Золотой телец (עֵגֶל מַסֵּכָה, эгел массеха; עֵגֶל הַזָּהָב, эгел ха-захав), золотое изображение быка, сделанное Аароном по требованию народа у подножия горы Синай и ставшее объектом культа.
Моисей, вернувшись с горы Синай, уничтожил золотого тельца и сурово наказал народ (Исх. 32:16, 2028). Золотой телец как объект культа вновь появляется в еврейской истории, когда после раскола царства Соломона царь Израиля Иоровам I соорудил храмы в Бет-Эле и Дане и установил в них золотого тельца (I Ц. 12:2829).
Золотые тельцы Аарона и Иоровама представляют собой одну из сложных проблем в изучении древней религии Израиля. В свое время исследователи трактовали золотого тельца как подражание египетскому культу Аписа быка, в котором видели воплощение бога Гора; в поклонении золотому тельцу усматривали проявление синкретизма и попытку изображения Бога Израиля по египетскому образцу. В настоящее время сравнительное изучение многообразного материала привело исследователей к заключению, что «золотой телец» принятое в Библии уничижительное название пьедестала, на котором стоит или восседает Бог в храмах Израильского царства. (Так, главные божества вавилонских и ханаанских пантеонов изображались покоящимися на священных животных: быке, драконе, крылатом льве и т. п.) Золотой телец, следовательно, аналогичен по функции херувимам Иерусалимского храма, служившим пьедесталом незримого Бога.
Ученые пришли к выводу, что золотые тельцы Аарона и Иоровама представляют собой отголоски древней традиции, распространенной главным образом среди северных колен Израилевых и конкурировавшей с традицией херувимов. Золотые тельцы находились в центральных храмах Израильского царства на протяжении всего периода его существования; пророк Амос, проповедовавший в Израильском царстве, строго укоряя народ за грехи, не включает в их число золотых тельцов. В Иудее к символике золотого тельца сложилось резко отрицательное отношение; библейская историография (см. Царей книга) вменяет в тяжкий грех всем царям Израильского царства то, что они не уничтожили воздвигнутых Иоровамом золотых тельцов и продолжали богослужение в храмах, где они находились. В борьбе двух символик сторонникам символики золотого тельца приписывалось поклонение золотому тельцу как таковому, а позднейшая традиция безоговорочно трактует культ золотого тельца как форму идолопоклонства.
золотой телец: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
В чем состоял грех золотого тельца?
Как объясняют комментаторы, евреи, сделав золотого тельца, не утратили веру в Б-га. Они искали замену не Б-гу, а Моше.
По мнению Рамбана (Нахманида), изваяние тельца, которое евреи вылили, было лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Хотя евреи искали замену именно Моше, они хотели, чтобы их вел не другой человек, а одна из таких небесных сил, которая будет служить посредником между ними и Вс-вышним. Но это и есть идолопоклонство, которое является тяжким грехом. Вместо того, чтобы обратиться напрямую к Отцу, царский сын обратился к «чиновнику» чем глубоко задел и разгневал Отца, продемонстрировав отчуждение и нежелание поддерживать близкую, непосредственную связь.
Утратив тот уровень почти идеальной близости к Б-гу, евреи также оказались в состоянии совершить убийство (Хура).
Как были наказаны виновные?
Спустившись с горы, Моше стал в воротах лагеря и сказал: «Кто за Г-спода ко мне!» Вокруг Моше собралось колено Леви. Согласно мидрашу, ни один из левитов не поклонился золотому тельцу.
Левиты судили всех, кто сознательно предался идолопоклонству. Те, кто были заблаговременно предупреждены о том, что идолопоклонство наказывается смертной казнью при условии, что предупреждавшие их свидетели дали исчерпывающие показания были убиты мечом.
Те, чье идолопоклонство было засвидетельствовано, но кто не был предупрежден, умерли от эпидемии, посланной Всевышним (согласно закону Торы, смертной казнью по постановлению земного суда может быть наказан лишь тот, кто был своевременно предупрежден).
Те, чье идолопоклонство не было засвидетельствовано (и кто не был предупрежден), были подвергнуты испытанию особой водой, в которой был растворен пепел тельца. Животы всех виновных распухли, как только они выпили эту воду, а невиновные остались невредимы.
Следует помнить, что число евреев, казненных за поклонение золотому тельцу, было незначительным. Тора свидетельствует, что при выходе из Египта в Нисане число взрослых евреев-мужчин составляло шестьсот тысяч, а когда в Тишрее, через три месяца после истории с тельцом, был пересчет народа с помощью пожертвованных людьми половин шекеля, число взрослых мужчин (в возрасте старше 20-ти лет) выросло до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти. Таким образом, число казненных было меньшим, чем прирост населения старше 20-ти лет в течение шести месяцев между Нисаном и Тишреем.
