Радостопечалие - духовное состояние родственное умилению. Христианин плачет о своих грехах и радуется в надежде на Христа Спасителя.
Из писаний Св. Отцов видно, что в их понимании взаимодействие печали и радости порождает новое состояние: радость и печаль не сменяют друг друга, а сосуществуют в неразрывном единстве. «С усилием держи блаженное радостопечалие святого умиления, и не преставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и представит чистым Христу», призывает прп. Иоанн Лествичник.
И прп. Симеон Новый Богослов поучает: «Всякому надлежит рассматривать себя и внимать себе разумно, чтобы ни на надежду одну не полагаться без плача по Богу и смирения, ни опять на смирение и слезы не полагаться без последования им надежды и радости духовной».
Кратко и очень ярко выразил туже мысль прп. Григорий Синаит: «Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие».
* * * * *
- Как совместить в одной молитве и радость общения с Богом, и сокрушенное сердце?
- Совместить эти состояния вряд ли удастся, но они перетекают одно в другое. Нужно дать место и тому, и другому. Когда осознание грехов мучает человека, ему нужно сокрушать свое сердце, каяться и разливаться как вода по земле, которую нельзя собрать. Это образ полного смирения. Но человек должен утешаться надеждой, чтобы не впасть в уныние и не отчаяться. А когда он радуется, ему нужно сдерживать себя страхом, чтобы не охаметь: радующийся без страха рискует охаметь перед Богом.
Теперь покаянная молитва: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. <> беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Вроде бы чего еще дальше? А постепенно: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся», «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» и т.д. Начинаешь с покаяния приходишь в радость; начинаешь с радости приходишь в покаяние.
Вот такие взаимопротиворечивые вещи совмещаются в одном духе. И если начнешь с радости радуйся, раб Божий, радуйся о Господе. Но ты радуешься, радуешься, радуешься, а потом: «Господи, прости меня». Сначала: «Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе»; а потом: «Господи, прости меня, пожалуйста». И наоборот: «Господи, прости меня, прости меня»; потом: «Господи, слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе». Вот это и есть настоящий дух молитвы. Покаяние и радость рядышком, одно перетекает в другое. Возьмите себе на заметку: каясь в грехах своих, восходите в восторг хвалы; но, начиная с хвалы и восторга, заканчивайте смиренным покаянием. Вот это и есть апостольская молитва, это и есть дух Православной Церкви. Если мы будем только каяться, то это будет изнурение и самоубийство, а если будем только хвалить, то это будет сектантство и благочестивое беснованне. Радость без покаяния запрещена, покаяние без радости самоубийственно.
(прот. Андрей Ткачев)
* * * * *
«Тщащийся достигнуть чистой молитвы (сердечной) в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергшему огнь в землю сердца нашего, теплота попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не с шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа».
(св. Григорий Синаит)
«Ведь веселость-то не грех, матушка: она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет: оно все приводит с собою. Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл вовсе не грешно, матушка».
(прп. Серафим Саровский)
Радостопечалие
Из писаний Св. Отцов видно, что в их понимании взаимодействие печали и радости порождает новое состояние: радость и печаль не сменяют друг друга, а сосуществуют в неразрывном единстве. «С усилием держи блаженное радостопечалие святого умиления, и не преставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и представит чистым Христу», призывает прп. Иоанн Лествичник.
И прп. Симеон Новый Богослов поучает: «Всякому надлежит рассматривать себя и внимать себе разумно, чтобы ни на надежду одну не полагаться без плача по Богу и смирения, ни опять на смирение и слезы не полагаться без последования им надежды и радости духовной».
Кратко и очень ярко выразил туже мысль прп. Григорий Синаит: «Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие».
* * * * *
- Как совместить в одной молитве и радость общения с Богом, и сокрушенное сердце?
- Совместить эти состояния вряд ли удастся, но они перетекают одно в другое. Нужно дать место и тому, и другому. Когда осознание грехов мучает человека, ему нужно сокрушать свое сердце, каяться и разливаться как вода по земле, которую нельзя собрать. Это образ полного смирения. Но человек должен утешаться надеждой, чтобы не впасть в уныние и не отчаяться. А когда он радуется, ему нужно сдерживать себя страхом, чтобы не охаметь: радующийся без страха рискует охаметь перед Богом.
Теперь покаянная молитва: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. <> беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Вроде бы чего еще дальше? А постепенно: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся», «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» и т.д. Начинаешь с покаяния приходишь в радость; начинаешь с радости приходишь в покаяние.
Вот такие взаимопротиворечивые вещи совмещаются в одном духе. И если начнешь с радости радуйся, раб Божий, радуйся о Господе. Но ты радуешься, радуешься, радуешься, а потом: «Господи, прости меня». Сначала: «Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе»; а потом: «Господи, прости меня, пожалуйста». И наоборот: «Господи, прости меня, прости меня»; потом: «Господи, слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе». Вот это и есть настоящий дух молитвы. Покаяние и радость рядышком, одно перетекает в другое. Возьмите себе на заметку: каясь в грехах своих, восходите в восторг хвалы; но, начиная с хвалы и восторга, заканчивайте смиренным покаянием. Вот это и есть апостольская молитва, это и есть дух Православной Церкви. Если мы будем только каяться, то это будет изнурение и самоубийство, а если будем только хвалить, то это будет сектантство и благочестивое беснованне. Радость без покаяния запрещена, покаяние без радости самоубийственно.
(прот. Андрей Ткачев)
* * * * *
«Тщащийся достигнуть чистой молитвы (сердечной) в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем и испрашиванием руководства у опытных, непрестанно слезы проливая о грехах своих Величайшее есть оружие держать себя в молитве и плаче, чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение, но сохранить себя невредимым, избрав радостопечалие. Ибо чуждая прелести молитва есть теплота с молитвою к Иисусу, ввергшему огнь в землю сердца нашего, теплота попаляющая страсти, как терния, вселяющая в душу веселие и тишину, и приходящая не с десной и не с шуей стороны, или свыше, но в сердце источающаяся, как источник воды от животворящего Духа».
(св. Григорий Синаит)
«Ведь веселость-то не грех, матушка: она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет: оно все приводит с собою. Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл вовсе не грешно, матушка».
(прп. Серафим Саровский)
Радостопечалие
Комментарий