В названии темы не было бы ничего удивительного, если бы она была в разделе Культы, но в православии ‒ это совсем другое дело.
По правде говоря, эта тема также относится к католичеству, но я не хотел располагать её в разделе Межконф. диалог и не хотел уточнять разницу этого явления между церквами, хоть она и незначительна.
К тому же мне удалось собрать достаточно интересного материала именно касательно православия, поэтому в этой теме будет не только описание самого явления, но и некоторые библейские объяснения.
На старте будет три поста: один с описанием и раскрытием сути темы, другой ‒ с разбором и комментарием на слова Иоанна Дамаскина, третий ‒ о библейском понятии "крест" и о том, как это трактуют в православии.
Когда писал тему, вспомнил слова Певчего, образованного и начитанного православного христианина, который удивился, когда я сказал, что православные поклоняются дереву:
Так что полагаю, что Певчему особенно интересно будет почитать эту тему, где я буду освещать только факты, а в конце выскажу только своё мнение по самому явлению.
Именно так полностью называется то, что в православии и католичестве является предметом поклонения. Именно поклонения, а не просто лёгкого обожания или почитания как одну из многочисленных святынь, иконы тут и рядом не стояли. Но рассматривать я буду только сторону православия.
Есть три версии предания, как нашли Крест, пересказывать их не буду, скажу только, что дата нахождения Креста считается приблизительно 326 год. В этом же веке был установлен праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста, 14 сентября по юлианскому календарю (в данное время 27-го по григорианскому).
В православии этот праздник входит в число великих праздников (двунадесятые) и стоит между Рождеством Богородицы и Введением в храм Богородицы.
Интересно то, что после нахождения Креста стали распространятся во множестве его частицы, которые влагались в золотые кулоны и носились на шее. Были даже попытки расхищения дерева во время поклонения, когда руками и зубами пытались отодрать частицы.
Говорят, что по миру стало так много частиц священного дерева, что из них можно собрать корабль. Слухи эти основаны не на пустом месте, так как в истории известно немало случаев, когда обнаруживается несколько рук или ног одного святого, есть достоверная история о двух головах Иоанна Предтечи, есть свидетельство о пятнадцати руках Иоанна Златоуста.
Раньше на мощах делали огромный бизнес, ведь всегда были люди, готовые заплатить за приобщение к святыне, и всегда находились желающие подзаработать на такой народной вере.
Интересна также судьба гвоздей, которые считаются великой святыней наравне с крестом. Оригиналы не сохранились, но делались копии, которые также почитались священными. Один такой "Гвоздь от Креста Господня" хранится в Храме Христа Спасителя, который в 2008 году был вручен Патриарху Алексию президентом Дмитрием Медведевевым.
По словам Жана Кальвина, он насчитал 14 гвоздей в различных местах.
Самое интересное происходит на литургии, когда вначале воздвигается Крест и верующие совершают перед ним поклоны, потом происходит сама литургия, поются тропосы и стихиры, в которых воспевается Крест.
Приведу самые интересные цитаты из песен и стихов:
Древу Креста Твоего поклоняемся
Ты мой мощный покров, трехчастный Крест Христов, освяти меня силою твоею, чтобы я с верою и любовию поклонялся и славил тебя!
Крест Христов, надежда христиан, путеводитель заблуждающихся, пристань носимых бурей, победа в битвах, вселенной безопасность, болящих врач, мертвых воскресение, помилуй нас
В честь тебя, трижды блаженный податель жизни, Крест, люди пиршественно празднуют вместе с невещественными хорами; сонмы архиереев тебя благоговейно воспевают, множество же монашествующих и постников поклоняется, и Христа распятого все мы славим
О трижды блаженное Древо, на котором был распят Христос
Тебя, прославленное древо, Крест, на котором простерт был Христос
Ты, Богородица, таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем
Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест царей могущество, Крест верных утверждение; Крест Ангелов слава и демонов поражение
Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление
Придите, верные, поклонимся Древу
Спаси нас, Крест, силою своею! Освяти нас светлостью своею, Священный Крест! И укрепи нас своим воздвижением, ибо ты дарован нам как свет и спасение душ наших!
Радуйся, Господень Крест, которым от проклятия освободилось человечество, подлинное знамение радости, низвергающий врагов при твоем воздвижении, всеблагоговейно чтимый; помощь наша, царей могущество, сила праведных, священников благолепие; изображаемый, и тем от бедствий избавляющий; жезл силы, которым мы пасемся; оружие мира, со страхом окружаемое Ангелами; божественная слава Христа, подающего миру великую милость
Чтобы миру показать поклоняемый образ Креста во всей его славе, Господи, Ты изобразил его на небе в безмерном свете блистающим, для царя непобедимым всеоружием, которое все Силы Небесные величают.
Последняя цитата, видимо, относится к словам Иоанна Дамаскина, которые я приведу в следующем посте.
