Короче, прочёл я давеча "Метаморфозы" Луция Апулея, древнеримского писателя (124 - 180 гг. н.э.).
Что мы знаем о Римской империи? Что у них была политеистическая религия, слямзенная у греков: 12 богов шестью парами.
А вот Апулей был жрецом Исиды, оказывается. Исида ведь не входит в число этих двенадцати богов? Апулей же описывает Исиду как божество, которое люди чтут под именами других божеств (Венеры, Прозерпины и т.д.).
Сам роман, похоже, автобиографичен. В нём описывается Луций, который интересовался магией. (Причём занятия магией подвергались преследованиям со стороны государства). Таким образом, охота на ведьм возникла отнюдь не в средневековой Европе, а гораздо раньше, ещё до христианства.
Ну вот, этот Луций приехал в Фессалию (область в Греции, известная магией), влюбился в служанку Фотиду и попросил её устроить так, чтобы он незаметно подсмотрел, как госпожа этой Фотиды занимается магией.
Та натёрлась мазью и, превратившись в сову, улетела к юноше, которого мечтала соблазнить. Луций попросил Фотиду дать ему тоже такой мази. А та перепутала шкатулки, и он превратился в осла.
Попал к разбойникам, потом его несколько раз продавали. Потом он помолился Исиде и попросил его спасти. Та явилась ему и параллельно своему жрецу и велела на ближайшем празднике принять участие в шествии в её честь, где и вернула ему человеческий облик.
Но условием расколдования она поставила ему пожизненное служение ей.
Он согласился, прошёл посвящение, стал жрецом. Потом прошёл посвящение Осирису. Потом ещё одно посвящение.
Я не очень понимаю, - то, что мы знаем о политеизме Рима, - всё не так было в действительности? Политеизм был расширен до таких размеров, что и египетские боги почитались, и Исида?..
Меня ещё заинтересовало: они там все клянутся своим спасением, между прочим.
Потом ещё критически показаны безбожники. То есть не все язычники были, выходит, политеистами. Были и язычники-атеисты, которые порицались и даже наказывались.
Потом странно они представляли себе вселенную: Олимп с бессмертными богами и Аид под землёй, куда все отправляются после смерти.
Причём там же, в Аиде, есть Елисейские поля (как в Париже) - это как бы зона с улучшенными условиями пребывания. Нормально? Отбывать вечно на Елисейских полях, зная, что над землёй и выше есть место, где некто пьёт амброзию!
Потом титулы Исиды меня насторожили: царица неба и т.д. Где-то мы это у кого-то уже встречали...
И ещё Апулей показывает, как политеисты чтили своих богов. Не такие они дураки были, как их пытаются выставить. Они не статуям кланялись, а почитали образы своих богов! Где-то это мы уже слышали от кого-то...
Вообще в Риме христиан высмеивали и рисовали карикатуры на Иисуса, изображая его с ослиной головой (намекая на ясли). Не пародировал ли Апулей христианство своим "Золотым ослом"?
Что мы знаем о Римской империи? Что у них была политеистическая религия, слямзенная у греков: 12 богов шестью парами.
А вот Апулей был жрецом Исиды, оказывается. Исида ведь не входит в число этих двенадцати богов? Апулей же описывает Исиду как божество, которое люди чтут под именами других божеств (Венеры, Прозерпины и т.д.).
Сам роман, похоже, автобиографичен. В нём описывается Луций, который интересовался магией. (Причём занятия магией подвергались преследованиям со стороны государства). Таким образом, охота на ведьм возникла отнюдь не в средневековой Европе, а гораздо раньше, ещё до христианства.
Ну вот, этот Луций приехал в Фессалию (область в Греции, известная магией), влюбился в служанку Фотиду и попросил её устроить так, чтобы он незаметно подсмотрел, как госпожа этой Фотиды занимается магией.
Та натёрлась мазью и, превратившись в сову, улетела к юноше, которого мечтала соблазнить. Луций попросил Фотиду дать ему тоже такой мази. А та перепутала шкатулки, и он превратился в осла.
Попал к разбойникам, потом его несколько раз продавали. Потом он помолился Исиде и попросил его спасти. Та явилась ему и параллельно своему жрецу и велела на ближайшем празднике принять участие в шествии в её честь, где и вернула ему человеческий облик.
Но условием расколдования она поставила ему пожизненное служение ей.
Он согласился, прошёл посвящение, стал жрецом. Потом прошёл посвящение Осирису. Потом ещё одно посвящение.
Я не очень понимаю, - то, что мы знаем о политеизме Рима, - всё не так было в действительности? Политеизм был расширен до таких размеров, что и египетские боги почитались, и Исида?..
Меня ещё заинтересовало: они там все клянутся своим спасением, между прочим.
Потом ещё критически показаны безбожники. То есть не все язычники были, выходит, политеистами. Были и язычники-атеисты, которые порицались и даже наказывались.
Потом странно они представляли себе вселенную: Олимп с бессмертными богами и Аид под землёй, куда все отправляются после смерти.
Причём там же, в Аиде, есть Елисейские поля (как в Париже) - это как бы зона с улучшенными условиями пребывания. Нормально? Отбывать вечно на Елисейских полях, зная, что над землёй и выше есть место, где некто пьёт амброзию!
Потом титулы Исиды меня насторожили: царица неба и т.д. Где-то мы это у кого-то уже встречали...
И ещё Апулей показывает, как политеисты чтили своих богов. Не такие они дураки были, как их пытаются выставить. Они не статуям кланялись, а почитали образы своих богов! Где-то это мы уже слышали от кого-то...
Вообще в Риме христиан высмеивали и рисовали карикатуры на Иисуса, изображая его с ослиной головой (намекая на ясли). Не пародировал ли Апулей христианство своим "Золотым ослом"?
Комментарий