Вот древнее свидетельство веры о непогрешимости папских учений по вопросам веры и нравственности (Ex cathedra):
Послание Патриарха Иерусалима Иоанна IV Мосха к Албанскому Католикосу Абасу
«Даже если в мире появилось множество ересей, как и говорил Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11, 19), а затем Петр «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания»(2Пет 3, 15-16), однако, мы, Святая Церковь, имеем глас Божий, который нарек Петра, главой апостолов, даровав ему примат веры для укрепления Церквей: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Петр, которому также были дарованы ключи от неба и земли; следуя чьей вере связываются и разрешаются последовавшие за ним ученики и учителя Католической Церкви, и по сей день связывают грешников и разрешают кающихся. Это преимущество воистину святых, первенствующих, почитаемых наследников его (Апостола Петра) Престола, здравых в вере и безошибочных* согласно гласу Божьему, исповедующими веру в Него, которые следуют (Символу Веры)»
*армянское «ansxal» («an» = «без», «sxal» от «sxalakan» = «ошибочный») Аристакес Варданян переводит как «infallibiles»
Алоис Грильмайер датирует текст между 574 и 577 годами см. Christ in Christian Tradition, vol 2, part 3, 2013, p 161
Латинский перевод Аристакеса Варданяна см. Oriens Christianus, vol 2, 1912, pp 64-88
Оригинальный текст см. Clavis Patrum Graecorum, vol 5, 1987, 7021
Обзор текста см. например
Хьюго Хертер и Аристакес Варданян в «Ein Zeugnis aus dem 6. Jahrhundert fur die Unfehlbarkeit des Papstes» в Zeitschrift fur katholische Theologie, vol 34, no 1, 1910 года, pp 218-219
Северьян Салавиль «Un temoignage oriental en faveur de la primaute et de l'infaillibilite du Pape, au VIe siecle» в Echos d'Orient (Revue des etudes byzantines), no 82, 1910 года, pp 171-172
- - - Добавлено - - -
Некоторые свидетельства о церковном первенстве епископа Рима в византийском законодательстве
1. Эдикт императоров Феодосия и Валентиниана о подчинении епископов Папе Римскому (Leges novellae ad Theodosianum pertinentes, Liber Legum Novellarum Divi Valentiniani A, 17)
«Этот приговор должен был бы иметь в Галлии законную силу и без одобрения императорского. Потому что власти Первосвященника в отношении Церквам есть ли какие пределы? (Quid enim tanti Pontificis auctoritati in Ecclesias non liceret?)... если кто-либо из епископов (quisquis episcoporum), позванный на суд Римского Первосвященника (iudicium Romani Antistitis), не явится, то он должен быть принужден к тому правителем области, сообразно всем тем предписаниям (servatis), которые божественными предшественниками нашими дарованы Римской Церкви (per omnia servatis quae divi parentes nostri Romanae Ecclesiae detulerunt)»
(ср. Codex Theodosianus, ed Theodor Mommsen, Paul Martin Meyer, 1905, vol 2, p)
2. «Liber pontificalis» содержит свидетельство об указе императора Фоки, который именует «Апостольский Престол блаженного Апостола Петра» - «главой всех Церквей», в ответ на то, что Константинопольская Церковь (по мнению Папы Бонифация жаловавшегося императору) желала приписывала себе такое главенство.
(ср. ed Louis Duchesne, tom 1, p 316)
3. Это в свою очередь воспроизведение 131-й новеллы Юстиниана
«Святейший Папа старого Рима - первый среди всего священства (primum esse omnium sacerdotum)»
(ср. Corpus Iuris Civilis, Novelle, ed Paul Krueger, Rudolf Schoell, Wilhelm Kroll, 1895, vol 3, p 655)



- - - Добавлено - - -
Древнейшее упоминание о двойном исхождении Духа в тексте Символа Веры за пределами греко-латинского мира
Западно-сирийский Символ Веры восходящий к Собору в Селевкии-Ктесифоне 410 года
«И мы исповедуем Живого и Святого Духа, Живого Ходатая, Который от Отца и Сына»
Thomas Joseph Lamy, «Concilium Seleuciae et Ctesiphonti Habitum anno 410», 1868, p. 29-30
Николай Селезнев, «Христология Ассирийской Церкви Востока», 2002, стр. 108


- - - Добавлено - - -
Персидское собрание из 73-х канонов, атрибутированых Никейскому Собору и составленное около 400 года, содержит свидетельство о церковном толковании канонов Никейского Собора в пользу первенства юрисдикции Рима
«Честь Митрополитов как честь старшего брата среди своих братьев. Честь Патриарха - как честь отца, имеющего власть над детьми. И как Патриарх имеет власть делать все, что он хочет свободно в области его власти, так Патриарх Рима будет иметь власть над всеми Патриархами, как блаженный Петр над всей общиной. Ибо такое место имел Петр во всей Римской Церкви. Нарушитель отлучается Вселенским Собором» (oskar braun, de sancta nicaena synodo, 1898, p 68)
Oskar Braun, De Sancta Nicaena Synodo, 1898, p 68
см. также Мишель ван Эсбрук, «Римский примат, Патриархаты, Католикосаты, Автокефалии на Востоке».
