....Вот в каких словах описывает Тора встречу братьев: "И побежал Эсав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и они плакали... И сказал: что у тебя весь этот отряд, который я встретил? И сказал (Иаков): чтобы найти милость в глазах господина моего. И сказал Эсав: есть у меня много, брат мой; пусть у тебя будет то, что твое. Но Иаков сказал: о нет, если я нашел милость в глазах твоих, то прими дар мой от руки моей, за то, что я увидел лицо твое, как увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне" (33.1-11) .. Итак, мы видим, что братья вполне искренне примирились. А вскоре за этим примирением последовало такое же мирное разделение земли : "И взял Эсав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и все души дома своего, и стада свои,...и пошел в другую страну от лица Иакова, брата своего" (Быт. 36.6-8). Однако, образ Эсава постепенно всё более демонизируется в Агадических материалах (что видно, напр., в приведенном выше отрывке о мраморной шее Иакова)
Ещё несколько цитат.
Неспровоцированное нападение амаликитян на отставших израильтян, слабых, больных и беспомощных - свидетельствует о жестокости и трусости племени Амалека, не побоявшегося Бога Израилева. За это ему предстояло исчезнуть как народу: изгладь самую память об Амалике из поднебесной повелевает Израилю Моисей.
После разгрома амалекитям Саулом Самуил говорит ему: И послал тебя Господь в путь, и сказал: "Иди и разгроми этих грешников Амалека, и воюй с ними до полного их уничтожения". Почему же ты не послушался гласа Господня, а устремился к добыче и зло совершил пред очами Господа? И сказал Саул : ведь слушался я гласа Господа и пошел в путь, в который послал меня Господь, и привел Агага, царя Амалека, а Амалекитян я разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы принести в жертву Господу,... И сказал Самуил: неужели всесожжения и жертвы (столь же) желанны Господу, как и послушание гласу Господа? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов. Ибо грех неповиновения это как знахарство, и противление это как идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (15:23).
Скупые тексты Торы не разъясняют природы конфликта. Вероятно, не только Амалек противостоял Израилю, вероятно, ещё многие идолопоклонники не менее подло нападали на него. Почему только этот народ подлежит беспощадному уничтожению?
Традиция разъясняет, что Амалек внучатый племянник Израиля - проникся к нему такой ненавистью, что пожелал полностью уничтожить. Стремление это в полной мере проявило себя в плане Амана: исребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, детей, и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить"(Эстер 3:13). Эта ненависть должна коренитЬся в отношениях между Эсавом и Иаковом, но сама Тора никаких подробностей не сообщает. Причина вражды наверняка больше, чем семейная вендетта. В чём же истинный корень этой неискоренимой ненависти Амалека и повеления Всевышнего стереть память о нём?
Ещё несколько цитат.
Неспровоцированное нападение амаликитян на отставших израильтян, слабых, больных и беспомощных - свидетельствует о жестокости и трусости племени Амалека, не побоявшегося Бога Израилева. За это ему предстояло исчезнуть как народу: изгладь самую память об Амалике из поднебесной повелевает Израилю Моисей.
После разгрома амалекитям Саулом Самуил говорит ему: И послал тебя Господь в путь, и сказал: "Иди и разгроми этих грешников Амалека, и воюй с ними до полного их уничтожения". Почему же ты не послушался гласа Господня, а устремился к добыче и зло совершил пред очами Господа? И сказал Саул : ведь слушался я гласа Господа и пошел в путь, в который послал меня Господь, и привел Агага, царя Амалека, а Амалекитян я разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы принести в жертву Господу,... И сказал Самуил: неужели всесожжения и жертвы (столь же) желанны Господу, как и послушание гласу Господа? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов. Ибо грех неповиновения это как знахарство, и противление это как идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (15:23).
Скупые тексты Торы не разъясняют природы конфликта. Вероятно, не только Амалек противостоял Израилю, вероятно, ещё многие идолопоклонники не менее подло нападали на него. Почему только этот народ подлежит беспощадному уничтожению?
Традиция разъясняет, что Амалек внучатый племянник Израиля - проникся к нему такой ненавистью, что пожелал полностью уничтожить. Стремление это в полной мере проявило себя в плане Амана: исребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, детей, и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить"(Эстер 3:13). Эта ненависть должна коренитЬся в отношениях между Эсавом и Иаковом, но сама Тора никаких подробностей не сообщает. Причина вражды наверняка больше, чем семейная вендетта. В чём же истинный корень этой неискоренимой ненависти Амалека и повеления Всевышнего стереть память о нём?
Комментарий