Несколько более проблемным (и напоминающим Чистилище) может показаться утверждение, что помимо собственно праведников и безнадежных грешников существует еще и третий, «средний» разряд умерших, которые, хотя и терпят после смерти скорби в аду в течение некоторого времени, рано или поздно получают от них избавление и входят в Царство Небесное (3). В «Исповедании» к «средней» категории отнесены смертные грешники, которые успели покаяться, но не принесли деятельных плодов покаяния (3a). Однако прямо то же самое утверждает и свт. Марк (3b). Единственным значимым различием между двумя текстами (если не считать таковым само по себе присутствие у Досифея термина ἱκανοποίησις) представляется то, что «Исповедание» не конкретизирует, в чем будет состоять «воздаяние», которое за свои грехи несут в аду «средние», в то время как святитель прямо говорит о том, что они будут «наказываться», но наказываться только скорбью, муками совести и лишением созерцания Бога, а не огнем или иным «внешним» мучением.
«Исповедание православной веры Восточной Церкви» патр. Досифея:
«Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния (μὴ ποιήσαντας οὐδοτιοῦν καρπὸν μετανοίας) проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением (ἱκανοποίησις), их души отходят во ад (ᾅδης) и претерпевают там воздаяние (ποινή) за те грехи, которые они совершили» [3].
Свт. Марк Евгеник:
«Слово I против очистительного огня»:
«А [души], которые отошли из этой жизни в вере и любви, однако несли на себе некие скверны: или малые, но вовсе нераскаянные; или бόльшие, покаявшись в которых, они не успели принести плоды покаяния (καρποὺς μετανοίας) таковые [души] претерпевают очищение в меру своих грехов, но не посредством некоего очистительного огня или ограниченного неким местом наказания (τιμωρία) (ибо сего, как мы говорили, вовсе нет в Предании). Одни [очистятся] при самом исходе от тела, посредством одного только страха, как ясно показывает святой Григорий Беседовник. Другие же уже после исхода [от тела]: или еще пребывая в сих земных местах, прежде чем придут на поклонение Богу и удостоятся блаженных уделов; или же содержась во аде (ᾅδης), но не как в огне и наказании (κόλασις), но как заключенные во узах и темнице, если грехи их были более тяжкими и требуют бόльшего времени [для очищения]» [4].
УЧАСТЬ ДУШ ПОСЛЕ ЧАСТНОГО СУДА: СВТ. МАРК ЕВГЕНИК.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
«Исповедание православной веры Восточной Церкви» патр. Досифея:
«Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния (μὴ ποιήσαντας οὐδοτιοῦν καρπὸν μετανοίας) проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением (ἱκανοποίησις), их души отходят во ад (ᾅδης) и претерпевают там воздаяние (ποινή) за те грехи, которые они совершили» [3].
Свт. Марк Евгеник:
«Слово I против очистительного огня»:
«А [души], которые отошли из этой жизни в вере и любви, однако несли на себе некие скверны: или малые, но вовсе нераскаянные; или бόльшие, покаявшись в которых, они не успели принести плоды покаяния (καρποὺς μετανοίας) таковые [души] претерпевают очищение в меру своих грехов, но не посредством некоего очистительного огня или ограниченного неким местом наказания (τιμωρία) (ибо сего, как мы говорили, вовсе нет в Предании). Одни [очистятся] при самом исходе от тела, посредством одного только страха, как ясно показывает святой Григорий Беседовник. Другие же уже после исхода [от тела]: или еще пребывая в сих земных местах, прежде чем придут на поклонение Богу и удостоятся блаженных уделов; или же содержась во аде (ᾅδης), но не как в огне и наказании (κόλασις), но как заключенные во узах и темнице, если грехи их были более тяжкими и требуют бόльшего времени [для очищения]» [4].
УЧАСТЬ ДУШ ПОСЛЕ ЧАСТНОГО СУДА: СВТ. МАРК ЕВГЕНИК.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
Комментарий