Для меня Григорий Сковорода прежде всего человек близкий духом и прекрасный собеседник. Есть, возможно, много замечательных талантливых философов, которые пусть даже превосходят Сковороду эрудицией, но с ними не получается внутреннего диалога. Редко случается найти в жизни близкого по духу человека, но чтобы в письменном мире было «двух душ лобызание» - это удача, какая может случиться раз в жизни, и то не каждому. Среди великих примеры подобной встречи это: Булгаков - Гоголь, Ницше -Шопенгауер, у Сковороды это были греки, Еразм Ротердамский. Еще реже встречается, что это твой земляк и великий мудрец. От этого уважение к своей земле возрастает неизмеримо, земля - щедрая Сковородой.
Для восприятия Сковороды нужно иметь определенные черты характера, что-то общее с человеком - Григорием Савичом; кроме склонности к философии интерес к народной культуре, языку. Сердечный состав характера, дружелюбие. Сковорода выражал мысль в притчах, аллегориях, символах, имел ассоциативное мышление. Сухим философствованием тут и не пахнет. Сковорода был гражданином мира, но и слободским старчиком 18 столетия и жил среди земляков - козаков. Характерная особенность современной интеллигенции 20 столетия которая в конце концов прекратила «спасение» мужика и занялась лабораторией духа.
Надо увидеть первозданную свежесть предубежденному искушенному читателю, в простых диалогах с людьми. И нужно было быть прирожденным учителем чтобы испытывать наслаждение подавая их людям. Учительствование у Сковороды это оболочка философской мысли: мысль прежде всего должна иметь адресата, а не произноситься в пространство. Человек прозревая познает, в этом и есть сходство с Сократом - двух учителей.
За двести лет обнаружились люди, которые оценили сковородиновские диалоги. Хотя удивительно совсем другое: как могли просвещенные интеллигентные люди, за эти последние 200 лет, быть настолько ослепленны демократией и «царством разума», чтобы отринуть душевное.
Современному интеллигенту может быть и непонятно зачем сейчас нужен Сковорода. Имея в арсенале набор крупнейших философов, от Ницще до Сартра, писателей от Кафки до Булгакова, культура разработала все на потребность интеллигенту причем самого высочайшего качества. Но,видимо, интеллигенту свойственно докапываться к основам существования, и тут без святых, без Сковороды и славянской библии, и древнерусской литературы никак.
Идеи Сковороды - это невидимое подспорье миллионам честных совестливых земляков, уже на протяжении 200 лет, мучающихся от несправедливости окружающего мира, «который ловит»; что задаются вопросами совести, страдающих от человеческих несправедливостей. Сковорода дает не ответы, а возможность подумать, как поступать честному человеку живущему в несправедливом мире полному человеческой злобы и при этом сохранять веселье сердца. Это и опора в морали возможность, дающая, достойно прожить жизни чтобы «не исчезоша в суете дни моя», дающая психологическую стойкость на всем протяжении жизни, от бурной молодости к спокойной старости. И все это написано богатым староукраинским языком (близким к современному русскому), благодаря чему течение его мысли проникает не только в мысли но и душу.
Отличительная черта характера Сковороды - дружелюбие, он неоднократно страдал от своей доверчивости и благосклонности к людям, несмотря на то, что в письмах строго предостерегал Михаила о льстецах. Этому мы обязаны живой картине человеческого коварства в его изложении. Но сколько Сковорода не обманывался в людях, это не повлияло на его человечность. Всю жизнь высшей радостью Сковороды было общение с друзьями. Это единственное сокровище, которое он нажил за свою жизнь, приобретая друзей среди образованных людей. какими были к тому времени все слободчане, имеющих и одно религиозное образование со Сковородой, а также благонравных душой.
Г.С. перенес это дружелюбие на персонажей своих трактатов прибавив им черты земляков. Будучи вспыльчивым по натуре он укротил этот свой недостаток ради общения с друзьями. Дружба с Михаилом породила целое ожерелье эпистолярной прозы.
Гениям всегда везет на место и время, Сковорода оказался в Слободском крае во время его высочайшего расцвета среди любящих его людей, благосклонного к бродячей мудрости, населению. Если бы не аура дружб с местной интеллигенцией Сковорода так и остался бы в наилучшем разе эрудитом ученым пишущей может быть даже на латыни для мира.
-А что сейчас Сковорода может дать нам.
-Душевный покой, уверенный взгляд на все жизненные аспекты, своим житием Сковорода дал оптимистичную оценку всему человеческому существованию в отличие от монашеского, возможность не отрекаясь от жизни цельно ее прожить оставаясь погожим и веселым и это не противоречит сохранению богатого мира душевных переживаний. Целостность мироощущения не удавалась цивилизации из времен греков. И острая нехватка которой; расколотость сознания между духовным и материальным ощущалась всеи это время.
Кому не импонирует философ«погожий, бодрый» всякий нормальный человек тянется к хорошему, а если мудрец исповедует веселость сердца то достаточно быть книголюбом и найти Сковороду среди книг не так-то тяжело.