Женщины, как известно, вообще не участвовали в грехе золотого тельца.
Золотой телец | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Моисей, вернувшись с горы Синай, уничтожил золотого тельца и сурово наказал народ (Исх. 32:16, 2028). Золотой телец как объект культа вновь появляется в еврейской истории, когда после раскола царства Соломона царь Израиля Иоровам I соорудил храмы в Бет-Эле и Дане и установил в них золотого тельца (I Ц. 12:2829).
Золотые тельцы Аарона и Иоровама представляют собой одну из сложных проблем в изучении древней религии Израиля. В свое время исследователи трактовали золотого тельца как подражание египетскому культу Аписа быка, в котором видели воплощение бога Гора; в поклонении золотому тельцу усматривали проявление синкретизма и попытку изображения Бога Израиля по египетскому образцу. В настоящее время сравнительное изучение многообразного материала привело исследователей к заключению, что «золотой телец» принятое в Библии уничижительное название пьедестала, на котором стоит или восседает Бог в храмах Израильского царства. (Так, главные божества вавилонских и ханаанских пантеонов изображались покоящимися на священных животных: быке, драконе, крылатом льве и т. п.) Золотой телец, следовательно, аналогичен по функции херувимам Иерусалимского храма, служившим пьедесталом незримого Бога.
Ученые пришли к выводу, что золотые тельцы Аарона и Иоровама представляют собой отголоски древней традиции, распространенной главным образом среди северных колен Израилевых и конкурировавшей с традицией херувимов. Золотые тельцы находились в центральных храмах Израильского царства на протяжении всего периода его существования; пророк Амос, проповедовавший в Израильском царстве, строго укоряя народ за грехи, не включает в их число золотых тельцов. В Иудее к символике золотого тельца сложилось резко отрицательное отношение; библейская историография (см. Царей книга) вменяет в тяжкий грех всем царям Израильского царства то, что они не уничтожили воздвигнутых Иоровамом золотых тельцов и продолжали богослужение в храмах, где они находились. В борьбе двух символик сторонникам символики золотого тельца приписывалось поклонение золотому тельцу как таковому, а позднейшая традиция безоговорочно трактует культ золотого тельца как форму идолопоклонства.
золотой телец: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
В чем состоял грех золотого тельца?
Как объясняют комментаторы, евреи, сделав золотого тельца, не утратили веру в Б-га. Они искали замену не Б-гу, а Моше.
По мнению Рамбана (Нахманида), изваяние тельца, которое евреи вылили, было лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Хотя евреи искали замену именно Моше, они хотели, чтобы их вел не другой человек, а одна из таких небесных сил, которая будет служить посредником между ними и Вс-вышним. Но это и есть идолопоклонство, которое является тяжким грехом. Вместо того, чтобы обратиться напрямую к Отцу, царский сын обратился к «чиновнику» чем глубоко задел и разгневал Отца, продемонстрировав отчуждение и нежелание поддерживать близкую, непосредственную связь.
Утратив тот уровень почти идеальной близости к Б-гу, евреи также оказались в состоянии совершить убийство (Хура).
Как были наказаны виновные?
Спустившись с горы, Моше стал в воротах лагеря и сказал: «Кто за Г-спода ко мне!» Вокруг Моше собралось колено Леви. Согласно мидрашу, ни один из левитов не поклонился золотому тельцу.
Левиты судили всех, кто сознательно предался идолопоклонству. Те, кто были заблаговременно предупреждены о том, что идолопоклонство наказывается смертной казнью при условии, что предупреждавшие их свидетели дали исчерпывающие показания были убиты мечом.
Те, чье идолопоклонство было засвидетельствовано, но кто не был предупрежден, умерли от эпидемии, посланной Всевышним (согласно закону Торы, смертной казнью по постановлению земного суда может быть наказан лишь тот, кто был своевременно предупрежден).
Те, чье идолопоклонство не было засвидетельствовано (и кто не был предупрежден), были подвергнуты испытанию особой водой, в которой был растворен пепел тельца. Животы всех виновных распухли, как только они выпили эту воду, а невиновные остались невредимы.
Следует помнить, что число евреев, казненных за поклонение золотому тельцу, было незначительным. Тора свидетельствует, что при выходе из Египта в Нисане число взрослых евреев-мужчин составляло шестьсот тысяч, а когда в Тишрее, через три месяца после истории с тельцом, был пересчет народа с помощью пожертвованных людьми половин шекеля, число взрослых мужчин (в возрасте старше 20-ти лет) выросло до шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти. Таким образом, число казненных было меньшим, чем прирост населения старше 20-ти лет в течение шести месяцев между Нисаном и Тишреем.
Женщины, как известно, вообще не участвовали в грехе золотого тельца.
Золотой телец | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Комментарий