Предложения были сделаны для ПЦУ, но болезни УПЦ и РПЦ МП одинаковы, поэтому и рецепт остаётся тем же.
Без реформы РПЦ МП в среднесрочной перспективе ждёт раздробления на ряд не признающих друг друга церквей и экспоненциальный рост протестантских (мега)церквей, подобно Юж. Корее.
«Февральские тезисы для ПЦУ 2019
На днях один широко известный российский православный профессор РАН в своем фейсбуке напомнил о том, что год назад группа в разных смыслах украинских клириков и мирян подписала «Десять тезисов» о желательном устройстве новосозданной ПЦУ. В их числе широко известные в фейсбуке и украинских медиа люди: профессор Кирилл Говорун (интервью РС с ним смотрите по ссылке), киевский священник Андрей Дудченко, американский богослов Николай Денисенко, Виталий Эйсмонт, директор «Духа и Литеры» Константин Сигов, Юрий Черноморец, создатели «Церквариума» Дмитрий Горевой и Татьяна Деркач и некоторые другие.
Попробуем разобрать эти тезисы и понять - услышало ли руководство ПЦУ своих активистов.
Краткий пересказ:
1) «Різні ролі, але рівна гідність». Необходима децентрализация церковной жизни, чтобы часть решений принималась самой общиной. Именно так, с точки зрения авторов, может быть достигнута настоящая соборность.
2) «Обновление приходской жизни и евхаристическое возрождение». Активизация внебогослужебной деятельности в рамках общин и церковных движений. Взаимоподотчетность епископа, священников и верных.
3) Вовлечение мирян: введение членства в приходах и обязательной катехизации.
4) Перевод богослужения на украинский язык, создание условий для лучшего понимания богослужения и более активного участия мирян в нем.
5) Новая евангелизация. Христоцентричность и библейская сознательность должны заменить обрядоверие, старцев, суеверия и т.п.
6) Отказ от симфонии с государством - будь то византийского или западного типа. На смену «церковно-государственным отношениям» должны прийти «отношения Церкви с гражданским обществом». При этом Церковь может выступать посредником между различными силами в общественной жизни, а верные - принимать в ней активное участие.
7) Обеспечение представительства народа в управлении Церковью. Для этого необходимо введение систем сдержек и противовесов, открытость органов власти, чертике правила, возможность выборности духовенства, справедливый церковный суд. Необходимо также переосмысление роли епископа.
8) Соцслужение в самом широком смысле = служение миру/обществу и содействие устроению его на христианских принципах человечности, свободы и ответственности. Открытость церковных бюджетов и приоритетность расходов на соцпроекты и взаимопомощь приходов.
9) Реформа церковного образования. Существующая система сложилась в XVII - XVIII веках и не соответствует требованиям времени.
10) Диалог и открытость, которые необходимо поддерживать с УПЦ, другими ПЦ, неПЦ, неЦ (т.е. не имеющими апостольского преемства общинами), другими религиями и секулярным миром. И внутри себя.
Без реформы РПЦ МП в среднесрочной перспективе ждёт раздробления на ряд не признающих друг друга церквей и экспоненциальный рост протестантских (мега)церквей, подобно Юж. Корее.
«Февральские тезисы для ПЦУ 2019
На днях один широко известный российский православный профессор РАН в своем фейсбуке напомнил о том, что год назад группа в разных смыслах украинских клириков и мирян подписала «Десять тезисов» о желательном устройстве новосозданной ПЦУ. В их числе широко известные в фейсбуке и украинских медиа люди: профессор Кирилл Говорун (интервью РС с ним смотрите по ссылке), киевский священник Андрей Дудченко, американский богослов Николай Денисенко, Виталий Эйсмонт, директор «Духа и Литеры» Константин Сигов, Юрий Черноморец, создатели «Церквариума» Дмитрий Горевой и Татьяна Деркач и некоторые другие.
Попробуем разобрать эти тезисы и понять - услышало ли руководство ПЦУ своих активистов.
Краткий пересказ:
1) «Різні ролі, але рівна гідність». Необходима децентрализация церковной жизни, чтобы часть решений принималась самой общиной. Именно так, с точки зрения авторов, может быть достигнута настоящая соборность.
2) «Обновление приходской жизни и евхаристическое возрождение». Активизация внебогослужебной деятельности в рамках общин и церковных движений. Взаимоподотчетность епископа, священников и верных.
3) Вовлечение мирян: введение членства в приходах и обязательной катехизации.
4) Перевод богослужения на украинский язык, создание условий для лучшего понимания богослужения и более активного участия мирян в нем.
5) Новая евангелизация. Христоцентричность и библейская сознательность должны заменить обрядоверие, старцев, суеверия и т.п.
6) Отказ от симфонии с государством - будь то византийского или западного типа. На смену «церковно-государственным отношениям» должны прийти «отношения Церкви с гражданским обществом». При этом Церковь может выступать посредником между различными силами в общественной жизни, а верные - принимать в ней активное участие.
7) Обеспечение представительства народа в управлении Церковью. Для этого необходимо введение систем сдержек и противовесов, открытость органов власти, чертике правила, возможность выборности духовенства, справедливый церковный суд. Необходимо также переосмысление роли епископа.
8) Соцслужение в самом широком смысле = служение миру/обществу и содействие устроению его на христианских принципах человечности, свободы и ответственности. Открытость церковных бюджетов и приоритетность расходов на соцпроекты и взаимопомощь приходов.
9) Реформа церковного образования. Существующая система сложилась в XVII - XVIII веках и не соответствует требованиям времени.
10) Диалог и открытость, которые необходимо поддерживать с УПЦ, другими ПЦ, неПЦ, неЦ (т.е. не имеющими апостольского преемства общинами), другими религиями и секулярным миром. И внутри себя.
Комментарий