1. Да, и это тоже приходится признать. С выделенным - соглашаюсь. По крайней мере, иногда бывает и так.
2. Ну, я не все, конечно, знаю.
Тринитарная формула крещения - это, скорее, подлинная вещь. Она есть и в Дидахэ, в документе той же Иерусалимской традиции, что и Мф. и Иак. Такое совпадение не случайно. На фоне еще и того, что именно у Павла, где он все-таки приходит к пониманию Божественной природы Мессии, где крестят во имя Иисуса Христа, - там почему-то нет тринитарной формулы. О чем это говорит? О том, что в Иерусалиме, у оппонентов Павла, которых никак нельзя заподозрить в том, будто они признают за Иисусом хоть какую-то божественность, эта тринитарная формула НЕ ЗАИМСТВОВАНА от Павловой традиции. Она там оригинальна.
Но при этом я вижу решение в том, что эта формула АБСОЛЮТНО НЕ ВЫРАЖАЕТ в оригиналах ( Мф. и Дидахэ) никакого тринитарного богословия, даже в зачатках. Создатели ее (возможно - это я гадаю) считали Мессию (Сына) и Дух просто двумя проявлениями Бога-Отца, как бы (паламитским языком говоря) двумя ЭНЕРГИЯМИ единого Божества. Ну, не больше.
Как-то так.
2. Ну, я не все, конечно, знаю.
Тринитарная формула крещения - это, скорее, подлинная вещь. Она есть и в Дидахэ, в документе той же Иерусалимской традиции, что и Мф. и Иак. Такое совпадение не случайно. На фоне еще и того, что именно у Павла, где он все-таки приходит к пониманию Божественной природы Мессии, где крестят во имя Иисуса Христа, - там почему-то нет тринитарной формулы. О чем это говорит? О том, что в Иерусалиме, у оппонентов Павла, которых никак нельзя заподозрить в том, будто они признают за Иисусом хоть какую-то божественность, эта тринитарная формула НЕ ЗАИМСТВОВАНА от Павловой традиции. Она там оригинальна.
Но при этом я вижу решение в том, что эта формула АБСОЛЮТНО НЕ ВЫРАЖАЕТ в оригиналах ( Мф. и Дидахэ) никакого тринитарного богословия, даже в зачатках. Создатели ее (возможно - это я гадаю) считали Мессию (Сына) и Дух просто двумя проявлениями Бога-Отца, как бы (паламитским языком говоря) двумя ЭНЕРГИЯМИ единого Божества. Ну, не больше.
Как-то так.

Комментарий