Это не аполлинаризм, аполлинаризм учил совсем другому - АПОЛЛИНАРИАНСТВО
И Христологию Ерма, не обязательно понимать еретически, она может быть вполне ортодоксальной, просто выраженной не ясно терминологически.
Касательно Христологии Ермы, вот что пишет патролог, архимандрит Киприан (Керн):
Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом слова из Керна.
Православная Энциклопедия о Христологии Пастыря Ермы:
Есть еще на русском книга католического кардинала Жана Даниэлу: "Богословие иудеохристианства". Он в своей книге подробно затрагивает Пастыря Ермы. Книгу можно прочитать в электронном варианте, она есть в сети.
И нельзя вот так бездумно заниматься начетничеством Ермы (это касается и других авторов), без научного исследования этого труда патрологами, так например патролог Сагарда пишет:
И Христологию Ерма, не обязательно понимать еретически, она может быть вполне ортодоксальной, просто выраженной не ясно терминологически.
Касательно Христологии Ермы, вот что пишет патролог, архимандрит Киприан (Керн):
Но, конечно, нельзя себе представить Ерма вне его исторической рамки. Он не философ. Эпоха не благоприятствовала и не звала к богомыслию. Богословие Пастыря оставляет желать много лучшего, в особенности в области христологии (Барей, кол. 2279). В самом деле, в Подобии V, 2 мы находим очень сбивчивые богословские мысли. Там говорится о человеке, имеющем виноградник, который посылает своего верного раба работать в нем. После того, как тот сделал не только то, что ему было приказано, но и некоторую дополнительную работу, хозяин зовет Сына и своих друзей. В согласии с ними, он решает сделать раба наследником. Здесь различаются три лица и, по объяснению самого Ерма, поле означает мир; хозяин это Бог, создавший все; Сын Его есть Святой Дух, а слуга, это Сын Божий. Засим (V 6) Бог пожелал вселить Святой Дух в тело. Эта плоть Ему не повредила нисколько и должна получить достойное место, как и вообще всякая плоть должна получить свою награду. Кроме того, говорится и об одном из ангелов, стоящем над 6 ангелами Совета Божия (Виден. V 2; Зап. V 4, 4; VI1, 5; VIII 11). Он святой, славный и особо чтимый. В Подобии VIII 3, 3 он назван Михаилом. Харнак отождествляет этого ангела с Сыном Божьим, но, как указывает Барей (кол. 2280), а также и Барденхевер (I, 577578), Михаил всегда называется ангелом, а Сын Божий не всегда; кроме того, Михаил имеет власть только над народом (Подоб. V 6, 4), тогда как Сын Божий является Господином башни, т.е. Церкви.
Предполагать в этой неясной терминологии зачаток будущего адопционизма не приходится. Христология Пастыря не столько адопционистическая, сколь пневматологическая.
Предполагать в этой неясной терминологии зачаток будущего адопционизма не приходится. Христология Пастыря не столько адопционистическая, сколь пневматологическая.
Православная Энциклопедия о Христологии Пастыря Ермы:
Христология Ермы отражает ранний, наиболее архаичный этап в христианском вероучении, ярко окрашенный влияниями т. н. иудеохристианства, вслед. чего в ней можно увидеть черты «пневматической» или «ангеломорфной» христологии, бинитаризма, адопцианства и субординационизма, причем остается дискуссионным вопрос, какая из схем (или их сочетаний) предпочтительнее (особенно см.: Herm. Pastor. III 5. 6; ср. также: Cirillo. 1973).
И нельзя вот так бездумно заниматься начетничеством Ермы (это касается и других авторов), без научного исследования этого труда патрологами, так например патролог Сагарда пишет:
и тогда получает значительную степень вероятности то мнение, что существующего от вечности Сына Божия Ерма не отождествляет с Духом Святым, а только называет Его духовным существом, отмечая Его Божественную природу. С этой точки зрения получает иной смысл и выражение Ермы в Simil. IX, 1.1: "Дух Святой, Который беседовал с тобой в образе Церкви: Дух Тот есть Сын Божий"; здесь "Дух Святой" точнее определяется прибавкой как особенный Дух, Который не тождествен со Св. Духом в специфическом смысле. Но неясности и даже спутанности в учении Ермы о Сыне Божием отрицать нельзя.
Комментарий