Уважаемые слушатели, уже само название этой темы говорит о том, что она затрагивает вопрос, который без преувеличения можно назвать "чумой нашего времени". Мы надеемся, что данное изучение поможет многим нашим слушателям по-новому взглянуть на принципы семейной жизни. Да благословит вас Бог!
Около пятидесяти лет назад о разводах практически не было слышно, они существовали только среди особых слоев нашего общества; в церкви же их вообще не существовало. Когда мы сравниваем современную церковь с той церковью, которая существовала 50 лет назад, мы просто поражаемся тем многочисленным проявлениям этого ужасного явления. В наши дни развод считается общепринятым, почти в каждой церкви можно встретить разведенных людей, причем не только среди прихожан, но и среди пасторов и диаконов церкви. Установление о браке разрушено до основания. Почему это произошло? Неужели церковь, которая существовала более пятидесяти лет назад, неправильно понимала Библейские постановления о браке и разводе?
Окружающая нас обстановка просто ужасна, мы видим состояние и проблемы тех, кто уже пережил развод, и тех, кто на пути к разводу, и неописуемую трагедию детей, которые являются жертвами несчастливых браков. Вместе с крушением семьи пришло непреодолимое желание сексуальных удовольствий и извращений; глядя на окружающий нас мир, создается такое впечатление, что Содом, который был столицей извращений и похотей, переселился в другое место. Величина и ужас этой проблемы не могут быть преувеличены; брак связан непосредственно с семьей, а семья является основой общества, - Семья является фундаментом каждой нации. Разрушение семьи ведет к разрушению нации, поэтому оцень важно, чтобы мы нашли правильное решение для предотвращения этой ужасной язвы, которая распространяется по всей земле.
Мы начнем наше исследование этого вопроса с принципа, который заключается в том, что Библия является абсолютной истиной, и ошибочным может быть только наше понимание Библии. На нас, христианах, лежит обязанность исследовать Писания для того, чтобы найти единственно верный и правильный ответ; о брачных взаимоотношениях Библия говорит довольно много, и мы постараемся рассмотреть все эти места для того, чтобы найти истину.
Библия и развод. Мы отправляемся на поиск ответов на очень серьезный и сложный вопрос: найти истину об установлении о браке. Почти каждая деноминация сегодня считает, что при определенных обстоятельствах брак может быть расторгнут, а развод дает право на повторный брак; и подобные либеральные идеи преподносятся как Слово Божие. Многие пасторы считают, что они обладают данным им Богом правом при определенных обстоятельствах поощрять развод, и призывать Бога во Свидетели, когда сочитывают повторно. Что же говорит об этом Библия? Для того, чтобы понять Библейское учение о браке и разводе, мы должны прежде всего рассмотреть Библейские церемониальные законы, в которых впервые упоминается об этих понятиях, и определить их взаимосвязь с современным миром и современной церковью. Дело в том, что многие богословы сегодня считают, что церемониальный закон является основанием для разрешения развода и повторного брака. Неправильно понимая все эти законы, они сделали из них карикатуру и используют их для оправдания разводов.
Что же такое церемониальные законы?
Когда Христос был на земле, Он часто говорил притчами, или как написано в Евангелии от Марка 4. 34, "без притчи не говорил им"; иногда Он предупреждал людей, что говорит притчу, а иногда просто рассказывал им историю, но читая ее, мы понимаем, что она является притчей; Свою речь Он часто начинал Словами: "Царство Небесное подобно..." В своей сущности притча, - это земная история с небесным значением, то есть это взятая из жизни история, значение которой взаимосвязано с каким-то аспектом спасения; она может говорить или о каком-то аспекте смерти Христа, или о Его воскресении, она может говорить о значении веры и в жизни верующих; или подчеркивать, насколько это важно, распространять Евангелие или же говорить о суде. Ввиду того, что народ Израильский был неотъемлимой частью Евангельского повествования, то многие притчи говорят о Божьем плане относительно этого народа. Например, в Евангелии от Матфея 21. 33-45 записана притча о непокорных земледельцах; эта притча указывает на то, что в свое время Царство Божие будет отнято от народа Израильского и отдано другим.
