Привожу свой не литературный перевод одной английской статьи и предлагаю обсуждение этой темы.
Успех Маркиона и его Маркионитской церкви стал угрозой для прото-ортодоксов: "Уже в 150 году Иустин смог сказать, что влияние Маркиона распространилось на всю Империю. Появился реальный соперник растущей Католической Церкви и через несколько лет вполне можно будет говорить о том, что Маркионитская церковь станет доминирующей"[1]. Это побудило прото-ортодоксов действовать. Свои усилия они прикладывали в трех направлениях: (1) Прото-ортодоксы получили стимул сделать свои доктрины более ясными; (2) Они были вынуждены создать собственный канон Библии; и (3) У них появилась необходимость найти место Павлу в этом каноне. Ниже, мы будем анализировать эти действия.
До появления Маркиона, прото-ортодоксам не хватало убедительных духовных доктрин; не было канона кроме Ветхого завета, недоставало содержательного символа веры, были лишь альтернативные интерпретации существующей традиции, которые зависели от апостольских мужей, таких как Поликарп. Был епископат, который еще только набирал свои полномочия [2]. Теологическая угроза, идущая от Маркиона, заставила их действовать; анти-еретическая контр-литература была в изобилии написана такими авторами, как Ириней и Тертулиан, которая и стала основой церковных доктрин [3]. Старый римский Символ веры был переписан, чтобы уточнить предмет веры, а именно, что Бог-Творец и есть Отец Иисуса Христа, и была определена необходимость в том, чтобы иметь свой собственный канон [4].
Самый весомый вклад Маркиона в развитие церкви второго века это его канон; он стал катализатором и прототипом канона прото-ортодоксов [5]. До появления Маркиона, христианский мир использовал огромное количество литературы, начиная от принятых книг Ветхого завета до разных евангелий, апокалиптических писаний, посланий и писем [6]. Не было согласия о том, какой текст является авторитетным. Все зависело от церкви, которую вы посещали [7]. Маркион стал причиной поиска согласия и прото-ортодоксам удалось его найти довольно быстро. Не прошло и двадцати лет, когда епископы Малой Азии и Рима представили свою коллекцию книг в качестве Библии в противовес Библии Маркиона. Она тоже состояла из двух частей и претендовала на то, чтобы называться апостольским Новым заветом. Этот сборник был подражанием канону Маркиона и был вдохновлен им, и уж точно не был новым изобретением, поскольку включенные 4 евангелия уже ходили по разным церквям на протяжении более поколения [9]. Рано или поздно прото-ортодоксы составили бы свой канон, но Маркион ускорил этот процесс [10].
Наконец, содержание прото-ортодоксального канона подверглось влиянию Маркиона; особенно по части вложенных посланий Павла. До Маркиона, Павел был далеко не в центре прото-ортодоксального Христианства; изначальное признание его "евангелия" постепенно сходило на нет [11]. Как сказал Е.С. Блекмен, "Вполне возможно, что если бы не Маркион, Католическая Церковь не включила бы послания Павла в свой канон, и оставила бы Апостол не в больший авторитет, чем писание Отцов Церкви" [12].
Ссылки:
[1] Blackman, op.cit, p.3
[2] May, op.cit, p.148; Blackman, op.cit, p.10-11
[3] Hoffman, op.cit, p.33; May, op.cit, p.149; Harnack, op.cit, p.100, 129-132; The proto-orthodox had other rivals including Gnostics, Montanists and others who also spurred them into action forging their ecclesiastical doctrines.
