогу человек»
Многие английские переводы перевели это слово как «собрание», но греческий текст использует слово «синагога».) В 15 главе книги Деяний описывается, что Иерусалимский Совет предполагал, что обращенные из язычников будут посещать еврейские синагоги, чтобы слышать чтение Торы на каждом Шаббате (Деяния 15:20-21).
Традиционно нас учили, что в 90-х гг. н.э. евреи добавили Биркат НаМиним в литургию, проводимую в синагоге. Считалось, что это провозглашение, проклятие на еретиков, было направлено против христиан, чтобы выгнать их из синагоги. Многие предполагают, что именно это привело к окончательному разрыву между церковью и иудаизмом. Последние исследования показали, что оригинальный текст Биркат, возможно, был составлен еще в дохристианский период (скорее, в поздний Маккавейский) и в начальном своем варианте не был используем против христиан. Особые слова против еврейских христиан были добавлены в Биркат ГаМиним уже намного позднее, возможно, даже в IV столетии.2
Эрик Мейерс, профессор Религии и Археологии в Университете Дюка, комментирует, что в противовес популярному мнению, Евреи и Христиане «жили бок о бок на протяжении нескольких столетий». Он продолжает: «Я не уверен, что напряжение между евреями и христианами, которое подразумевает большинство людей, на самом деле имело место до IV столетия, когда христианство стало официальной религией Римской Империи во время правления Константина. Противостояние между ними до этого периода 60 просто преувеличено.» Мейерс описывает напряжение между евреями и христианами в первых столетиях как внутрисемейные конфликты «между кузенами, братьями и сестрами» .
Существует много указаний и на то, что посещение синагог среди христиан было довольно распространенным и во II столетии. Марк Нанос в своей книге «Тайна Римлян» пишет:
«Доказательства указывают на то, что Римское христианство и Иудаизм были нераздельны по крайней мере до середины II столетия», и «есть много указаний на то, что взаимоотношения в сообществе евреев и христиан продолжались и во II столетии.»4 В другом месте он пишет: «Возможно, что христиане Рима продолжали оставаться частью еврейского сообщества и синагог достаточно длительное время.»
Баргил Пикснер в Библейском Археологическом Обзоре цитирует несколько ссылок, относящихся ко II столетию, в которых упоминается поклонение христиан в синагогах. Посещение синагог христианами также упоминается Игнатусом Антиохийским в книге «Пастырь Хермаса» и другими писателями начала II столетия:
«Когда человек, который имеет Духа Божьего входит в синагогу праведников, и когда эти люди ходатайствуют перед Богом, тогда пророческий дух наполняет их, и они говорят множествам то, что велит Господь. (Пастырь Хермаса).»
«Стойте в правоте. Пусть в синагогах часто проводятся собрания, приглашайте туда каждого человека поименно. Не пренебрегайте слугами, мужчины они или женщины. (Послание Игнатуса к Поликарпу).»8
К удивлению, подобное практиковалось в некоторых местах даже до V столетия. Д-р Вэйн Микс, профессор Библейских наук в Университете Йеля, недавно прокомментировал: «Даже до IV и V столетий мы находим доказательства того, что христиане находились в еврейском сообществе, и видим, что члены христианского сообщества принимали участие в еврейских праздниках.»
Иоанн Златоуст, проповедник в Антиохии и позже в Константинополе, в серии из восьми проповедей выражает недовольство своей общине: «Вы должны перестать ходить в синагоги и не думать, что синагоги являются более святым местом, чем наши церкви.»
Почему же ранние христиане посещали еврейские синагоги? Я думаю, что для этого есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, они посещали синагоги, потому что это всегда являлось частью христианской жизни, с которой они были знакомы. Они никогда не знали и не представляли себе христианства, которое не было бы тесно связанным с еврейским сообществом.
Комментарий