Этот же метод широко использовался и в Ветхом Завете, например, прообразы и тени Бог часто использовал в церемониальных законах, которые раскрывали принципы поклонения Богу, а также в гражданских законах, которые были основой для разрешения различных гражданских дел. Эти законы богословы называли церемониальными, потому что на земном, или физическом уровне, они должны были исполняться народом Израильским; но они потеряли свое физическое значение после смерти Христа, и теперь их необходимо рассматривать только с духовной стороны. Во время смерти Христа на кресте Бог разорвал завесу, которая отделяла в храме Святое-святых от святилища, - это было прообразом, который указывал на конец физического исполнения церемониальных законов. С этого времени взгляд верующих должен быть направлен только на духовное значение этих законов.
В Книге Деяния 15. 28-29 записано решение, которое было выработано Новозаветной церковью относительно исполнения церемониальных законов верующими из язычников, давайте прочтем это место: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы."; эти стихи довольно ясно показывают, что исполнение церемониальных законов закончилось, они охватывали очень широкий круг вопросов, включая в себя постановление о жертвоприношениях, о строительстве храма, о земледелии, об одежде и так далее. И хотя народ Израильский должен был исполнять эти законы, они понимали, что эти земные законы являются прообразами различных аспектов Божиего плана спасения. Этот принцип Бог подчеркивает и в Послании к Колоссянам 2. 16-17, "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе."
Среди церемониальных законов было также и несколько законов, касающихся вопросов брака, три из них были наиболее важными. Первое из этих постановление было дано народу Израильскому в то время, когда они вступили в землю Ханаанскую; оно записано в Книге Второзаконие, в 7-й главе, со 2-го по 4-й стихи: "...и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их..." Первая часть этого установления говорит о духовном осуждении неспасенных в день суда, когда они будут судимы верующими и посланы в ад за свои грехи, об этом можно прочитать в Первом Послании к Коринфянам 6. 2, или же в Книге Откровение 2. 26-27, "Разве не знаете, что святые будут судить мир..." Земное же значение этих стихов заключается в том, что Израиль должен был уничтожить все народы в земле Ханаанской.
Вторая часть этого постановления указывает на духовный принцип, согласно которого верующие не должны вступать в брачный союз с неверующими. Израиль является прообразом церкви, а окружающие Израильский народ язычники являются прообразом мира с его соблазном и искушениями. Бог запрещает Израильтянам жениться на языческих женщинах, то же касается и о верующих, - они не должны быть привязаны к миру. В 11-м стихе 52-й главы Книги Исаия Бог говорит: "Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!"; в этом стихе Бог ясно говорит народу Израильскому, чтобы они отделяли себя от всего нечистого, с физической стороны этот стих говорил им, что в случае их неисполнения тех слов, которые записаны в 7-й главе Книги Второзаконие, они должны были идти на развод с языческими женами.
Этот же самый вопрос очень ясно освещен и в Книге Ездры, в последних двух главах этой Книги помещено печальное описание из жизни народа Израильского, - когда Израильтяне под предводительством Неемии и Ездры возвратились в Иерусалим, они увидели, что некоторые мужчины женились на языческих женщинах и имели от них детей; давайте прочитаем 9-ю главу со 2-го по 4-й стихи: "...потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными;..." В ответ на такое серьезное нарушение постановления, записанного в Книге Второзаконие 7. 2-4, вожди Израильского народа должны были принять важное и трудное решение; суть этого решения состояла в том, чтобы все Израильтяне, нарушившие повеление, развелись со своими языческими женами. В Книге Ездры 10. 2-3 об этом написано так: "И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли; но есть еще надежда для Израиля в этом деле..., - и да будет по закону. "
Принятое решение было согласно с законом, в Книге Исаия 52. 11 говорится, что те, кто связан с чем-то нечистым, должны отделиться от него; в этом случае все, кто женился на языческих женщинах, должны были отпустить их. Такое решение было принято Ездрой и другими вождями Израильского народа, которые знали и понимали закон; в Книге Ездры 10. 10-12 мы читаем: "И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взявши себе жен иноплеменных...", "и отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем", а в 16-м и 17-м стихах этой же главы написано следующее: "И сделали так вышедшие из плена". Соединяя установления, записанные в Книге Второзаконие 7. 2-4 и в Книге Исаия 52. 11, с последними двумя главами Книги Ездры, мы видим, что в то время Библия допускала развод; если человек нарушал записанное в Книге Второзаконие установление, и женился на языческой женщине, то установление, записанное в Книге Исаия говорило, что исправить свое греховное состояние он мог только через развод.