Что может быть лучше, чем путешествовать по своему краю «куда вихор занес» везде находить друзей, жить у пасечника и читать книги, которые «редко кто берет в руки», в «непрестанные осенние дожди» писать «Наркиса», забавляя празность отписывать «плетеницы» и «корзиночки» друзьям и почитателям. Пользоваться почитанием среди земляков.
ссылка на мой текст Сергей Гукасов" Мысли о Г.С. Сковороду"
мой сайт
Для восприятия Сковороды нужно иметь определенные черты характера, что-то общее с человеком - Григорием Савичом; кроме склонности к философии интерес к народной культуре, языку. Сердечный состав характера, дружелюбие. Сковорода выражал мысль в притчах, аллегориях, символах, имел ассоциативное мышление. Сухим философствованием тут и не пахнет. Сковорода был гражданином мира, но и слободским старчиком 18 столетия и жил среди земляков - козаков. Характерная особенность современной интеллигенции 20 столетия которая в конце концов прекратила «спасение» мужика и занялась лабораторией духа.
Надо увидеть первозданную свежесть предубежденному искушенному читателю, в простых диалогах с людьми. И нужно было быть прирожденным учителем чтобы испытывать наслаждение подавая их людям. Учительствование у Сковороды это оболочка философской мысли: мысль прежде всего должна иметь адресата, а не произноситься в пространство. Человек прозревая познает, в этом и есть сходство с Сократом - двух учителей.
За двести лет обнаружились люди, которые оценили сковородиновские диалоги. Хотя удивительно совсем другое: как могли просвещенные интеллигентные люди, за эти последние 200 лет, быть настолько ослепленны демократией и «царством разума», чтобы отринуть душевное.
Современному интеллигенту может быть и непонятно зачем сейчас нужен Сковорода. Имея в арсенале набор крупнейших философов, от Ницще до Сартра, писателей от Кафки до Булгакова, культура разработала все на потребность интеллигенту причем самого высочайшего качества. Но,видимо, интеллигенту свойственно докапываться к основам существования, и тут без святых, без Сковороды и славянской библии, и древнерусской литературы никак.
Идеи Сковороды - это невидимое подспорье миллионам честных совестливых земляков, уже на протяжении 200 лет, мучающихся от несправедливости окружающего мира, «который ловит»; что задаются вопросами совести, страдающих от человеческих несправедливостей. Сковорода дает не ответы, а возможность подумать, как поступать честному человеку живущему в несправедливом мире полному человеческой злобы и при этом сохранять веселье сердца. Это и опора в морали возможность, дающая, достойно прожить жизни чтобы «не исчезоша в суете дни моя», дающая психологическую стойкость на всем протяжении жизни, от бурной молодости к спокойной старости. И все это написано богатым староукраинским языком (близким к современному русскому), благодаря чему течение его мысли проникает не только в мысли но и душу.
Отличительная черта характера Сковороды - дружелюбие, он неоднократно страдал от своей доверчивости и благосклонности к людям, несмотря на то, что в письмах строго предостерегал Михаила о льстецах. Этому мы обязаны живой картине человеческого коварства в его изложении. Но сколько Сковорода не обманывался в людях, это не повлияло на его человечность. Всю жизнь высшей радостью Сковороды было общение с друзьями. Это единственное сокровище, которое он нажил за свою жизнь, приобретая друзей среди образованных людей. какими были к тому времени все слободчане, имеющих и одно религиозное образование со Сковородой, а также благонравных душой.
Г.С. перенес это дружелюбие на персонажей своих трактатов прибавив им черты земляков. Будучи вспыльчивым по натуре он укротил этот свой недостаток ради общения с друзьями. Дружба с Михаилом породила целое ожерелье эпистолярной прозы.
Гениям всегда везет на место и время, Сковорода оказался в Слободском крае во время его высочайшего расцвета среди любящих его людей, благосклонного к бродячей мудрости, населению. Если бы не аура дружб с местной интеллигенцией Сковорода так и остался бы в наилучшем разе эрудитом ученым пишущей может быть даже на латыни для мира.
-А что сейчас Сковорода может дать нам.
-Душевный покой, уверенный взгляд на все жизненные аспекты, своим житием Сковорода дал оптимистичную оценку всему человеческому существованию в отличие от монашеского, возможность не отрекаясь от жизни цельно ее прожить оставаясь погожим и веселым и это не противоречит сохранению богатого мира душевных переживаний. Целостность мироощущения не удавалась цивилизации из времен греков. И острая нехватка которой; расколотость сознания между духовным и материальным ощущалась всеи это время.
Кому не импонирует философ«погожий, бодрый» всякий нормальный человек тянется к хорошему, а если мудрец исповедует веселость сердца то достаточно быть книголюбом и найти Сковороду среди книг не так-то тяжело.
Что может быть лучше, чем путешествовать по своему краю «куда вихор занес» везде находить друзей, жить у пасечника и читать книги, которые «редко кто берет в руки», в «непрестанные осенние дожди» писать «Наркиса», забавляя празность отписывать «плетеницы» и «корзиночки» друзьям и почитателям. Пользоваться почитанием среди земляков.
ссылка на мой текст Сергей Гукасов" Мысли о Г.С. Сковороду"
мой сайт

Комментарий