Из Четвертого Деяния Седьмого Вселенского собора:
"Иоанн, боголюбезнейший пресвитер и инок и представитель восточных архиереев, сказал: «Кроме того, что уже сказано, прочитанными свидетельствами доказано и то, что иконы святых творят чудеса и совершают исцеления».
Петр, святейший епископ никомидийский, сказал: «Я принес книгу святого Афанасия и представляю святому собору на прочтение».
Святой собор сказал: «Пусть прочитают ее».
И диакон Стефан, взявши книгу, прочитал:
«Слово святого отца нашего Афанасия о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего.
Устремите взоры ума вашего и посмотрите на это новое чудо, совершившееся ныне. Взгляните на непостижимое чудо Божие и воздайте славу Богу. Размыслите о несказанном человеколюбии Его и о величии домостроительства Его и замените слезы радостью. Для Бога нет ничего невозможного. Будучи Богом, Он все может. Но то, что случилось в наши дни и среди нас, приводит в ужас сердце всякого, кто бы ни услышал об этом. Поистине небо пришло в ужас от того, на что некоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись: солнце, луна и звезды помрачились от того, что случилось; но снова же затем все небесные силы возрадовались тому, что сделал Господь Своим домостроительством. Послушайте же и подивитесь тому, что случилось в наши дни. Разумея, уразумейте; прежде внешнего слуха преклоните ухо сердца вашего и послушайте. Есть город Берит, который граничит с Тиром и Сидоном и подвластен Антиохии. В этом городе Берите было весьма много иудеев. Неподалеку от их синагоги, которая была очень велика, один христианин нанял у кого то домик и в нем, против постели своей, прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя немного времени этот христианин нашел себе более просторное помещение; так как он нуждался в нем. И это, как я убежден. случилось по благодати и домостроительству Господа нашего Иисуса Христа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (1 Тим. 2:4), и являет чудеса Свои чтущим Его и всем верующим в Него, в обличение нечестивых и в утверждение верующих. Итак этот христианин, как я сказал, искал себе более просторное помещение, нашел его в одном месте города и, переходя туда из дома, находившегося неподалеку от синагоги иудейской, перенес все свое имущество, но, по забвению (а вместе и по домостроительству Божию), забыл и оставил туг икону Господню, про которую я говорил. Какой то иудей нанял себе этот самый дом, где стояла икона Господня; перенесши все свое имущество, он стал жить в этом доме, ни чуть не замечая иконы Господней, которая стояла там, потому что он не обращал и внимания на то место. В один день этот иудей позвал на обед своего соплеменника. Во время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он скачал позвавшему его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей? Затем он произнес весьма много неосновательных ругательств против Господа. Я не дерзаю описывать их, да не будет! хотя позванный гость произнес их против Спасителя нашего. Тогда позвавший, увидевши икону Господню, успокоил позванного им иудея, сказав, что до сих пор он не видал этой иконы; и позванный замолчал. Но потом он пошел к своим архиереям и обвинял иудея, живущего в дому, где находилась икона Господня, говоря, что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея. Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда они исполнились гнева, но на этот вечер успокоились. На следующее же утро иудейские архиереи и священники, взяв донесшего иудея и собрав толпу своего народа, пошли к квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши к указанному месту, архиереи и священники ворвались в дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня стоит. Тогда они очень рассвирепели и иудея, жившего в этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы. Затем начали плевать в лицо святой иконы Господней и бичевали ее пред лицом собравшихся. Бичевали икону Господню с той и другой стороны и говорили: что сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались нам Ним, и мы сделаем тоже. Тогда они бесчисленное изрыгнули множество ругательств против иконы Господней; мы не смеем и произнести их! Затем говорят: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сделаем Ему и мы Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенные на иконе. Потом беснуясь говорят: мы слышали, что они посредством губки напоили Его уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы. И сделали, поднесши к устам Господним, изображенным на иконе, губку, наполненную уксусом. Опять говорят: мы знаем, что отцы наши тростию били Его по голове; тоже сделаем и мы. И взяв трость, били по голове Его на иконе. Затем наконец говорят: мы доподлинно знаем, что копием ребро Его прободоша. Ни в чем не отстанем от них, но сделаем и это. Тогда приказали принести копье и предложили кому-то взять его и кольнуть им в бок иконы Господней. И тотчас потекло из нее большое количество крови и воды. Христе! слава Тебе! Непостижимый! слава Тебе! Кто, якоже Ты, Господи? Кто кроме Тебя Бог, творящий страшное и ужасное? О чудо, свидетельствующее о величии Спасителя нашего! Поистине и ныне, видя его, ужаснулись святые высшие силы! О как Ты человеколюбив, Господи! О как Ты великодушен! О как Ты милостив! Ибо прежде ради нас и нашего ради спасения Ты, будучи бесплотным, воплотился от девы Марии и был распят плотию, по божеству Своему будучи бесстрастным. Ныне же, Господи, Ты снова распят в виде иконы, во обличение нечестивых и всех неверных, и в утверждение пребывающих в истине и верующих в Тебя. Но слава Тебе, Господи, единому