Этой темой мы продолжим разговор, начатый в теме "К мусульманам о Евангелии"
Там мы пришли, что Коран нас к Евангелию достаточно прямо обращает, и нет у нас серьезных оснований отвергнуть существующие канонические Евангелия, не вступая в прямое противоречие с Кораном.
Теперь следующий вопрос, один из центральных в спорах между христианами и мусульманами, законно ли такое понятие, как Сын Божий?
Сразу введем справку. В Библии и в Коране под этим сочетанием понимаются принципиально разные вещи.
1. Библейское понимание многозначно. В еврейском слова сын и отец очень часто употребляются в переносном смысле. В этой языковой культуре, говоря словами Евангелия, вполне допустимы сыны грома - прозвище молодых, горячих братьев, учеников Иисуса, сыны чертога брачного - гости на свадьбе, сыны утешения - люди, умеющие утешить, возможен Варавва - сын отца, то есть, продолжатель его революционной деятельности (в данном случае). То есть сыно-отеческие отношения всегда ставятся образом любого преемства или сходства. Есть и сыны Царства - кто это? А сыны лукавого? Тоже понятно. Это же не значит, что лукавый шайтан родил на земле детей
В Библии под сынами Божьими понимаются некая часть допотопных людей - Бытие, глава 6. У Иова 38, 7 этим словом названы Ангелы. Иногда этим же словом Бог именует весь народ Израиля. А иногда - избранный царь тоже получает такое имя.
Когда евреи захотели иметь царя, как у других народов, то переняли у других народов и то, как его именовать.
В Египте фараон считался сыном богов настолько буквально, что ему меняли имя. Умирал один человек и рождался сын бога - таково было их понимание, причем разумелось, что онтологически перед нами уже иной субъект, не вполне-человек.
В Ассирии царь тоже становился сыном бога, но в более юридическом и относительном смысле.
Царь евреев - по аналогии - стал именоваться сыном ЯХВЕ.
И вот этот момент отражен в том самом втором псалме, который наш уважаемый Филарет цитирует принципиально неверно в своей подписи. Вот текст:
"Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; 7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". 10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него".
Это - торжественная песнь коронации. Сегодня, в день помазания на Царство, ЯХВЕ (ГОСПОДЬ) рождает сына - это Царь Израиля (допустим, Давид). Он теперь носит условное название: сын Божий. Псалом призывает принять ЭТОГО СЫНА за царя, покориться ему. Прямой смысл именно в этом. Поэтому замена Филаретом в 12-м стихе слова СЫН на ПОСЛАННИК некорректна. Речь идет о человеке, и, возможно, этот человек действительно, является пророком и посланником Бога. Но главное, что он уже поставлен на служение Богу в ином чине - в чине Царя, что в той языковой культуре равнозначно именованию: СЫН БОЖИЙ.
В точно таком значении говорит и Нафанаил Иисусу: Ты - Сын Божий, Ты- Царь Израиля. Два синонима. Сын Божий и есть Царь Израиля, только подлинный Царь, от Бога поставленный, а не как Ирод от Августа. Вот и весь смысл.
Однако, в приложении этого выражения к Иисусу, Евангелие указывает и на нечто большее, но об этом после.
2. Теперь Кораническое понимание идеи богосыновства. Там эта идея родилась в совсем ином историческом контексте. Там нет в 7-м веке могущественных царей Египта или Ассирии, именуемых сынами богов. И никто не помнит, что когда-то эти люди так назывались. Но зато там властвует (во времена джахилии) религиозный синкретизм. Там верят (судя по Корану и жизнеописанию Мухаммеда) в Аллаха, как Верховного Бога и Творца. Но прибавляют к Нему трех дочерей Аллаха: ал-Лат, ал-Уцзу и ал-Манат. Типичное языческое построение пантеона божеств. все идет от некоего единогоцентрального божества, которое рождает детей, дети тоже от пар своих производят кого-то, а иногда и от земных женщин. Эта ситуация в политеизме типична. Особенность арабской джахилии была в том, что Аллах при этом считался Творцом по крайней мере, видимого мира.
