Петр Дамиани свидетельствует, что еще в 11 веке, не все латиняне верили в филиокве

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Денис Нагомиров
    Ветеран

    • 01 February 2013
    • 9120

    #16
    Архимандрит Вселенской Патриархии, отец Джон-Пантелеймон Мануссакис:

    В контексте Filioque он пишет о том, что византийские полемисты ошибочно обвиняли католиков в посягательствах на Монархию Отца, а современные полемисты также ошибочно предлагают «филиоквистикие» суждения Отцов толковать исключительно «энергийно» (хотя «энергийное» прочтение не исключает Filioque, а «филиоквистикие» суждения Отцов мыслились в ином контексте, отличном от Паламизма).

    Он предлагает для успокоения православных использовать одно из предложений доминиканца Жана-Мигеля Гаррига (см. L'Esprit qui dit «Pere !» - L'Esprit-Saint dans la vie trinitaire et le probleme du «Filioque») - передавать «processio» Духа от Сына в терминах «prodos», указывая на связь Filioque с Перехорезисом (как это и делает Флорентийский Собор пересказывая Св. Фульгенция, см. DS 1331)

    Книга отца Джона называется For the Unity of All: Contributions to the Theological Dialogue between East and West

    Согласно книге отца Джона, православным в преодолении предрассудков в отношении Filioque может помочь:

    1. Подчеркивание того, что Filioque никак не нарушает Монархию Отца, которая выражена в трех смыслах:

    1.1 Отец как уникальный источник Божественной природы;
    1.2 Отец как уникальный источник единосущного общения Лиц Троицы;
    1.3 Отец как уникальный источник ипостасных отличий Сына и Духа;

    2. Подчеркивание того, что Дух происходит (procedit) от Отца, как от Безначального Начала Сына и Духа (в понятии Св. Августина principaliter, что Максим Плануд передает через arhoeidos).

    3. Для передачи вечного происхождения Духа (procedit) от или через Сына использовать привычное грекам prodos (что делали Отцы).

    4. Подчеркивание того, что Сын не отдельное от Отца Начало Духа.

    Комментарий

    • Денис Нагомиров
      Ветеран

      • 01 February 2013
      • 9120

      #17
      Венанс Грюмель AA о запрете на изменение Символа веры

      Там по ссылке цитируется Эфесский Собор, который утверждает всего-лишь о запрете утверждать новую веру, которая бы противоречила Никейскому Символу Веры. Про добавление, ничего не говорится в Никейском Символе Веры. Кроме того, последующий Символ Веры - Никео-Цареградский, был уточнением Никейского Символа Веры.

      Комментарий

      • Денис Нагомиров
        Ветеран

        • 01 February 2013
        • 9120

        #18
        Протестанты (реформаты) о важности филиокве - https://youtu.be/__uPOnYczTQ

        Комментарий

        Обработка...