Духовное значение этих двух законов имеет силу и сегодня, во Втором Послании к Коринфянам 6. 14-17 Бог говорит; "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Люцифером? Или какое соучастие верного с неверным?...И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас..." Здесь Он недвусмысленно говорит, что верующие не должны соединять свою жизнь ни с чем, что принадлежит царству сатаны; это может быть какая-то ситуация, попадая в которую мы настолько запутываемся, что это становится подобно тому, как если бы мы соединились брачным союзом с миром. Если мы находимся в подобном состоянии, тогда нам необходимо отделить себя от этого, - мы должны отвергнуть всякую нечистоту; именно такое отделение от мира, прообразом которого является развод, записано в последних главах Книги Ездры. Что же тогда можно сказать о современных смешанных браках верующих с неверующими, учитывая то, что Израильтяне должны были разводиться со своими языческими женами?
Когда в Новом Завете употребляется слово Израиль, оно относится и к церкви, то есть к собранию верующих. В Ветхом Завете Израильтяне не должны были вступать в союз с языческими женщинами; что же касается Новозаветного Израиля, то есть истинно верующих, то они не должны соединять свою жизнь с неспасенными людьми. Но говорит ли это о том, что верующие должны разводиться со своими неверующими супругами? Ответ на этот вопрос записан в Первом Послании к Коринфянам 7. 12-13, "Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее..."; и кроме того, Бог также отвечает на этот вопрос в Первом Послании Петра 3. 1, где Он говорит о жене, у которой муж неверующий: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих приобретаемы были...". Здесь Бог говорит, что в подобных ситуациях развода не должно быть; таким образом, приведенное нами установление, которое записано в Книге Второзаконие 7. 2-4 и в Книге Исаия 52. 11, не должны соблюдаться Новозаветными верующими, - в наши дни эти места Писания не являются основанием для развода.
Духовное же значение этих двух законов имеет силу и в наши дни; любой человек, который увлечен чем-то мирским и привязан к чему-то мирскому, образно выражаясь, связан брачным союзом; и поэтому он должен оставить свои привязанности и отделить себя от всякой нечистоты. Другими словами, до распятия Христа Библия требовала, чтобы все, кто нарушал установление, записанное в Книге Второзаконие 7. 2-4, разводились со своими языческими женами. Но на кресте земное значение этого закона пришло к концу, подтверждением чему могут служить такие места Писания, как Первое Послание к Коринфянам 7. 12-13, Второе Послание к Коринфянам 6. 14-17, или же Первое Послание Петра 3. 1.
Наказание за прелюбодеяние - смерть. Второй церемониальный закон, который был непосредственно связан с брачным союзом, записан в Книге Второзаконие 22. 22, "Если найден будет кто, лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих..."; закон требовал, чтобы как мужчина, так и женщина, которые находились в небрачных связях, оба были преданы смерти. Это ужасное наказание должно было совершаться буквально; духовное же значение этой заповеди объясняется в Новом Завете, где этот же самый закон указывает на духовный брак, об этом говорится в Послании к Римлянам 7. 1-4, там говорится так: "Разве вы не знаете, братия, - ибо говорю знающим закон, что закон имеет власть над человеком, пока он жив?..."; в духовном смысле каждый человек автоматически связан брачными узами с Законом Божиим, этот брак был совершен против человеческой воли, более того, это брак, в котором Бог соединил две стороны неразделимым союзом, - с одной стороны выступает закон, а с другой стороны человек. Никто не способен разъединить этот союз, потому что он соединен Самим Богом; несмотря на возникающее у нас иногда желание и мечты стать свободными, - мы не способны освободиться от этого духовного союза.
