А.И. Осипов:
Когда говорится об Извечном Рождении Сына, то подразумевается Извечное Рождение Слова Отца, как Мысли Бога, Его Силы и все это один Бог. Ум рождает Мысль, но все это один Ум. Это отличие Ипостасных особенностей. Поскольку ипостасная особенность Сына Божьего - Рождение, именно поэтому из Троицы вочеловечился Сын, а не Отец и Святой Дух. Свойство Ипостаси Отца - Рождение Сына, как Проявление Мысли Бога, Его Силы, Премудрости. Поэтому говорится о Предвечном Рождении Слова и поэтому вообще говорится об ипостасном различии в Боге.
Ипостаси Отца и Сына соотносятся между собой как Ум и Слово. Христос рождается от Отца не по необходимости, а как Слово предвечно рождается от Ума (Отца). Иисус Христос - это Слово, Сила, Премудрость, Мысль Отца. Без Христа Отец ничего не может сотворить, это обосновывается словами Св. Писания, где говорится, что Бог сотворил все Словом Своим. Хотя у Отца и Христа-Слова одно и тоже действие (энергия) и одна воля, но самодействие принадлежит именно Сыну, а не Отцу, потому что Отец благоволит, Сын самодействует, а Дух усовершает. С пророком Моисеем на горе Синай разговаривал Сын как Слово и Премудрость Отца, а не Отец.
Св. Писание о Слове Божьем:
Христианский апологет 2 века Афинагор Афинский:
А вот из комментария американского кальвиниста Джона МакАртура на Лк. 18:18-19:
Что же подразумевает христианство под единосущием и триипостасностью?
Мы воспользуемся мыслью Святых Отцов, их аналогиями.
Они утверждают, что поскольку человек является образом Божиим, то наилучшие аналогии мы можем найти через человека. Они говорят посмотрите, в человеке есть ум, который рождает мысли, идеи они воплощаются в слова, в творчество. И есть дух человека, его направленность, отражение его состояния (это не ум и не мысли, не идеи, а именно дух). Это три разные вещи. Причем ум действительно рождает, это его свойство рождать мысли. И в конечном счете ум является источником духа человека, дух исходит, а мысли рождаются. Например, человек думает-думает, и вдруг о, нашел, родилась идея, нашлась мысль! Эврика! Т.е. действительно - идеи рождаются, а дух как состояние это то, в чем живут эти мысли, это то, что исходит от ума как такового.
Св. Отцы говорят, что этот образ наилучшая аналогия понимания Святой Троицы.
Мы воспользуемся мыслью Святых Отцов, их аналогиями.
Они утверждают, что поскольку человек является образом Божиим, то наилучшие аналогии мы можем найти через человека. Они говорят посмотрите, в человеке есть ум, который рождает мысли, идеи они воплощаются в слова, в творчество. И есть дух человека, его направленность, отражение его состояния (это не ум и не мысли, не идеи, а именно дух). Это три разные вещи. Причем ум действительно рождает, это его свойство рождать мысли. И в конечном счете ум является источником духа человека, дух исходит, а мысли рождаются. Например, человек думает-думает, и вдруг о, нашел, родилась идея, нашлась мысль! Эврика! Т.е. действительно - идеи рождаются, а дух как состояние это то, в чем живут эти мысли, это то, что исходит от ума как такового.
Св. Отцы говорят, что этот образ наилучшая аналогия понимания Святой Троицы.
Ипостаси Отца и Сына соотносятся между собой как Ум и Слово. Христос рождается от Отца не по необходимости, а как Слово предвечно рождается от Ума (Отца). Иисус Христос - это Слово, Сила, Премудрость, Мысль Отца. Без Христа Отец ничего не может сотворить, это обосновывается словами Св. Писания, где говорится, что Бог сотворил все Словом Своим. Хотя у Отца и Христа-Слова одно и тоже действие (энергия) и одна воля, но самодействие принадлежит именно Сыну, а не Отцу, потому что Отец благоволит, Сын самодействует, а Дух усовершает. С пророком Моисеем на горе Синай разговаривал Сын как Слово и Премудрость Отца, а не Отец.
Св. Писание о Слове Божьем:
"Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их" (Пс.32.6).
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков." (Ин.1,1-4).
"в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, -- все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит." (Кол.1,14-17).
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей" (Евр.1,1-3).
"Наше же жительство -- на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё." (Фил.3,20-21).
"но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им." (1 Кор.8,6).
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков." (Ин.1,1-4).
"в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, -- все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит." (Кол.1,14-17).
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей" (Евр.1,1-3).
"Наше же жительство -- на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё." (Фил.3,20-21).
"но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им." (1 Кор.8,6).
Мы также признаем и Сына Божия: и никому да не покажется смешным, что у Бога есть Сын. Ибо мы представляем Бога Отца и Сына не так, как баснословят поэты, у которых боги нисколько не лучше людей. Сын Божий есть Слово Отца, как Его Идея и как действенная Сила, ибо по Нему и чрез Него все сотворено, потому что Отец и Сын суть одно. А так как Сын в Отце и Отец в Сыне, по единству и сил духа, то Сын Божий Ум и Слово Отца...
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог (От Луки 18).
Иисус побудил начальствующего обдумать смысл приписывания Ему звания «благий». Поскольку только Бог по сути благ, то готов ли собеседник признать Иисуса как Бога? Этим вопросом Иисус не отрицал Свою природу Бога; наоборот, Он подтверждал ее.
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог (От Луки 18).
Иисус побудил начальствующего обдумать смысл приписывания Ему звания «благий». Поскольку только Бог по сути благ, то готов ли собеседник признать Иисуса как Бога? Этим вопросом Иисус не отрицал Свою природу Бога; наоборот, Он подтверждал ее.
Комментарий