Радостопечалие

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • sam1
    Метафизический Сам

    • 15 January 2009
    • 19049

    #1

    Радостопечалие

    Радостопечалие - духовное состояние родственное умилению. Христианин плачет о своих грехах и радуется в надежде на Христа Спасителя.

    Из писаний Св. Отцов видно, что в их понимании взаимодействие печали и радости порождает новое состояние: радость и печаль не сменяют друг друга, а сосуществуют в неразрывном единстве. «С усилием держи блаженное радостопечалие святого умиления, и не преставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и представит чистым Христу», призывает прп. Иоанн Лествичник.

    И прп. Симеон Новый Богослов поучает: «Всякому надлежит рассматривать себя и внимать себе разумно, чтобы ни на надежду одну не полагаться без плача по Богу и смирения, ни опять на смирение и слезы не полагаться без последования им надежды и радости духовной».

    Кратко и очень ярко выразил туже мысль прп. Григорий Синаит: «Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие».

    * * * * *

    - Как совместить в одной молитве и радость общения с Богом, и сокрушенное сердце?
    - Совместить эти состояния вряд ли удастся, но они перетекают одно в другое. Нужно дать место и тому, и другому. Когда осознание грехов мучает человека, ему нужно сокрушать свое сердце, каяться и разливаться как вода по земле, которую нельзя собрать. Это образ полного смирения. Но человек должен утешаться надеждой, чтобы не впасть в уныние и не отчаяться. А когда он радуется, ему нужно сдерживать себя страхом, чтобы не охаметь: радующийся без страха рискует охаметь перед Богом.

    Теперь покаянная молитва: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. <> беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Вроде бы чего еще дальше? А постепенно: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся», «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» и т.д. Начинаешь с покаяния приходишь в радость; начинаешь с радости приходишь в покаяние.

    Вот такие взаимопротиворечивые вещи совмещаются в одном духе. И если начнешь с радости радуйся, раб Божий, радуйся о Господе. Но ты радуешься, радуешься, радуешься, а потом: «Господи, прости меня». Сначала: «Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе»; а потом: «Господи, прости меня, пожалуйста». И наоборот: «Господи, прости меня, прости меня»; потом: «Господи, слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе». Вот это и есть настоящий дух молитвы. Покаяние и радость рядышком, одно перетекает в другое. Возьмите себе на заметку: каясь в грехах своих, восходите в восторг хвалы; но, начиная с хвалы и восторга, заканчивайте смиренным покаянием. Вот это и есть апостольская молитва, это и есть дух Православной Церкви. Если мы будем только каяться, то это будет изнурение и самоубийство, а если будем только хвалить, то это будет сектантство и благочестивое беснованне. Радость без покаяния запрещена, покаяние без радости самоубийственно.

    (прот. Андрей Ткачев)

    * * * * *

    «Тщащийся достигнуть чистой молитвы (сердечной) в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергшему огнь в землю сердца нашего, теплота попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не с шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа».

    (св. Григорий Синаит)

    «Ведь веселость-то не грех, матушка: она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет: оно все приводит с собою. Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл вовсе не грешно, матушка».

    (прп. Серафим Саровский)

    Радостопечалие
    Пишите по теме, пожалуйста.
  • diana
    Хорошо что Лето!..)

    • 17 May 2008
    • 68513

    #2
    Сообщение от sam1
    Радостопечалие - духовное состояние////////
    «С усилием держи блаженное радостопечалие святого умиления, и не преставай упражняться в сем делании,
    ))) т.е предлагает нам обучаться актёрскому мастерству?..

    пока оно не поставит тебя выше всего земного
    + гордыню прививать учит?..

    и представит чистым Христу
    ага.. чистым..
    чайок.. мир, гармония и любовь..

    Комментарий

    • sam1
      Метафизический Сам

      • 15 January 2009
      • 19049

      #3


      Размышления Кураева о радостопечалии в 2010-м году. Видео, 6 мин.
      Пишите по теме, пожалуйста.

      Комментарий

      • Starik905
        Ветеран

        • 01 October 2017
        • 2612

        #4
        На мой взгляд, было бы здорово, если православные могли поделиться своими духовным опытом, а не просто высказываниями отцов!
        Сама мысль о радостопечалии, вполне достойная, ибо хранит духовное равновесие души нашей на пути совершения спасения, однако новоначальным не только непонятна, но может быть и вредна, так как чувства таковых навыком не приучены к различению добра и зла... и нередко бывает, что таковым зло приносит радость и добро, печаль.. Например, скорби, без которых невозможно стяжать добродетель, несут в себе печаль, но плод таковых всегда добро для души есть, и тот кто опытным путём дознал сие, может иметь настоящую радость...