Этот союз заключен между совершенным мужем и очень несовершенной женой; муж, то есть Закон Божий, является безупречным супругом, жена же представляет из себя человека, погрязшего в прелюбодеянии. Закон здесь выступает в роли мужа, потому что 1-й стих 7-й главы Послания к Римлянам говорит, что закон имеет над человеком власть; в любом браке мужчина является главой жены и жена должна ему подчиняться, поэтому в духовном брачном союзе мы должны подчиняться Закону Божиему, который является нашим духовным мужем. Каждый раз, когда мы согрешаем, мы вовлечены в духовное прелюбодеяние, и тем самым нарушаем нашу верность по отношению к нашему духовному мужу; и тем не менее Закон Божий, который выступает в роли Духовного Мужа, не может развестись со своей неверной женой, потому что они сочитаны Богом,
Около пятидесяти лет назад о разводах практически не было слышно, они существовали только среди особых слоев нашего общества; в церкви же их вообще не существовало. Когда мы сравниваем современную церковь с той церковью, которая существовала 50 лет назад, мы просто поражаемся тем многочисленным проявлениям этого ужасного явления. В наши дни развод считается общепринятым, почти в каждой церкви можно встретить разведенных людей, причем не только среди прихожан, но и среди пасторов и диаконов церкви. Установление о браке разрушено до основания. Почему это произошло? Неужели церковь, которая существовала более пятидесяти лет назад, неправильно понимала Библейские постановления о браке и разводе?
Окружающая нас обстановка просто ужасна, мы видим состояние и проблемы тех, кто уже пережил развод, и тех, кто на пути к разводу, и неописуемую трагедию детей, которые являются жертвами несчастливых браков. Вместе с крушением семьи пришло непреодолимое желание сексуальных удовольствий и извращений; глядя на окружающий нас мир, создается такое впечатление, что Содом, который был столицей извращений и похотей, переселился в другое место. Величина и ужас этой проблемы не могут быть преувеличены; брак связан непосредственно с семьей, а семья является основой общества, - Семья является фундаментом каждой нации. Разрушение семьи ведет к разрушению нации, поэтому оцень важно, чтобы мы нашли правильное решение для предотвращения этой ужасной язвы, которая распространяется по всей земле.
Мы начнем наше исследование этого вопроса с принципа, который заключается в том, что Библия является абсолютной истиной, и ошибочным может быть только наше понимание Библии. На нас, христианах, лежит обязанность исследовать Писания для того, чтобы найти единственно верный и правильный ответ; о брачных взаимоотношениях Библия говорит довольно много, и мы постараемся рассмотреть все эти места для того, чтобы найти истину.
Библия и развод. Мы отправляемся на поиск ответов на очень серьезный и сложный вопрос: найти истину об установлении о браке. Почти каждая деноминация сегодня считает, что при определенных обстоятельствах брак может быть расторгнут, а развод дает право на повторный брак; и подобные либеральные идеи преподносятся как Слово Божие. Многие пасторы считают, что они обладают данным им Богом правом при определенных обстоятельствах поощрять развод, и призывать Бога во Свидетели, когда сочитывают повторно. Что же говорит об этом Библия? Для того, чтобы понять Библейское учение о браке и разводе, мы должны прежде всего рассмотреть Библейские церемониальные законы, в которых впервые упоминается об этих понятиях, и определить их взаимосвязь с современным миром и современной церковью. Дело в том, что многие богословы сегодня считают, что церемониальный закон является основанием для разрешения развода и повторного брака. Неправильно понимая все эти законы, они сделали из них карикатуру и используют их для оправдания разводов.
Что же такое церемониальные законы?
Когда Христос был на земле, Он часто говорил притчами, или как написано в Евангелии от Марка 4. 34, "без притчи не говорил им"; иногда Он предупреждал людей, что говорит притчу, а иногда просто рассказывал им историю, но читая ее, мы понимаем, что она является притчей; Свою речь Он часто начинал Словами: "Царство Небесное подобно..." В своей сущности притча, - это земная история с небесным значением, то есть это взятая из жизни история, значение которой взаимосвязано с каким-то аспектом спасения; она может говорить или о каком-то аспекте смерти Христа, или о Его воскресении, она может говорить о значении веры и в жизни верующих; или подчеркивать, насколько это важно, распространять Евангелие или же говорить о суде. Ввиду того, что народ Израильский был неотъемлимой частью Евангельского повествования, то многие притчи говорят о Божьем плане относительно этого народа. Например, в Евангелии от Матфея 21. 33-45 записана притча о непокорных земледельцах; эта притча указывает на то, что в свое время Царство Божие будет отнято от народа Израильского и отдано другим.