[4] Blackman, op.cit, p.95
[5] B. Metzger, The Canon Of The New Testament: Its Origin, Development, and Significance, (New York, 1987), 99; B. Ehrman, The Orthodox Corruption Of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament, (New York, 1993), 19; Harnack, op.cit, p.51, 129-132; Blackman, op.cit, p.35
[6] Blackman, op.cit, p.24-25
[7] Blackman, op.cit, p.11
[8] Harnack, op.cit, p.51
[9] Harnack, op.cit, p.51
[10] Metzger, op.cit, p.99
[11] Harnack, op.cit, p131; Blackman, op.cit, p.103, 110
[12] Blackman, op.cit, p.111
Успех Маркиона и его Маркионитской церкви стал угрозой для прото-ортодоксов: "Уже в 150 году Иустин смог сказать, что влияние Маркиона распространилось на всю Империю. Появился реальный соперник растущей Католической Церкви и через несколько лет вполне можно будет говорить о том, что Маркионитская церковь станет доминирующей"[1]. Это побудило прото-ортодоксов действовать. Свои усилия они прикладывали в трех направлениях: (1) Прото-ортодоксы получили стимул сделать свои доктрины более ясными; (2) Они были вынуждены создать собственный канон Библии; и (3) У них появилась необходимость найти место Павлу в этом каноне. Ниже, мы будем анализировать эти действия.
До появления Маркиона, прото-ортодоксам не хватало убедительных духовных доктрин; не было канона кроме Ветхого завета, недоставало содержательного символа веры, были лишь альтернативные интерпретации существующей традиции, которые зависели от апостольских мужей, таких как Поликарп. Был епископат, который еще только набирал свои полномочия [2]. Теологическая угроза, идущая от Маркиона, заставила их действовать; анти-еретическая контр-литература была в изобилии написана такими авторами, как Ириней и Тертулиан, которая и стала основой церковных доктрин [3]. Старый римский Символ веры был переписан, чтобы уточнить предмет веры, а именно, что Бог-Творец и есть Отец Иисуса Христа, и была определена необходимость в том, чтобы иметь свой собственный канон [4].
Самый весомый вклад Маркиона в развитие церкви второго века это его канон; он стал катализатором и прототипом канона прото-ортодоксов [5]. До появления Маркиона, христианский мир использовал огромное количество литературы, начиная от принятых книг Ветхого завета до разных евангелий, апокалиптических писаний, посланий и писем [6]. Не было согласия о том, какой текст является авторитетным. Все зависело от церкви, которую вы посещали [7]. Маркион стал причиной поиска согласия и прото-ортодоксам удалось его найти довольно быстро. Не прошло и двадцати лет, когда епископы Малой Азии и Рима представили свою коллекцию книг в качестве Библии в противовес Библии Маркиона. Она тоже состояла из двух частей и претендовала на то, чтобы называться апостольским Новым заветом. Этот сборник был подражанием канону Маркиона и был вдохновлен им, и уж точно не был новым изобретением, поскольку включенные 4 евангелия уже ходили по разным церквям на протяжении более поколения [9]. Рано или поздно прото-ортодоксы составили бы свой канон, но Маркион ускорил этот процесс [10].
Наконец, содержание прото-ортодоксального канона подверглось влиянию Маркиона; особенно по части вложенных посланий Павла. До Маркиона, Павел был далеко не в центре прото-ортодоксального Христианства; изначальное признание его "евангелия" постепенно сходило на нет [11]. Как сказал Е.С. Блекмен, "Вполне возможно, что если бы не Маркион, Католическая Церковь не включила бы послания Павла в свой канон, и оставила бы Апостол не в больший авторитет, чем писание Отцов Церкви" [12].
Ссылки:
[1] Blackman, op.cit, p.3
[2] May, op.cit, p.148; Blackman, op.cit, p.10-11
[3] Hoffman, op.cit, p.33; May, op.cit, p.149; Harnack, op.cit, p.100, 129-132; The proto-orthodox had other rivals including Gnostics, Montanists and others who also spurred them into action forging their ecclesiastical doctrines.
[4] Blackman, op.cit, p.95
[5] B. Metzger, The Canon Of The New Testament: Its Origin, Development, and Significance, (New York, 1987), 99; B. Ehrman, The Orthodox Corruption Of Scripture: The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New Testament, (New York, 1993), 19; Harnack, op.cit, p.51, 129-132; Blackman, op.cit, p.35
[6] Blackman, op.cit, p.24-25
[7] Blackman, op.cit, p.11
[8] Harnack, op.cit, p.51
[9] Harnack, op.cit, p.51
[10] Metzger, op.cit, p.99
[11] Harnack, op.cit, p131; Blackman, op.cit, p.103, 110
[12] Blackman, op.cit, p.111
Комментарий