Просто размышления.
1. «Природа» это просто мир, как вода для рыбы...
Псалмопевцы, поэты лирические, не описывают пейзажей. Зато они несравненно передают ощущение погоды; они видят ее, как видит крестьянин, и наслаждаются ею, как, наверное, наслаждаются растения. «Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее... Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастения ее... И холмы препоясываются радостию. Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют» (64:10-14).
2. Все мы знаем, что евреи верили в единого Бога, сотворившего небо и землю. Природа и Бог были для них отделены друг от друга: Он ее создал, Он повелевал, она повиновалась (мое: Природа повиновалась! и до сих пор повинуется замыслам Божьим, в отличие от нас людей.). Это мы знаем. Но не всегда понимаем, что это, в сущности, значит...
Бог сотворил природу, значит, они и связаны, и отделены друг от друга. Творец и творение не одно и то же. Поэтому доктрина творения в определенном смысле лишает природу божественности.
Но эта же доктрина, лишая природу божественности, делает ее символом, знаком, проявлением Бога.
В 35 псалме говорится так: «Господи! Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя как горы Божий, и судьбы Твои бездна великая!» (6-7). Именно потому, что горы, облака и бездна не боги, они могут стать образами Бога. Что даст, если Аполлона сравнить с солнцем или Нептуна с морской бездной? Но сравнение Закона с солнцем, судеб с бездной дает очень много.
1. «Природа» это просто мир, как вода для рыбы...
Псалмопевцы, поэты лирические, не описывают пейзажей. Зато они несравненно передают ощущение погоды; они видят ее, как видит крестьянин, и наслаждаются ею, как, наверное, наслаждаются растения. «Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее... Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастения ее... И холмы препоясываются радостию. Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют» (64:10-14).
2. Все мы знаем, что евреи верили в единого Бога, сотворившего небо и землю. Природа и Бог были для них отделены друг от друга: Он ее создал, Он повелевал, она повиновалась (мое: Природа повиновалась! и до сих пор повинуется замыслам Божьим, в отличие от нас людей.). Это мы знаем. Но не всегда понимаем, что это, в сущности, значит...
Бог сотворил природу, значит, они и связаны, и отделены друг от друга. Творец и творение не одно и то же. Поэтому доктрина творения в определенном смысле лишает природу божественности.
Но эта же доктрина, лишая природу божественности, делает ее символом, знаком, проявлением Бога.
В 35 псалме говорится так: «Господи! Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя как горы Божий, и судьбы Твои бездна великая!» (6-7). Именно потому, что горы, облака и бездна не боги, они могут стать образами Бога. Что даст, если Аполлона сравнить с солнцем или Нептуна с морской бездной? Но сравнение Закона с солнцем, судеб с бездной дает очень много.
Комментарий