Когда читаешь исторические очерки, где упоминается о раннем Христианстве, то невельно убеждаешься в точности исполнения предупреждения Павла: "Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою"(Деян.20:29,30). "Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес.2:3,4). Этому подтверждение и статья историка Арсена Хачояна Древние боги (http://www.chg.ru/create/Newspaper/294/article8.html).
Древние боги
...Особенно привлекал наших предков день зимнего солнцестояния, бывший практически для всех древних народов символом воскрешения природы, пробуждения животворящих сил Солнца. Культ умирающего и воскресающего Солнца и связанного с ним Бога - один из важнейших и древнейших в человеческой истории, и он по совершенно понятным причинам оказался связанным с концом декабря. Тысячелетиями 25 декабря в Древнем Египте отмечали рождение Озириса, в Древней Греции - Диониса, а в индо-иранском мире - бога Митры (Непобедимое Солнце), культ которого долгое время конкурировал в Риме с христианской религией.
Однако эти культы также были вторичными и накладывались на архаичный праздник сатурналий -день рождения отца богов Сатурна. Для римлян времена Сатурна олицетворяли золотой век, эпоху счастья и равенства. В эти дни население как бы вспоминало древние племенные обычаи: на несколько дней формально отменялось рабство, устраивались всенародные пиршества и увеселения с шутками и розыгрышами (дальним отголоском сатурналий являются современные карнавалы).
Культ Богоматери
В эти дни было принято дарить на счастье статуэтки богов. В первые века христианства и возник знакомый нам с детства образ богоматери с младенцем. Во многих европейских средневековых соборах до сих пор хранятся в качестве реликвий древнеегипетские статуэтки Исиды с младенцем Гором. В ту же эпоху поразительно близкий мотив возникает и широко распространяется в искусстве по всей Евразии, включая Индию и Китай, где вдруг появилась даосская богиня Гуань-инь, которую почему-то тоже называли матерью бога. Позднее этот светлый и благородный образ станет одним из центральных символов европейской и мировой культуры, и на его основе возникнут такие вечные шедевры искусства, как Владимирская Богоматерь и Сикстинская Мадонна.
Начало современного календаря
Первые века после установления христианства точные даты праздников не были установлены. Более того, <u> в раннем христианстве отмечалось не рождение и воскрешение Христа, а его смерть и страдание</u>. Это было обусловлено широко распространенными представлениями о конце мира. Только в 325 году на первом Вселенском Соборе в Никее была установлена дата Пасхи, а в 354 году было официально установлено, что рождение Иисуса Христа соответствует все той же дате - 25 декабря.Теоретические расчеты даты были проведены только через 2ОО-ЗОО лет. Мистик может усмотреть в этом еще одно свидетельство божественности и величия Христа. Более рациональное объяснение сводится обычно к тому, что христианству, особенно в начальный период распространения учения, приходилось бороться с языческими культами, зачастую просто замещая или используя последние. Например, Рождество Христово в Римской Империи <u>постепенно слилось</u> с широко распространенным и очень популярным праздником рождения уже упоминавшегося Митры Бага (слова "бага" в переводе на русский почти не нуждается, это одно из древнейших названий судьбы и счастья в индо-арийских языках). Еще более яркий пример - русские "колядки", которые пришли в праздник Рождества прямо из древнеславянского язычества. За сотни лет до крещения Руси в конце декабря отмечалось возвращение или рождение мифического существа Коляды, олицетворяющего новогодний цикл. Интересно, что слово "коляда" в прямом родстве с латинским словом "календа" (от которого пошло название "календарь"). А если копнуть глубже, то в основе обоих слов - очень древний корень "коло", означающий поворот, круговорот (в русском языке от этого же корня слово "колесо"), и выражавший все ту же древнюю, дохристианскую идею повтора и цикличности времени.
Арсен Хачоян
противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес.2:3,4). Этому подтверждение и статья историка Арсена Хачояна Древние боги (http://www.chg.ru/create/Newspaper/294/article8.html).
Древние боги
...Особенно привлекал наших предков день зимнего солнцестояния, бывший практически для всех древних народов символом воскрешения природы, пробуждения животворящих сил Солнца. Культ умирающего и воскресающего Солнца и связанного с ним Бога - один из важнейших и древнейших в человеческой истории, и он по совершенно понятным причинам оказался связанным с концом декабря. Тысячелетиями 25 декабря в Древнем Египте отмечали рождение Озириса, в Древней Греции - Диониса, а в индо-иранском мире - бога Митры (Непобедимое Солнце), культ которого долгое время конкурировал в Риме с христианской религией.
Однако эти культы также были вторичными и накладывались на архаичный праздник сатурналий -день рождения отца богов Сатурна. Для римлян времена Сатурна олицетворяли золотой век, эпоху счастья и равенства. В эти дни население как бы вспоминало древние племенные обычаи: на несколько дней формально отменялось рабство, устраивались всенародные пиршества и увеселения с шутками и розыгрышами (дальним отголоском сатурналий являются современные карнавалы).
Культ Богоматери
В эти дни было принято дарить на счастье статуэтки богов. В первые века христианства и возник знакомый нам с детства образ богоматери с младенцем. Во многих европейских средневековых соборах до сих пор хранятся в качестве реликвий древнеегипетские статуэтки Исиды с младенцем Гором. В ту же эпоху поразительно близкий мотив возникает и широко распространяется в искусстве по всей Евразии, включая Индию и Китай, где вдруг появилась даосская богиня Гуань-инь, которую почему-то тоже называли матерью бога. Позднее этот светлый и благородный образ станет одним из центральных символов европейской и мировой культуры, и на его основе возникнут такие вечные шедевры искусства, как Владимирская Богоматерь и Сикстинская Мадонна.
Начало современного календаря
Первые века после установления христианства точные даты праздников не были установлены. Более того, <u> в раннем христианстве отмечалось не рождение и воскрешение Христа, а его смерть и страдание</u>. Это было обусловлено широко распространенными представлениями о конце мира. Только в 325 году на первом Вселенском Соборе в Никее была установлена дата Пасхи, а в 354 году было официально установлено, что рождение Иисуса Христа соответствует все той же дате - 25 декабря.Теоретические расчеты даты были проведены только через 2ОО-ЗОО лет. Мистик может усмотреть в этом еще одно свидетельство божественности и величия Христа. Более рациональное объяснение сводится обычно к тому, что христианству, особенно в начальный период распространения учения, приходилось бороться с языческими культами, зачастую просто замещая или используя последние. Например, Рождество Христово в Римской Империи <u>постепенно слилось</u> с широко распространенным и очень популярным праздником рождения уже упоминавшегося Митры Бага (слова "бага" в переводе на русский почти не нуждается, это одно из древнейших названий судьбы и счастья в индо-арийских языках). Еще более яркий пример - русские "колядки", которые пришли в праздник Рождества прямо из древнеславянского язычества. За сотни лет до крещения Руси в конце декабря отмечалось возвращение или рождение мифического существа Коляды, олицетворяющего новогодний цикл. Интересно, что слово "коляда" в прямом родстве с латинским словом "календа" (от которого пошло название "календарь"). А если копнуть глубже, то в основе обоих слов - очень древний корень "коло", означающий поворот, круговорот (в русском языке от этого же корня слово "колесо"), и выражавший все ту же древнюю, дохристианскую идею повтора и цикличности времени.
Арсен Хачоян
Комментарий