На форуме я встречал упреки в адрес православных христиан в поклонении Деве Марии, Святым и их изображениям (иконам). Утонченная византийская богословская мысль различает виды поклонения, что и подчеркивается в догмате иконопочитания, об этом было уже немало написано. Я же хочу описать смысл православного поклонения, как понимаю его сам. Разумеется, это мое сугубо индивидуальное видение и, если кто-то из православных христиан дополнит или поправит меня, я буду только благодарен.
1. Полное и совершенное поклонение православных христиан Богу божественная литургия. После причащения верных священник выходит из алтаря и как-бы из среды прихожан обращается к Богу с молитвой. Она заканчивается такими словами:
«Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.»
Бог для нас единственный источник добра и совершенного блага и Ему, только Ему мы приносим свое благодарение и поклонение. Но благо приходит к нам опосредованно через Его воплотившегося Сына Иисуса Христа, соединившего в Себе божественное и человеческое. И все, что как-то послужило или свидетельствует о Воплощении также является объектом нашего поклонения. Таким образом предметом поклонения остается Единый Бог, но поклонение совершается уже опосредованно. Заменяет ли опосредованное поклонение непосредственное, прямое? Нет, но дополняет и делает разнообразным.
2. Непосредственное поклонение это литургия верных. Закрываются двери, в храме остаются одни верные. Священник в алтаре совершает святое возношение Богу, а все молящиеся в храме поклоняются Отцу и Сыну и Святому Духу - «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней» поет хор, а с ним и наш дух. Кто был и чувствовал, тот знает, а кто не был или не почувствовал слово мое бессильно для него. Конечно, входные двери сейчас не закрываются, но остаются закрытыми двери неверия или неверности, закрывающие тайну поклонения Богу в духе и истине.
3. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
«И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1:41-42, 46-49)
Благословенна достойна благих слов, достойна прославления и возвеличивания, тем более что возвеличивание это не человеческое, а сотворенное Сильным. Великая и славная Дева! Наше невеликое и неславное естественно приклоняется перед Твоим великим и славным, а через это и перед Тем, Кто дал Тебе такую благодать.
4. Прославление Девы Марии, через которую свершилось Воплощение, ставшей обителью Бога-Слова самым непосредственным и теснейшим образом это тоже литургия.
После освящения Святых Даров священник обращается к Богу: «Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!»
Хор и вместе с ним мы: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.»
Между прочим, из этих слов очень хорошо видно, что православные христиане не обожествляют Деву Марию, но почитают Её особым (изрядным) образом.
1. Полное и совершенное поклонение православных христиан Богу божественная литургия. После причащения верных священник выходит из алтаря и как-бы из среды прихожан обращается к Богу с молитвой. Она заканчивается такими словами:
«Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.»
Бог для нас единственный источник добра и совершенного блага и Ему, только Ему мы приносим свое благодарение и поклонение. Но благо приходит к нам опосредованно через Его воплотившегося Сына Иисуса Христа, соединившего в Себе божественное и человеческое. И все, что как-то послужило или свидетельствует о Воплощении также является объектом нашего поклонения. Таким образом предметом поклонения остается Единый Бог, но поклонение совершается уже опосредованно. Заменяет ли опосредованное поклонение непосредственное, прямое? Нет, но дополняет и делает разнообразным.
2. Непосредственное поклонение это литургия верных. Закрываются двери, в храме остаются одни верные. Священник в алтаре совершает святое возношение Богу, а все молящиеся в храме поклоняются Отцу и Сыну и Святому Духу - «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней» поет хор, а с ним и наш дух. Кто был и чувствовал, тот знает, а кто не был или не почувствовал слово мое бессильно для него. Конечно, входные двери сейчас не закрываются, но остаются закрытыми двери неверия или неверности, закрывающие тайну поклонения Богу в духе и истине.
3. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
«И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1:41-42, 46-49)
Благословенна достойна благих слов, достойна прославления и возвеличивания, тем более что возвеличивание это не человеческое, а сотворенное Сильным. Великая и славная Дева! Наше невеликое и неславное естественно приклоняется перед Твоим великим и славным, а через это и перед Тем, Кто дал Тебе такую благодать.
4. Прославление Девы Марии, через которую свершилось Воплощение, ставшей обителью Бога-Слова самым непосредственным и теснейшим образом это тоже литургия.
После освящения Святых Даров священник обращается к Богу: «Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!»
Хор и вместе с ним мы: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.»
Между прочим, из этих слов очень хорошо видно, что православные христиане не обожествляют Деву Марию, но почитают Её особым (изрядным) образом.
Комментарий