История Эсава и Иакова
Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила близнецов. Первым родился Эсав, второму дали имя Иаков, что означает "держать за пятку", поскольку во время рождения он держал своего брата за пятку. Когда они выросли, то старший Эсав стал искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери.
Однажды Эсав ,вернувшись с охоты очень усталым и голодным и увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, стал с нетерпением у него просить поесть . На это Иаков ответил: "Продай мне теперь же свое первородство". Исав раздраженно сказал: "Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?" Тогда Иаков потребовал : «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25:3033). Нетерпеливый и легкомысленный Эсав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку.
*"Право первородства", от которого Эсав отказался в пользу Иакова, заключалось, в том числе, в праве представлять семью перед Богом. Это право обладало в глазах Эсава столь ничтожной ценностью, что он был готов уступить его даже за чечевичную похлебку.
Продажа первородства Эсавом являлась началом глубокого конфликта между двумя братьями, развязка которого наступит много лет спустя
Очень сложно дать оценку поступку Иакова. Можно ли считать его обманщиком? В одном случае он честно приобретает у брата первородство, без подвоха. И вопрос не в цене чечевичная похлебка, а в том, что Иаков ценил то, что вообще не ценил его брат ("что мне в этом первородстве?")
Т.е. формально в данном случае никакого явного обмана нет. Иаков честно, пускай по совершенно абсурдной цене (показывающей отношение Эсава к вопросу), но всё-таки покупает первородство Эсава .
Однако купленное Иаковом ранее первородство спустя много лет утвердилось отцовским благословением.
Когда Иаков выдаёт себя за Эсава и тем самым получает благословение отца,
это уже можно с определённостью назвать обманом, и прав Эсав, придя в бешенство от этого поступка:
"Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое"(Быт 27:36)
В том, что у Иакова Израиля имеется брат близнец, таится глубокая духовная тайна
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему
Из рассказа Торы мы видим, что борьба между Иаковом и Эсавом началась еще в утробе матери: «И толкались сыновья в утробе ее» Это неслучайно: в основе борьбы непримиримое противоречие между братьями. Эсав полная противоположность Яакова, его антипод.
О различии по крови, расе и т.п. речь тут идти не может: оба явл. сыновьями одной матери. Речь идёт только о духовной, внутреннем устройстве.
Иаков держался рукой за пяту Исава это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом ( а человек «кончается» там, где пята его; и наиболее значима в этом образе именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности), там начинается человек «духовный», Иаков.
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Исав человека "плотского", а Иаков духовного. Кроме того, они символы того избрания, которое совершается от «утробы матери»."
В судьбе Иакова представлена история его потомков, народа Израильского; потомки Эсава - эдомитяне. Между этими двумя народами, как и предсказывала Тора, была вечная вражда, пока еврейский царь Иоханан Гиркан (2-ой в. до н.э.) не покорил Эдом и заставил его жителей принять иудаизм. C тех пор государство Эдом не упоминается в источниках. Имя «Эдом» мудрецы Талмуда соотнесли с Римской империей. Они видели определенное сходство между образом Эсава в Торе и национальным характером Рима: культ грубой силы, презрение к человеку и его духовному миру при внешнем уважении к религии, наукам и искусству.
Оставив в стороне вопрос, почему Всевышний произвел свой народ от Иакова, а не от Исаака и не от Авраама, а также другие вопросы, остановимся на том, что значит, что на последнем решающем этапе избрание раздвоилось? Что значит, что у Исаака родился не один сын, а два? Как понимать, что у избранника имелся близнец? Что вообще значит близнец? Какова социальная и психологическая природа этого явления?
"Братья близнецы могут переживать по отношению друг к другу всю гамму чувств, начиная от испепеляющей ненависти и кончая самоотверженной любовью. Но об одном сказать можно вполне определенно они связаны одной судьбой. Они отличаются, во-первых, сильным взаимным соперничеством, а во-вторых, чрезвычайной взаимной зависимостью. Спаренность близнецов в определенном смысле сродни брачной. Близнецы ощущают себя частью друг друга - хотят они этого или не хотят.
Как пишет американский психолог Аллан Фромм: Взаимозависимость близнецов сильно страдает именно из-за скрытой враждебности, какую они испытывают друг к другу. Взаимоотношения эти к тому же нередко неверно оцениваются окружающими, которые видят в них признак верности и любви друг к другу, тогда как на самом деле каждый близнец просто чувствует себя в отсутствии другого как бы половинкой личности.Близнецы осуждены на глубинную связанность, освоению которой посвящена вся их жизнь. Самим своим рождением они обязываются искать мира друг с другом, в противном случае их может смести страшная и ничем не оправданная вражда."
Взаимоотношения близнецов Иакова и Эсава унаследовали две религиозные общины - еврейская и христианская и, по-видимому, традиционная вражда между ними может быть преодолена лишь тогда, когда обе общины обратят внимание на дополняющие друг друга различия, а не на тот раздор, который проистекает из их претензии являться одним и тем же лицом (т.е. единственным преемником древнего Израиля)
Почему Всевышний задумал раздвоить избрание, создать две "близнецовые" общины? Неужели только затем, чтобы посеять рознь? Может быть Всевышний действительно желает, чтобы "народ от народа крепнул", чтобы, обнаружив различия между собой, братья научились использовать их себе во благо?
Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила близнецов. Первым родился Эсав, второму дали имя Иаков, что означает "держать за пятку", поскольку во время рождения он держал своего брата за пятку. Когда они выросли, то старший Эсав стал искусным охотником и любимцем своего отца Исаака, а младший Иаков, будучи кротким домоседом, был любимцем своей матери.
Однажды Эсав ,вернувшись с охоты очень усталым и голодным и увидев, что Иаков приготовил кушанье из чечевицы, стал с нетерпением у него просить поесть . На это Иаков ответил: "Продай мне теперь же свое первородство". Исав раздраженно сказал: "Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?" Тогда Иаков потребовал : «Поклянись мне теперь же» (Быт. 25:3033). Нетерпеливый и легкомысленный Эсав тут же поклялся Иакову и променял свое первородство на чечевичную похлебку.
*"Право первородства", от которого Эсав отказался в пользу Иакова, заключалось, в том числе, в праве представлять семью перед Богом. Это право обладало в глазах Эсава столь ничтожной ценностью, что он был готов уступить его даже за чечевичную похлебку.
Продажа первородства Эсавом являлась началом глубокого конфликта между двумя братьями, развязка которого наступит много лет спустя
Очень сложно дать оценку поступку Иакова. Можно ли считать его обманщиком? В одном случае он честно приобретает у брата первородство, без подвоха. И вопрос не в цене чечевичная похлебка, а в том, что Иаков ценил то, что вообще не ценил его брат ("что мне в этом первородстве?")
Т.е. формально в данном случае никакого явного обмана нет. Иаков честно, пускай по совершенно абсурдной цене (показывающей отношение Эсава к вопросу), но всё-таки покупает первородство Эсава .
Однако купленное Иаковом ранее первородство спустя много лет утвердилось отцовским благословением.
Когда Иаков выдаёт себя за Эсава и тем самым получает благословение отца,
это уже можно с определённостью назвать обманом, и прав Эсав, придя в бешенство от этого поступка:
"Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое"(Быт 27:36)
В том, что у Иакова Израиля имеется брат близнец, таится глубокая духовная тайна
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему
Из рассказа Торы мы видим, что борьба между Иаковом и Эсавом началась еще в утробе матери: «И толкались сыновья в утробе ее» Это неслучайно: в основе борьбы непримиримое противоречие между братьями. Эсав полная противоположность Яакова, его антипод.
О различии по крови, расе и т.п. речь тут идти не может: оба явл. сыновьями одной матери. Речь идёт только о духовной, внутреннем устройстве.
Иаков держался рукой за пяту Исава это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом ( а человек «кончается» там, где пята его; и наиболее значима в этом образе именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности), там начинается человек «духовный», Иаков.
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Исав человека "плотского", а Иаков духовного. Кроме того, они символы того избрания, которое совершается от «утробы матери»."
В судьбе Иакова представлена история его потомков, народа Израильского; потомки Эсава - эдомитяне. Между этими двумя народами, как и предсказывала Тора, была вечная вражда, пока еврейский царь Иоханан Гиркан (2-ой в. до н.э.) не покорил Эдом и заставил его жителей принять иудаизм. C тех пор государство Эдом не упоминается в источниках. Имя «Эдом» мудрецы Талмуда соотнесли с Римской империей. Они видели определенное сходство между образом Эсава в Торе и национальным характером Рима: культ грубой силы, презрение к человеку и его духовному миру при внешнем уважении к религии, наукам и искусству.
Оставив в стороне вопрос, почему Всевышний произвел свой народ от Иакова, а не от Исаака и не от Авраама, а также другие вопросы, остановимся на том, что значит, что на последнем решающем этапе избрание раздвоилось? Что значит, что у Исаака родился не один сын, а два? Как понимать, что у избранника имелся близнец? Что вообще значит близнец? Какова социальная и психологическая природа этого явления?
"Братья близнецы могут переживать по отношению друг к другу всю гамму чувств, начиная от испепеляющей ненависти и кончая самоотверженной любовью. Но об одном сказать можно вполне определенно они связаны одной судьбой. Они отличаются, во-первых, сильным взаимным соперничеством, а во-вторых, чрезвычайной взаимной зависимостью. Спаренность близнецов в определенном смысле сродни брачной. Близнецы ощущают себя частью друг друга - хотят они этого или не хотят.
Как пишет американский психолог Аллан Фромм: Взаимозависимость близнецов сильно страдает именно из-за скрытой враждебности, какую они испытывают друг к другу. Взаимоотношения эти к тому же нередко неверно оцениваются окружающими, которые видят в них признак верности и любви друг к другу, тогда как на самом деле каждый близнец просто чувствует себя в отсутствии другого как бы половинкой личности.Близнецы осуждены на глубинную связанность, освоению которой посвящена вся их жизнь. Самим своим рождением они обязываются искать мира друг с другом, в противном случае их может смести страшная и ничем не оправданная вражда."
Взаимоотношения близнецов Иакова и Эсава унаследовали две религиозные общины - еврейская и христианская и, по-видимому, традиционная вражда между ними может быть преодолена лишь тогда, когда обе общины обратят внимание на дополняющие друг друга различия, а не на тот раздор, который проистекает из их претензии являться одним и тем же лицом (т.е. единственным преемником древнего Израиля)
Почему Всевышний задумал раздвоить избрание, создать две "близнецовые" общины? Неужели только затем, чтобы посеять рознь? Может быть Всевышний действительно желает, чтобы "народ от народа крепнул", чтобы, обнаружив различия между собой, братья научились использовать их себе во благо?
Комментарий