И вот Мухаммед вступает с таким языческим пониманием в борьбу - поначалу, казалось бы, настолько неравную, что совершенно безнадежную. Помощью кого он побеждает? - на этот вопрос пусть каждый найдет свое решение, но сейчас у нас другая тема. Что он понимал под детьми Аллаха, утверждая, что нет у Него ни сына, ни дочери? - Он и понимал вот эти самые языческие "семьи божеств", когда боги рождают детей от богинь или от женщин, или от ангелов - кто как сумеет.
Слова Корана, что Аллах не брал себе сына, не приобретал ребенка, потому что нет у Него такой "подруги", постоянно наводят на мысль, что ничего из библейского смысла в слове Сын Божий, Коран не подразумевает. Он подразумевает нормальный ход языческой мысли, повсеместную ложную идею язычества и бескомпромиссно ей противостоит.
Заметим, что те христиане, которые встречались молодой умме, вероятно, по невежеству приписывали Исе статус вот такого смешанного языческого божества, у которого отец- Аллах, а мать - Мария. Как будто бы вот так родился Сын Божий. (Кафолическое, евангельское христианство никогда ЭТОМУ НЕ УЧИЛО.) Коран вступает с таким пониманием в борьбу, для чего пересказывается и осмысливается сюжет Благовещения Марии в суре 19. Мария рождает девою, потому что Аллах велит Исе - будь! и Он обретает бытие. Таким образом, Иса сотворен во чреве Девы, как человек по велению Бога. Что в целом не противоречит и Евангелию, за исключением вопроса: а был ли Тот, Кто устами Иисуса говорил: Я, но до Благовещения человеком не был?
Итак, спорить по вопросу богосыновства с Библией или Кораном совершенно бессмысленно. В обеих книгах под одинаковыми словами понимаются ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЕ смыслы. Поэтому обе книги В ЭТОМ ВОПРОСЕ могут быть правы одновременно.
Там мы пришли, что Коран нас к Евангелию достаточно прямо обращает, и нет у нас серьезных оснований отвергнуть существующие канонические Евангелия, не вступая в прямое противоречие с Кораном.
Теперь следующий вопрос, один из центральных в спорах между христианами и мусульманами, законно ли такое понятие, как Сын Божий?
Сразу введем справку. В Библии и в Коране под этим сочетанием понимаются принципиально разные вещи.
1. Библейское понимание многозначно. В еврейском слова сын и отец очень часто употребляются в переносном смысле. В этой языковой культуре, говоря словами Евангелия, вполне допустимы сыны грома - прозвище молодых, горячих братьев, учеников Иисуса, сыны чертога брачного - гости на свадьбе, сыны утешения - люди, умеющие утешить, возможен Варавва - сын отца, то есть, продолжатель его революционной деятельности (в данном случае). То есть сыно-отеческие отношения всегда ставятся образом любого преемства или сходства. Есть и сыны Царства - кто это? А сыны лукавого? Тоже понятно. Это же не значит, что лукавый шайтан родил на земле детей

В Библии под сынами Божьими понимаются некая часть допотопных людей - Бытие, глава 6. У Иова 38, 7 этим словом названы Ангелы. Иногда этим же словом Бог именует весь народ Израиля. А иногда - избранный царь тоже получает такое имя.
Когда евреи захотели иметь царя, как у других народов, то переняли у других народов и то, как его именовать.
В Египте фараон считался сыном богов настолько буквально, что ему меняли имя. Умирал один человек и рождался сын бога - таково было их понимание, причем разумелось, что онтологически перед нами уже иной субъект, не вполне-человек.
В Ассирии царь тоже становился сыном бога, но в более юридическом и относительном смысле.
Царь евреев - по аналогии - стал именоваться сыном ЯХВЕ.
И вот этот момент отражен в том самом втором псалме, который наш уважаемый Филарет цитирует принципиально неверно в своей подписи. Вот текст:
"Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; 7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". 10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него".