По правде говоря, эта тема также относится к католичеству, но я не хотел располагать её в разделе Межконф. диалог и не хотел уточнять разницу этого явления между церквами, хоть она и незначительна.
К тому же мне удалось собрать достаточно интересного материала именно касательно православия, поэтому в этой теме будет не только описание самого явления, но и некоторые библейские объяснения.
На старте будет три поста: один с описанием и раскрытием сути темы, другой ‒ с разбором и комментарием на слова Иоанна Дамаскина, третий ‒ о библейском понятии "крест" и о том, как это трактуют в православии.
Когда писал тему, вспомнил слова Певчего, образованного и начитанного православного христианина, который удивился, когда я сказал, что православные поклоняются дереву:
Православие не учит поклоняться дереву. А если какие-то люди, считающие себя православными, ведут себя как безбожники, так и среди инославных полно таких.
Честное древо Животворящего Креста
Именно так полностью называется то, что в православии и католичестве является предметом поклонения. Именно поклонения, а не просто лёгкого обожания или почитания как одну из многочисленных святынь, иконы тут и рядом не стояли. Но рассматривать я буду только сторону православия.
Есть три версии предания, как нашли Крест, пересказывать их не буду, скажу только, что дата нахождения Креста считается приблизительно 326 год. В этом же веке был установлен праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста, 14 сентября по юлианскому календарю (в данное время 27-го по григорианскому).
В православии этот праздник входит в число великих праздников (двунадесятые) и стоит между Рождеством Богородицы и Введением в храм Богородицы.
Интересно то, что после нахождения Креста стали распространятся во множестве его частицы, которые влагались в золотые кулоны и носились на шее. Были даже попытки расхищения дерева во время поклонения, когда руками и зубами пытались отодрать частицы.
Говорят, что по миру стало так много частиц священного дерева, что из них можно собрать корабль. Слухи эти основаны не на пустом месте, так как в истории известно немало случаев, когда обнаруживается несколько рук или ног одного святого, есть достоверная история о двух головах Иоанна Предтечи, есть свидетельство о пятнадцати руках Иоанна Златоуста.
Раньше на мощах делали огромный бизнес, ведь всегда были люди, готовые заплатить за приобщение к святыне, и всегда находились желающие подзаработать на такой народной вере.
Интересна также судьба гвоздей, которые считаются великой святыней наравне с крестом. Оригиналы не сохранились, но делались копии, которые также почитались священными. Один такой "Гвоздь от Креста Господня" хранится в Храме Христа Спасителя, который в 2008 году был вручен Патриарху Алексию президентом Дмитрием Медведевевым.
По словам Жана Кальвина, он насчитал 14 гвоздей в различных местах.
Самое интересное происходит на литургии, когда вначале воздвигается Крест и верующие совершают перед ним поклоны, потом происходит сама литургия, поются тропосы и стихиры, в которых воспевается Крест.
Приведу самые интересные цитаты из песен и стихов:
Древу Креста Твоего поклоняемся
Ты мой мощный покров, трехчастный Крест Христов, освяти меня силою твоею, чтобы я с верою и любовию поклонялся и славил тебя!
Крест Христов, надежда христиан, путеводитель заблуждающихся, пристань носимых бурей, победа в битвах, вселенной безопасность, болящих врач, мертвых воскресение, помилуй нас
В честь тебя, трижды блаженный податель жизни, Крест, люди пиршественно празднуют вместе с невещественными хорами; сонмы архиереев тебя благоговейно воспевают, множество же монашествующих и постников поклоняется, и Христа распятого все мы славим
О трижды блаженное Древо, на котором был распят Христос
Тебя, прославленное древо, Крест, на котором простерт был Христос
Ты, Богородица, таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем
Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест царей могущество, Крест верных утверждение; Крест Ангелов слава и демонов поражение
Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление
Придите, верные, поклонимся Древу
Спаси нас, Крест, силою своею! Освяти нас светлостью своею, Священный Крест! И укрепи нас своим воздвижением, ибо ты дарован нам как свет и спасение душ наших!
Радуйся, Господень Крест, которым от проклятия освободилось человечество, подлинное знамение радости, низвергающий врагов при твоем воздвижении, всеблагоговейно чтимый; помощь наша, царей могущество, сила праведных, священников благолепие; изображаемый, и тем от бедствий избавляющий; жезл силы, которым мы пасемся; оружие мира, со страхом окружаемое Ангелами; божественная слава Христа, подающего миру великую милость
Чтобы миру показать поклоняемый образ Креста во всей его славе, Господи, Ты изобразил его на небе в безмерном свете блистающим, для царя непобедимым всеоружием, которое все Силы Небесные величают.
Последняя цитата, видимо, относится к словам Иоанна Дамаскина, которые я приведу в следующем посте.
Комментарий