Послание Патриарха Иерусалима Иоанна IV Мосха к Албанскому Католикосу Абасу
«Даже если в мире появилось множество ересей, как и говорил Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11, 19), а затем Петр «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания»(2Пет 3, 15-16), однако, мы, Святая Церковь, имеем глас Божий, который нарек Петра, главой апостолов, даровав ему примат веры для укрепления Церквей: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Петр, которому также были дарованы ключи от неба и земли; следуя чьей вере связываются и разрешаются последовавшие за ним ученики и учителя Католической Церкви, и по сей день связывают грешников и разрешают кающихся. Это преимущество воистину святых, первенствующих, почитаемых наследников его (Апостола Петра) Престола, здравых в вере и безошибочных* согласно гласу Божьему, исповедующими веру в Него, которые следуют (Символу Веры)»
*армянское «ansxal» («an» = «без», «sxal» от «sxalakan» = «ошибочный») Аристакес Варданян переводит как «infallibiles»
Алоис Грильмайер датирует текст между 574 и 577 годами см. Christ in Christian Tradition, vol 2, part 3, 2013, p 161
Латинский перевод Аристакеса Варданяна см. Oriens Christianus, vol 2, 1912, pp 64-88
Оригинальный текст см. Clavis Patrum Graecorum, vol 5, 1987, 7021
Обзор текста см. например
Хьюго Хертер и Аристакес Варданян в «Ein Zeugnis aus dem 6. Jahrhundert fur die Unfehlbarkeit des Papstes» в Zeitschrift fur katholische Theologie, vol 34, no 1, 1910 года, pp 218-219
Северьян Салавиль «Un temoignage oriental en faveur de la primaute et de l'infaillibilite du Pape, au VIe siecle» в Echos d'Orient (Revue des etudes byzantines), no 82, 1910 года, pp 171-172
- - - Добавлено - - -
Некоторые свидетельства о церковном первенстве епископа Рима в византийском законодательстве
1. Эдикт императоров Феодосия и Валентиниана о подчинении епископов Папе Римскому (Leges novellae ad Theodosianum pertinentes, Liber Legum Novellarum Divi Valentiniani A, 17)
«Этот приговор должен был бы иметь в Галлии законную силу и без одобрения императорского. Потому что власти Первосвященника в отношении Церквам есть ли какие пределы? (Quid enim tanti Pontificis auctoritati in Ecclesias non liceret?)... если кто-либо из епископов (quisquis episcoporum), позванный на суд Римского Первосвященника (iudicium Romani Antistitis), не явится, то он должен быть принужден к тому правителем области, сообразно всем тем предписаниям (servatis), которые божественными предшественниками нашими дарованы Римской Церкви (per omnia servatis quae divi parentes nostri Romanae Ecclesiae detulerunt)»
(ср. Codex Theodosianus, ed Theodor Mommsen, Paul Martin Meyer, 1905, vol 2, p)
2. «Liber pontificalis» содержит свидетельство об указе императора Фоки, который именует «Апостольский Престол блаженного Апостола Петра» - «главой всех Церквей», в ответ на то, что Константинопольская Церковь (по мнению Папы Бонифация жаловавшегося императору) желала приписывала себе такое главенство.
(ср. ed Louis Duchesne, tom 1, p 316)
3. Это в свою очередь воспроизведение 131-й новеллы Юстиниана
«Святейший Папа старого Рима - первый среди всего священства (primum esse omnium sacerdotum)»
(ср. Corpus Iuris Civilis, Novelle, ed Paul Krueger, Rudolf Schoell, Wilhelm Kroll, 1895, vol 3, p 655)
- - - Добавлено - - -
Древнейшее упоминание о двойном исхождении Духа в тексте Символа Веры за пределами греко-латинского мира
Западно-сирийский Символ Веры восходящий к Собору в Селевкии-Ктесифоне 410 года
«И мы исповедуем Живого и Святого Духа, Живого Ходатая, Который от Отца и Сына»
Thomas Joseph Lamy, «Concilium Seleuciae et Ctesiphonti Habitum anno 410», 1868, p. 29-30
Николай Селезнев, «Христология Ассирийской Церкви Востока», 2002, стр. 108
- - - Добавлено - - -
Персидское собрание из 73-х канонов, атрибутированых Никейскому Собору и составленное около 400 года, содержит свидетельство о церковном толковании канонов Никейского Собора в пользу первенства юрисдикции Рима
«Честь Митрополитов как честь старшего брата среди своих братьев. Честь Патриарха - как честь отца, имеющего власть над детьми. И как Патриарх имеет власть делать все, что он хочет свободно в области его власти, так Патриарх Рима будет иметь власть над всеми Патриархами, как блаженный Петр над всей общиной. Ибо такое место имел Петр во всей Римской Церкви. Нарушитель отлучается Вселенским Собором» (oskar braun, de sancta nicaena synodo, 1898, p 68)
Oskar Braun, De Sancta Nicaena Synodo, 1898, p 68
см. также Мишель ван Эсбрук, «Римский примат, Патриархаты, Католикосаты, Автокефалии на Востоке».
Комментарий