«...И НЕКОТОРЫЕ ЛАТИНЯНЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДУХ СВЯТОЙ ИСХОДИТ ОТ ОДНОГО ОТЦА»
Кардинал Петр Дамиани (1072) оставил в своем послании к Константинопольскому патриарху Константину Лихуду [1] интересное свидетельство о том, что еще во второй пол. XI в. среди «латинян» в Италии были те, кто не верил в исхождение Святого Духа и от Сына и отстаивал монопатризм.
Следует заметить, что сам кард. Петр был убежденным сторонником Filioque и само послание посвящено защите этого учения.
***
«Для начала скажем, откуда берет свое начало сие невежество (ignorantia), [заставляющее] и почти всех греков, и некоторых из латинян (et Greci fere omnes et Latinorum quidam) утверждать, что Дух Святой исходит не от Сына, но от одного Отца (a solo Patre).
Они утверждают это на основании Господних слов, когда Он сказал: Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:19). И еще: Я пошлю обетование Отца Моего на вас (Лк. 24:49). И оное: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26). И еще об этом Он говорит: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин. 14:16). И в другом месте говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин. 14:26). И еще: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13).
На основании этих и подобных свидетельств не только из Евангелий, но и от иных мест Писания они утверждают, что Дух никоим образом не исходит от Сына, но только от одного Отца. К тому же и у латиноязычных учителей нередко обнаруживается нечто такое, что, как кажется, согласуется с этим мнением. Ведь сам блаженный Иероним в изложении веры, обращенном к епископам Алипию и Августину, среди прочего пишет: Веруем и в Духа Святого, Бога истинного, от Отца исходящего, во всем равного Отцу и Сыну [2]. Августин же, выступая против еретика Максимина, говорит: От Отца Сын; от Отца и Дух Святой [3].
А блаженный папа Лев, на серебряных пластинах, поставленных перед священнейшим телом блаженного апостола Павла, в символе своей веры среди прочего говорит: И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».
________________________________
Источник: Petrus Damiani. Epistula 91, ad Constantinum Lichoudem // MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 3. S. 4-5
[1] О послании и его возможном адресате см. также: Бармин А. В. Полемика и схизма. М., 2006. С. 214-217
[2] В действительности цитата происходит из исповедания веры пелагианина Юлиана Экланского (PL. 45. Col. 1732); в позднейшей традиции оно приписывалось Иерониму, адресатом обыкновенно назывался свт. Дамас, папа Римский. Откуда происходит представление о каких-то «Алипии и Августине» неизвестно.
[3] Augustinus. Contra Maximinum, 2.14.1 // PL. 42. Col. 770
[4] О борьбе п. Льва ΙΙΙ против изменений Символа веры см: РАССУЖДЕНИЕ О СИМВОЛЕ ВЕРЫ МЕЖДУ ПАПОЙ ЛЬВОМ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
«...И НЕКОТОРЫЕ ЛАТИНЯНЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДУХ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
Кардинал Петр Дамиани (1072) оставил в своем послании к Константинопольскому патриарху Константину Лихуду [1] интересное свидетельство о том, что еще во второй пол. XI в. среди «латинян» в Италии были те, кто не верил в исхождение Святого Духа и от Сына и отстаивал монопатризм.
Следует заметить, что сам кард. Петр был убежденным сторонником Filioque и само послание посвящено защите этого учения.
***
«Для начала скажем, откуда берет свое начало сие невежество (ignorantia), [заставляющее] и почти всех греков, и некоторых из латинян (et Greci fere omnes et Latinorum quidam) утверждать, что Дух Святой исходит не от Сына, но от одного Отца (a solo Patre).
Они утверждают это на основании Господних слов, когда Он сказал: Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10:19). И еще: Я пошлю обетование Отца Моего на вас (Лк. 24:49). И оное: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26). И еще об этом Он говорит: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин. 14:16). И в другом месте говорит: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин. 14:26). И еще: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13).
На основании этих и подобных свидетельств не только из Евангелий, но и от иных мест Писания они утверждают, что Дух никоим образом не исходит от Сына, но только от одного Отца. К тому же и у латиноязычных учителей нередко обнаруживается нечто такое, что, как кажется, согласуется с этим мнением. Ведь сам блаженный Иероним в изложении веры, обращенном к епископам Алипию и Августину, среди прочего пишет: Веруем и в Духа Святого, Бога истинного, от Отца исходящего, во всем равного Отцу и Сыну [2]. Августин же, выступая против еретика Максимина, говорит: От Отца Сын; от Отца и Дух Святой [3].
А блаженный папа Лев, на серебряных пластинах, поставленных перед священнейшим телом блаженного апостола Павла, в символе своей веры среди прочего говорит: И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».
________________________________
Источник: Petrus Damiani. Epistula 91, ad Constantinum Lichoudem // MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 3. S. 4-5
[1] О послании и его возможном адресате см. также: Бармин А. В. Полемика и схизма. М., 2006. С. 214-217
[2] В действительности цитата происходит из исповедания веры пелагианина Юлиана Экланского (PL. 45. Col. 1732); в позднейшей традиции оно приписывалось Иерониму, адресатом обыкновенно назывался свт. Дамас, папа Римский. Откуда происходит представление о каких-то «Алипии и Августине» неизвестно.
[3] Augustinus. Contra Maximinum, 2.14.1 // PL. 42. Col. 770
[4] О борьбе п. Льва ΙΙΙ против изменений Символа веры см: РАССУЖДЕНИЕ О СИМВОЛЕ ВЕРЫ МЕЖДУ ПАПОЙ ЛЬВОМ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
«...И НЕКОТОРЫЕ ЛАТИНЯНЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ДУХ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
Комментарий