Этот же метод широко использовался и в Ветхом Завете, например, прообразы и тени Бог часто использовал в церемониальных законах, которые раскрывали принципы поклонения Богу, а также в гражданских законах, которые были основой для разрешения различных гражданских дел. Эти законы богословы называли церемониальными, потому что на земном, или физическом уровне, они должны были исполняться народом Израильским; но они потеряли свое физическое значение после смерти Христа, и теперь их необходимо рассматривать только с духовной стороны. Во время смерти Христа на кресте Бог разорвал завесу, которая отделяла в храме Святое-святых от святилища, - это было прообразом, который указывал на конец физического исполнения церемониальных законов. С этого времени взгляд верующих должен быть направлен только на духовное значение этих законов.
В Книге Деяния 15. 28-29 записано решение, которое было выработано Новозаветной церковью относительно исполнения церемониальных законов верующими из язычников, давайте прочтем это место: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы."; эти стихи довольно ясно показывают, что исполнение церемониальных законов закончилось, они охватывали очень широкий круг вопросов, включая в себя постановление о жертвоприношениях, о строительстве храма, о земледелии, об одежде и так далее. И хотя народ Израильский должен был исполнять эти законы, они понимали, что эти земные законы являются прообразами различных аспектов Божиего плана спасения. Этот принцип Бог подчеркивает и в Послании к Колоссянам 2. 16-17, "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе."
Среди церемониальных законов было также и несколько законов, касающихся вопросов брака, три из них были наиболее важными. Первое из этих постановление было дано народу Израильскому в то время, когда они вступили в землю Ханаанскую; оно записано в Книге Второзаконие, в 7-й главе, со 2-го по 4-й стихи: "...и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их..." Первая часть этого установления говорит о духовном осуждении неспасенных в день суда, когда они будут судимы верующими и посланы в ад за свои грехи, об этом можно прочитать в Первом Послании к Коринфянам 6. 2, или же в Книге Откровение 2. 26-27, "Разве не знаете, что святые будут судить мир..." Земное же значение этих стихов заключается в том, что Израиль должен был уничтожить все народы в земле Ханаанской.
Вторая часть этого постановления указывает на духовный принцип, согласно которого верующие не должны вступать в брачный союз с неверующими. Израиль является прообразом церкви, а окружающие Израильский народ язычники являются прообразом мира с его соблазном и искушениями. Бог запрещает Израильтянам жениться на языческих женщинах, то же касается и о верующих, - они не должны быть привязаны к миру. В 11-м стихе 52-й главы Книги Исаия Бог говорит: "Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!"; в этом стихе Бог ясно говорит народу Израильскому, чтобы они отделяли себя от всего нечистого, с физической стороны этот стих говорил им, что в случае их неисполнения тех слов, которые записаны в 7-й главе Книги Второзаконие, они должны были идти на развод с языческими женами.
Этот же самый вопрос очень ясно освещен и в Книге Ездры, в последних двух главах этой Книги помещено печальное описание из жизни народа Израильского, - когда Израильтяне под предводительством Неемии и Ездры возвратились в Иерусалим, они увидели, что некоторые мужчины женились на языческих женщинах и имели от них детей; давайте прочитаем 9-ю главу со 2-го по 4-й стихи: "...потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными;..." В ответ на такое серьезное нарушение постановления, записанного в Книге Второзаконие 7. 2-4, вожди Израильского народа должны были принять важное и трудное решение; суть этого решения состояла в том, чтобы все Израильтяне, нарушившие повеление, развелись со своими языческими женами. В Книге Ездры 10. 2-3 об этом написано так: "И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли; но есть еще надежда для Израиля в этом деле..., - и да будет по закону. "
Принятое решение было согласно с законом, в Книге Исаия 52. 11 говорится, что те, кто связан с чем-то нечистым, должны отделиться от него; в этом случае все, кто женился на языческих женщинах, должны были отпустить их. Такое решение было принято Ездрой и другими вождями Израильского народа, которые знали и понимали закон; в Книге Ездры 10. 10-12 мы читаем: "И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взявши себе жен иноплеменных...", "и отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем", а в 16-м и 17-м стихах этой же главы написано следующее: "И сделали так вышедшие из плена". Соединяя установления, записанные в Книге Второзаконие 7. 2-4 и в Книге Исаия 52. 11, с последними двумя главами Книги Ездры, мы видим, что в то время Библия допускала развод; если человек нарушал записанное в Книге Второзаконие установление, и женился на языческой женщине, то установление, записанное в Книге Исаия говорило, что исправить свое греховное состояние он мог только через развод.
