РОЖДЕСТВО
Одним из крупнейших и наиболее почитаемых праздников, отмечаемых многими христианами, является Рождество.
«Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать Рождества Христа 25 декабря. Почему выбор пал именно на этот день, не на какой-нибудь еще? Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца «Dies natalis Solis Unvicti», праздновали шумно с пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры Такое «присоединение» языческого праздника к христианской церкви было одобрено далеко не сразу и далеко не всеми христианами. Сирийские и армянские христиане обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том, что они праздновали Рождество 6 января, когда отмечался день рождения бога Осириса, отождествляемого также с солнцем.
---------------------------------------
Пасха
«Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. Только тенгрианские обычаи древнее»
Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян Иштар, у греков Кибелы, у хананеев Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности» [5]. Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. «Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини. Она олицетворяла Мировой Океан и Лоно богов, судьбу и законы природы По словам Плутарха, она есть «женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение» Исида «наполняет собой наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению Все, что мог сказать человек о Божестве, сосредоточилось в этом материнском образе. В эпоху, когда женщины обрели свободу, Исида стала их небесной покровительницей. «Я та, говорится в надписи, которая у жен прозвана Божеством»
----------------------------
День рождения
«К празднованию годовщины рождения, несмотря на то, что это был обычай у древних народов, христиане первоначально относились с неодобрением», - замечает Уильям С. Уолш в своей книге Curiosities of Popular Customs. Затем историк Уолш приводит цитату из ранних христианских писаний на эту тему: «В проповеди о Левит xii 2 Ориген заверяет своих слушателей в том, что нет ни одного святого, который когда-нибудь устраивал пир или большой обед в день своего рождения, или который радовался бы в день рождения своего сына или своей дочери. Но грешники радуются и веселятся по таким дням"».
Откуда происходила неприязнь ранних христиан ко дням рождения? Частично от иудеев. «В Библии ни разу не упоминаются празднования дня рождения среди самих иудеев», - подчеркивается в M'Clintock and Strong's Cyclopaedia. Затем в этом труде говорится: «На самом деле, по крайней мере поздние иудеи рассматривали празднования дня рождения как часть идолопоклонства».
Дни рождения и астрология. Конечно, у ранних христиан были свои причины не праздновать дней рождения. В тогдашнее время между днями рождения и языческой религией имелась тесная связь, которая менее заметна сегодня. «Обычай отмечать день рождения связан,.. по своему существу, с определенными примитивными религиозными принципами», - констатирует Encyclopaedia of Religion and Ethics. С какими принципами?
Во-первых, со спиритизмом. «Греки верили, что у каждого есть дух-хранитель или демон, который присутствовал при его рождении и смотрит за ним в течение жизни. Существовало мистическое отношение между этим духом и богом, в день рождения которого родился этот человек. Римляне присоединились к этой идее. Они называли такого духа гением. Это представление сохранилось в поверьях людей и отражается в ангеле-хранителе, доброй фее и в святом-покровнтеле» [The Lore of Birthdays, Рейф и Эдилин Линтбн).
Другой причиной, почему ранние христиане избегали празднований дня рождения," являлась связь с астрологией. «В древние времена запись дней рождения была важна главным образом потому, что дата рождения была необходима для составления гороскопа», - говорят Линтоны. Ранние христиане ассоциировали астрологию с восточными религиями, с римским стоицизмом и с запутанным мышлением гностиков. Христиане не хотели иметь с этим никакого дела!
Одним из крупнейших и наиболее почитаемых праздников, отмечаемых многими христианами, является Рождество.
«Из документов явствует, что только в первой половине 4 века римские христиане начали официально праздновать Рождества Христа 25 декабря. Почему выбор пал именно на этот день, не на какой-нибудь еще? Этот день является днем зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Язычники-римляне праздновали в этот день рождение непобедимого солнца «Dies natalis Solis Unvicti», праздновали шумно с пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни останавливалась, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры Такое «присоединение» языческого праздника к христианской церкви было одобрено далеко не сразу и далеко не всеми христианами. Сирийские и армянские христиане обвинили римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том, что они праздновали Рождество 6 января, когда отмечался день рождения бога Осириса, отождествляемого также с солнцем.
---------------------------------------
Пасха
«Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. Только тенгрианские обычаи древнее»
Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян Иштар, у греков Кибелы, у хананеев Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности» [5]. Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. «Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини. Она олицетворяла Мировой Океан и Лоно богов, судьбу и законы природы По словам Плутарха, она есть «женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение» Исида «наполняет собой наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению Все, что мог сказать человек о Божестве, сосредоточилось в этом материнском образе. В эпоху, когда женщины обрели свободу, Исида стала их небесной покровительницей. «Я та, говорится в надписи, которая у жен прозвана Божеством»
----------------------------
День рождения
«К празднованию годовщины рождения, несмотря на то, что это был обычай у древних народов, христиане первоначально относились с неодобрением», - замечает Уильям С. Уолш в своей книге Curiosities of Popular Customs. Затем историк Уолш приводит цитату из ранних христианских писаний на эту тему: «В проповеди о Левит xii 2 Ориген заверяет своих слушателей в том, что нет ни одного святого, который когда-нибудь устраивал пир или большой обед в день своего рождения, или который радовался бы в день рождения своего сына или своей дочери. Но грешники радуются и веселятся по таким дням"».
Откуда происходила неприязнь ранних христиан ко дням рождения? Частично от иудеев. «В Библии ни разу не упоминаются празднования дня рождения среди самих иудеев», - подчеркивается в M'Clintock and Strong's Cyclopaedia. Затем в этом труде говорится: «На самом деле, по крайней мере поздние иудеи рассматривали празднования дня рождения как часть идолопоклонства».
Дни рождения и астрология. Конечно, у ранних христиан были свои причины не праздновать дней рождения. В тогдашнее время между днями рождения и языческой религией имелась тесная связь, которая менее заметна сегодня. «Обычай отмечать день рождения связан,.. по своему существу, с определенными примитивными религиозными принципами», - констатирует Encyclopaedia of Religion and Ethics. С какими принципами?
Во-первых, со спиритизмом. «Греки верили, что у каждого есть дух-хранитель или демон, который присутствовал при его рождении и смотрит за ним в течение жизни. Существовало мистическое отношение между этим духом и богом, в день рождения которого родился этот человек. Римляне присоединились к этой идее. Они называли такого духа гением. Это представление сохранилось в поверьях людей и отражается в ангеле-хранителе, доброй фее и в святом-покровнтеле» [The Lore of Birthdays, Рейф и Эдилин Линтбн).
Другой причиной, почему ранние христиане избегали празднований дня рождения," являлась связь с астрологией. «В древние времена запись дней рождения была важна главным образом потому, что дата рождения была необходима для составления гороскопа», - говорят Линтоны. Ранние христиане ассоциировали астрологию с восточными религиями, с римским стоицизмом и с запутанным мышлением гностиков. Христиане не хотели иметь с этим никакого дела!
Комментарий