        Комментарий

        • sam1
          Метафизический Сам

          • 15 January 2009
          • 19049

          #5
          Сообщение от Starik905
          На мой взгляд, было бы здорово, если православные могли поделиться своими духовным опытом, а не просто высказываниями отцов!
          Сейчас слушаю лекцию Осипова о молитве, в которой ему был задал похожий вопрос: поделитесь своим духовным опытом. Алексей Ильич полушутя-полусерьезно сказал, что нужно делиться именно святоотеческим опытом, ибо наш опыт, обычных людей, весьма ограничен и даже может быть неверным, и нужно стремиться достигнуть большего, хотя бы маленькими шажками.

          Что касается меня, то мой опыт настолько мизерный, что даже неудобно говорить. И просто стыдно. Только и могу сказать, что стремлюсь приобрести хотя бы крохи духовных совершенств угодников Божиих и подобие их добродетелей. Это не какое-то смиренничание на публику, а объективная информация. "Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою" (николиже сотворих - т. е. вообще никогда не делал).
          Последний раз редактировалось sam1; 15 April 2019, 10:55 AM.
          Пишите по теме, пожалуйста.

          Комментарий

          • alexgrey
            Ветер, наполни мои паруса

            • 10 April 2013
            • 8717

            #6
            Сообщение от Starik905
            На мой взгляд, было бы здорово, если православные могли поделиться своими духовным опытом, а не просто высказываниями отцов!
            Можете привести пример, когда баптистов интересовал чей-то именно духовный опыт?

            - - - Добавлено - - -

            Сообщение от sam1
            Только и могу сказать, что стремлюсь приобрести хотя бы крохи духовных совершенств угодников Божиих и подобие их добродетелей. Это не какое-то смиренничание на публику, а объективная информация.
            Что вы называете "объективной информацией"?

            Комментарий

            • sam1
              Метафизический Сам

              • 15 January 2009
              • 19049

              #7
              Сообщение от alexgrey
              Что вы называете "объективной информацией"?
              То, что подтверждается из нескольких источников.
              Пишите по теме, пожалуйста.

              Комментарий

              • alexgrey
                Ветер, наполни мои паруса

                • 10 April 2013
                • 8717

                #8
                Сообщение от sam1
                То, что подтверждается из нескольких источников.
                Как это относится к вашим совершенствам? Пример.

                Комментарий

                • sam1
                  Метафизический Сам

                  • 15 January 2009
                  • 19049

                  #9
                  Сообщение от alexgrey
                  Как это относится к вашим совершенствам? Пример.
                  К моим несовершенствам. То, что осознаю я, что утверждают мои родные, друзья, знакомые, и даже случайные люди, в реальной и виртуальной жизни.
                  Пишите по теме, пожалуйста.

                  Комментарий

                  • Тимофей-64
                    Ветеран

                    • 14 October 2011
                    • 11282

                    #10
                    Сообщение от sam1
                    Сейчас слушаю лекцию Осипова о молитве, в которой ему был задал похожий вопрос: поделитесь своим духовным опытом. Алексей Ильич полушутя-полусерьезно сказал, что нужно делиться именно святоотеческим опытом, ибо наш опыт, обычных людей, весьма ограничен и даже может быть неверным, и нужно стремиться достигнуть большего, хотя бы маленькими шажками.

                    Что касается меня, то мой опыт настолько мизерный, что даже неудобно говорить. И просто стыдно. Только и могу сказать, что стремлюсь приобрести хотя бы крохи духовных совершенств угодников Божиих и подобие их добродетелей. Это не какое-то смиренничание на публику, а объективная информация. "Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою" (николиже сотворих - т. е. вообще никогда не делал).
                    Знаете, когда опыт станет большим, им не захочется делиться на публику, именно, как своим личным.
                    Потому что большой опыт непременно найдет что-то свое, что не вкладывалось в рамки отеческой классики.
                    и выставлять такое не хочется.

                    Но есть выход. Это - литературное творчество.
                    Если крайне неприлично и нескромно делиться опытом СВОИМ, то можно поделиться опытом своего лирического героя, литературного героя. Несколько героев нарисовать. Поди там разбери, чей именно из их разных опытов конгениально отражает твой собственный.

                    ПРОТЕСТАНТКА (повесть) - К неправославным христианам <!--%IFTH1%0%-->- <!--%IFEN1%0%--> - Статьи - За евангельское православие
                    Вот Вам, ежели пожелаете, примерчик
                    Спаси, Боже, люди Твоя....