Духовное значение этих двух законов имеет силу и сегодня, во Втором Послании к Коринфянам 6. 14-17 Бог говорит; "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Люцифером? Или какое соучастие верного с неверным?...И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас..." Здесь Он недвусмысленно говорит, что верующие не должны соединять свою жизнь ни с чем, что принадлежит царству сатаны; это может быть какая-то ситуация, попадая в которую мы настолько запутываемся, что это становится подобно тому, как если бы мы соединились брачным союзом с миром. Если мы находимся в подобном состоянии, тогда нам необходимо отделить себя от этого, - мы должны отвергнуть всякую нечистоту; именно такое отделение от мира, прообразом которого является развод, записано в последних главах Книги Ездры. Что же тогда можно сказать о современных смешанных браках верующих с неверующими, учитывая то, что Израильтяне должны были разводиться со своими языческими женами?
Когда в Новом Завете употребляется слово Израиль, оно относится и к церкви, то есть к собранию верующих. В Ветхом Завете Израильтяне не должны были вступать в союз с языческими женщинами; что же касается Новозаветного Израиля, то есть истинно верующих, то они не должны соединять свою жизнь с неспасенными людьми. Но говорит ли это о том, что верующие должны разводиться со своими неверующими супругами? Ответ на этот вопрос записан в Первом Послании к Коринфянам 7. 12-13, "Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее..."; и кроме того, Бог также отвечает на этот вопрос в Первом Послании Петра 3. 1, где Он говорит о жене, у которой муж неверующий: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих приобретаемы были...". Здесь Бог говорит, что в подобных ситуациях развода не должно быть; таким образом, приведенное нами установление, которое записано в Книге Второзаконие 7. 2-4 и в Книге Исаия 52. 11, не должны соблюдаться Новозаветными верующими, - в наши дни эти места Писания не являются основанием для развода.
Духовное же значение этих двух законов имеет силу и в наши дни; любой человек, который увлечен чем-то мирским и привязан к чему-то мирскому, образно выражаясь, связан брачным союзом; и поэтому он должен оставить свои привязанности и отделить себя от всякой нечистоты. Другими словами, до распятия Христа Библия требовала, чтобы все, кто нарушал установление, записанное в Книге Второзаконие 7. 2-4, разводились со своими языческими женами. Но на кресте земное значение этого закона пришло к концу, подтверждением чему могут служить такие места Писания, как Первое Послание к Коринфянам 7. 12-13, Второе Послание к Коринфянам 6. 14-17, или же Первое Послание Петра 3. 1.
Наказание за прелюбодеяние - смерть. Второй церемониальный закон, который был непосредственно связан с брачным союзом, записан в Книге Второзаконие 22. 22, "Если найден будет кто, лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих..."; закон требовал, чтобы как мужчина, так и женщина, которые находились в небрачных связях, оба были преданы смерти. Это ужасное наказание должно было совершаться буквально; духовное же значение этой заповеди объясняется в Новом Завете, где этот же самый закон указывает на духовный брак, об этом говорится в Послании к Римлянам 7. 1-4, там говорится так: "Разве вы не знаете, братия, - ибо говорю знающим закон, что закон имеет власть над человеком, пока он жив?..."; в духовном смысле каждый человек автоматически связан брачными узами с Законом Божиим, этот брак был совершен против человеческой воли, более того, это брак, в котором Бог соединил две стороны неразделимым союзом, - с одной стороны выступает закон, а с другой стороны человек. Никто не способен разъединить этот союз, потому что он соединен Самим Богом; несмотря на возникающее у нас иногда желание и мечты стать свободными, - мы не способны освободиться от этого духовного союза.
Этот союз заключен между совершенным мужем и очень несовершенной женой; муж, то есть Закон Божий, является безупречным супругом, жена же представляет из себя человека, погрязшего в прелюбодеянии. Закон здесь выступает в роли мужа, потому что 1-й стих 7-й главы Послания к Римлянам говорит, что закон имеет над человеком власть; в любом браке мужчина является главой жены и жена должна ему подчиняться, поэтому в духовном брачном союзе мы должны подчиняться Закону Божиему, который является нашим духовным мужем. Каждый раз, когда мы согрешаем, мы вовлечены в духовное прелюбодеяние, и тем самым нарушаем нашу верность по отношению к нашему духовному мужу; и тем не менее Закон Божий, который выступает в роли Духовного Мужа, не может развестись со своей неверной женой, потому что они сочитаны Богом,
Комментарий