Это - торжественная песнь коронации. Сегодня, в день помазания на Царство, ЯХВЕ (ГОСПОДЬ) рождает сына - это Царь Израиля (допустим, Давид). Он теперь носит условное название: сын Божий. Псалом призывает принять ЭТОГО СЫНА за царя, покориться ему. Прямой смысл именно в этом. Поэтому замена Филаретом в 12-м стихе слова СЫН на ПОСЛАННИК некорректна. Речь идет о человеке, и, возможно, этот человек действительно, является пророком и посланником Бога. Но главное, что он уже поставлен на служение Богу в ином чине - в чине Царя, что в той языковой культуре равнозначно именованию: СЫН БОЖИЙ.
В точно таком значении говорит и Нафанаил Иисусу: Ты - Сын Божий, Ты- Царь Израиля. Два синонима. Сын Божий и есть Царь Израиля, только подлинный Царь, от Бога поставленный, а не как Ирод от Августа. Вот и весь смысл.
Однако, в приложении этого выражения к Иисусу, Евангелие указывает и на нечто большее, но об этом после.
2. Теперь Кораническое понимание идеи богосыновства. Там эта идея родилась в совсем ином историческом контексте. Там нет в 7-м веке могущественных царей Египта или Ассирии, именуемых сынами богов. И никто не помнит, что когда-то эти люди так назывались. Но зато там властвует (во времена джахилии) религиозный синкретизм. Там верят (судя по Корану и жизнеописанию Мухаммеда) в Аллаха, как Верховного Бога и Творца. Но прибавляют к Нему трех дочерей Аллаха: ал-Лат, ал-Уцзу и ал-Манат. Типичное языческое построение пантеона божеств. все идет от некоего единогоцентрального божества, которое рождает детей, дети тоже от пар своих производят кого-то, а иногда и от земных женщин. Эта ситуация в политеизме типична. Особенность арабской джахилии была в том, что Аллах при этом считался Творцом по крайней мере, видимого мира.
И вот Мухаммед вступает с таким языческим пониманием в борьбу - поначалу, казалось бы, настолько неравную, что совершенно безнадежную. Помощью кого он побеждает? - на этот вопрос пусть каждый найдет свое решение, но сейчас у нас другая тема. Что он понимал под детьми Аллаха, утверждая, что нет у Него ни сына, ни дочери? - Он и понимал вот эти самые языческие "семьи божеств", когда боги рождают детей от богинь или от женщин, или от ангелов - кто как сумеет.
Слова Корана, что Аллах не брал себе сына, не приобретал ребенка, потому что нет у Него такой "подруги", постоянно наводят на мысль, что ничего из библейского смысла в слове Сын Божий, Коран не подразумевает. Он подразумевает нормальный ход языческой мысли, повсеместную ложную идею язычества и бескомпромиссно ей противостоит.
Заметим, что те христиане, которые встречались молодой умме, вероятно, по невежеству приписывали Исе статус вот такого смешанного языческого божества, у которого отец- Аллах, а мать - Мария. Как будто бы вот так родился Сын Божий. (Кафолическое, евангельское христианство никогда ЭТОМУ НЕ УЧИЛО.) Коран вступает с таким пониманием в борьбу, для чего пересказывается и осмысливается сюжет Благовещения Марии в суре 19. Мария рождает девою, потому что Аллах велит Исе - будь! и Он обретает бытие. Таким образом, Иса сотворен во чреве Девы, как человек по велению Бога. Что в целом не противоречит и Евангелию, за исключением вопроса: а был ли Тот, Кто устами Иисуса говорил: Я, но до Благовещения человеком не был?
Итак, спорить по вопросу богосыновства с Библией или Кораном совершенно бессмысленно. В обеих книгах под одинаковыми словами понимаются ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЕ смыслы. Поэтому обе книги В ЭТОМ ВОПРОСЕ могут быть правы одновременно.
Комментарий