                    Комментарий

                    • sam1
                      Метафизический Сам

                      • 15 January 2009
                      • 19049

                      #11
                      Сообщение от Тимофей-64
                      Но есть выход. Это - литературное творчество.
                      Если крайне неприлично и нескромно делиться опытом СВОИМ, то можно поделиться опытом своего лирического героя, литературного героя. Несколько героев нарисовать. Поди там разбери, чей именно из их разных опытов конгениально отражает твой собственный.
                      Да, мне бы хотелось что-нибудь написать в прозе, в малых формах. Несколько раз пробовал; скажем так, стихи у меня получаются более удачные: Земля стоит на трех китах. Поэтический сборник
                      Пишите по теме, пожалуйста.

                      Комментарий

                      • Ружана
                        Ветеран

                        • 01 May 2016
                        • 8030

                        #12
                        Сообщение от sam1
                        Сейчас слушаю лекцию Осипова о молитве, в которой ему был задал похожий вопрос: поделитесь своим духовным опытом. Алексей Ильич полушутя-полусерьезно сказал, что нужно делиться именно святоотеческим опытом, ибо наш опыт, обычных людей, весьма ограничен и даже может быть неверным
                        А вот те древние, кто делился своим "духовным опытом" (тома писал! ну, или позволял свои поучения стенографировать), они что? были уверены, что их через сколько-то десятилетий или веков запишут в "святые отцы"?

                        Комментарий

                        • Тимофей-64
                          Ветеран

                          • 14 October 2011
                          • 11282

                          #13
                          Сообщение от sam1
                          Да, мне бы хотелось что-нибудь написать в прозе, в малых формах. Несколько раз пробовал; скажем так, стихи у меня получаются более удачные: Земля стоит на трех китах. Поэтический сборник
                          Почитал!
                          Великолепно!
                          Очень понравилось.
                          Правда, это не по теме, но все равно хорошо.
                          Спаси, Боже, люди Твоя....

                          Комментарий

                          • Ружана
                            Ветеран

                            • 01 May 2016
                            • 8030

                            #14
                            Сообщение от sam1
                            Сейчас слушаю лекцию Осипова о молитве, в которой ему был задал похожий вопрос: поделитесь своим духовным опытом. Алексей Ильич полушутя-полусерьезно сказал, что нужно делиться именно святоотеческим опытом, ибо наш опыт, обычных людей, весьма ограничен и даже может быть неверным
                            Вообще-то, реально жуткая сентенция: практически призыв превращать христианство в этнографический заповедник.
                            Вы только подумайте: люди, мол, должны перечитывать/пересказывать некий "опыт" монахов лохматых веков (ибо они же - "святые отцы"-то), обнуляя многовековой исторический опыт и человечества в целом, и исторический опыт христианства, и опыт своей жизни в вызовах и трудностях реалий современности.

                            - - - Добавлено - - -

                            Сообщение от Тимофей-64
                            Знаете, когда опыт станет большим, им не захочется делиться на публику, именно, как своим личным.
                            Потому что большой опыт непременно найдет что-то свое, что не вкладывалось в рамки отеческой классики.
                            и выставлять такое не хочется.
                            А почему не хочется? Из-за малодушия: опасения "получить тумаков", что опыт не подтверждает или даже опровергает сентенции "отеческой классики"?

                            Комментарий

                            • Ружана
                              Ветеран

                              • 01 May 2016
                              • 8030

                              #15
                              Сообщение от sam1
                              Только и могу сказать, что стремлюсь приобрести хотя бы крохи духовных совершенств угодников Божиих и подобие их добродетелей.
                              А привести пример какого-либо "угодника Божиего" и его добродетели, которой Вам даже крох всё никак не приобретается, можете?

                              (Я несколько раз форумчан, ссылающихся на какие-то типа недостижимые добродетели канонизированных, просила конкретизировать, что они, собственно, имеют в виду, - ни разу не получила вразумительного ответа.
                              Помню, одна форумчанка в ответ мне написала про канонизированного, что, мол, когда его деревенский сосед рассказал, что имел секс с девушкой и та забеременела, то будущий канонизированный посоветовал девушку пожалеть и жениться на ней.
                              Я не пойму, у той форумчанки представление, что это невидаль какая - пожелать пожениться в такой ситуации? тем более, если дело в старину было? По её представлению, "обычные" друзья посоветовали бы ту девушку нафиг послать, в омуте утопить, самому из деревни слинять с концами или что?)

                              Комментарий

                              Обработка...