Архимандрит Вселенской Патриархии, отец Джон-Пантелеймон Мануссакис:
В контексте Filioque он пишет о том, что византийские полемисты ошибочно обвиняли католиков в посягательствах на Монархию Отца, а современные полемисты также ошибочно предлагают «филиоквистикие» суждения Отцов толковать исключительно «энергийно» (хотя «энергийное» прочтение не исключает Filioque, а «филиоквистикие» суждения Отцов мыслились в ином контексте, отличном от Паламизма).
Он предлагает для успокоения православных использовать одно из предложений доминиканца Жана-Мигеля Гаррига (см. L'Esprit qui dit «Pere !» - L'Esprit-Saint dans la vie trinitaire et le probleme du «Filioque») - передавать «processio» Духа от Сына в терминах «prodos», указывая на связь Filioque с Перехорезисом (как это и делает Флорентийский Собор пересказывая Св. Фульгенция, см. DS 1331)
Книга отца Джона называется For the Unity of All: Contributions to the Theological Dialogue between East and West
Согласно книге отца Джона, православным в преодолении предрассудков в отношении Filioque может помочь:
1. Подчеркивание того, что Filioque никак не нарушает Монархию Отца, которая выражена в трех смыслах:
1.1 Отец как уникальный источник Божественной природы;
1.2 Отец как уникальный источник единосущного общения Лиц Троицы;
1.3 Отец как уникальный источник ипостасных отличий Сына и Духа;
2. Подчеркивание того, что Дух происходит (procedit) от Отца, как от Безначального Начала Сына и Духа (в понятии Св. Августина principaliter, что Максим Плануд передает через arhoeidos).
3. Для передачи вечного происхождения Духа (procedit) от или через Сына использовать привычное грекам prodos (что делали Отцы).
4. Подчеркивание того, что Сын не отдельное от Отца Начало Духа.
В контексте Filioque он пишет о том, что византийские полемисты ошибочно обвиняли католиков в посягательствах на Монархию Отца, а современные полемисты также ошибочно предлагают «филиоквистикие» суждения Отцов толковать исключительно «энергийно» (хотя «энергийное» прочтение не исключает Filioque, а «филиоквистикие» суждения Отцов мыслились в ином контексте, отличном от Паламизма).
Он предлагает для успокоения православных использовать одно из предложений доминиканца Жана-Мигеля Гаррига (см. L'Esprit qui dit «Pere !» - L'Esprit-Saint dans la vie trinitaire et le probleme du «Filioque») - передавать «processio» Духа от Сына в терминах «prodos», указывая на связь Filioque с Перехорезисом (как это и делает Флорентийский Собор пересказывая Св. Фульгенция, см. DS 1331)
Книга отца Джона называется For the Unity of All: Contributions to the Theological Dialogue between East and West
Согласно книге отца Джона, православным в преодолении предрассудков в отношении Filioque может помочь:
1. Подчеркивание того, что Filioque никак не нарушает Монархию Отца, которая выражена в трех смыслах:
1.1 Отец как уникальный источник Божественной природы;
1.2 Отец как уникальный источник единосущного общения Лиц Троицы;
1.3 Отец как уникальный источник ипостасных отличий Сына и Духа;
2. Подчеркивание того, что Дух происходит (procedit) от Отца, как от Безначального Начала Сына и Духа (в понятии Св. Августина principaliter, что Максим Плануд передает через arhoeidos).
3. Для передачи вечного происхождения Духа (procedit) от или через Сына использовать привычное грекам prodos (что делали Отцы).
4. Подчеркивание того, что Сын не отдельное от Отца Начало Духа.
Комментарий