Всемогущему, а также и преблагословенному Богу нашему и Отцу со Святым Духом. Аминь. Вы же, дети, послушайте, что Господь соделал после этого, так как и остальное было делом Его благоволения. После того, как копьем прободен был бок иконы Господней и потекла кровь с водою, как это сказано выше, архиереи и священники иудейские говорят: так как почитатели Его разглашают, что Он многих исцелял; то возьмем теперь эту кровь с водою, отнесем в синагогу и, собрав всех одержимых недугами, помажем их; и тогда увидим, правду ли это про Него говорили. Тогда поднесли сосуд к боку иконы Господней, к тому месту ее, которое было проколото копьем, и откуда струилась кровь и вода, и наполнили сосуд из места прободенного копием. И пошли с насмешками, чтобы, как они думали, при всех наругаться над Господом всего. Затем привели всех одержимых недугами, прежде же всех привели того, которого знали как расслабленного от рождения, и помазали его. И человек этот тотчас вспрыгнул и встал совершенно здоровым. Потом привели слепых; и они также, быв помазаны, прозрели. Бесчисленное множество одержимых демонами были тотчас избавлены от них. Великое и беспредельное смятение распространилось по всему городу; все стали стекаться ради бесчисленных чудес. Все толпы иудеев взволновались. Жителей в городе было весьма много, и все они спешили сюда, неся всех, находящихся в их домах больных, расслабленных ли то, или хромых, или безруких, или сухих, или прокаженных; приносили всех, так что наконец синагога, хотя и была очень велика, не вмещала всех: потому что, по причине бесчисленных чудес, стекалось бесчисленное множество народа. При этом все архиереи и священники и народ иудейския, и мужчины, и дети, и женщины уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и громко взывали: Слава Тебе, Христе, Которого распяли отцы наши, Которого распяли также и мы в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворивший столько чудес! Мы веруем в Тебя; будь милостив к нам и приими нас! Так вопияли все, и вопли их возносились горе; и в то время, как архиереи помазывали, совершались чудеса больные исцелялись и оживлялись. Потом, когда все были исцелены, тотчас толпы народа пошли к епископу тамошней церкви, который знал уже все, что случилось, и громко взывали: один Бог Отец, один Сын Единородный, один Христос, Которого распяли отцы наши. Мы знаем, что Он есть Бог, и мы веруем в Него. Итак, прославив Бога многими славословиями, они показали эту икону епископу и рассказали ему все, что они сделали с иконою Господнею, а также показали кровь и воду, что вытекли из бока иконы, а равно рассказали о бесчисленном множестве совершенных чудес. Затем все толпой просили удостоить их святого крещения. Епископ, вместе с своим клиром, принял их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу освятил в церковь Спасителя нашего Христа. А по просьбе их обратил и прочие синагоги их в мученические храмы. И таким образом бысть велия радость в этом городе, не только от того, что так много людей было исцелено и оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из (царства) мертвых в вечную жизнь. Зная об этом, любезнейшие братия, я пожелал сообщить об этом и вам, на пользу душ ваших, чтобы вы, познав силу нашего Бога и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, более укрепились в вере в Него и возрадовались о великих делах совершенных Им ныне Итак, воздайте Ему славу, с сокрушением и со слезами радуясь и принося благодарение, что Он удостоил нас уверовать в Него и познать Его. С Ним Отцу и Святому Духу слава ныне и присно и во веки веков. Аминь» (259).
_______________________________________________
Сноска 259 :
Может ли Господь являться автором «натянутых» чудес? Вот что подразумевается под «натянутым» чудом. Судя по всему, образ не был маленьким, раз и гвозди смогли забить, и копьем колоть. Как же тогда этот немаленький образ приглашенный на обед иудей заметил на стене, а живущий в доме постоянно не заметил, а перед этим покинувший жилище христианин смог забыть икону на стене? После удара копьем из иконы полилась кровь и вода и при этом народ не был ошарашен чудом, не повергся ниц, но как ни в чем не бывало пошел проверять чудотворность жидкости, вытекающей из изображения, на больных и увечных. Вот эти неправдоподобные события и являются составляющими «натянутого» чуда.
Нужно сказать, что эта история размещена в Патрологии Миня (1) в разделе Spuria (подложные труды), так же, как и в справочнике Corpus Chirstianorum Clavis Patrum Graecorum (2).
Сигеберт из Жамблу (ок. 10301112) (3), монах-бенедиктинец, историописатель, в своей «Хронике» излагает эту историю в событиях 765 г., говоря, что она произошла во времена императора Константина и его жены Ирины.
Петер Ламбек (16281680), немецкий ученый, хранитель библиотеки в Вене, также отказывает св. Афанасию в авторстве: «Первым эту историю рассказал Афанасий, но не тот Великий Архиепископ Александрийской Церкви, который вступил в сан в 372 г. от Р.Х., но другой, значительно позже, современник этого чуда, названный так от слова бесcмертие (athanasia) и потому, что он заслужил такой авторитет, чтобы рассказ, который был им записан, не только получил одобрение на Втором Никейском, или Седьмом Вселенском соборе, но и в его же Четвертое деяние вставлен для вечной памяти»(4).
Чезаре Бароний (15381607), считающийся «отцом церковной истории» в Католической Церкви, также не смог отнести эту историю к авторству Афанасия Великого: «В первую очередь нужно опровергнуть всеобщее заблуждение тех, кто услышав, что имя автора этого сочинения Афанасий, сочли, что речь идет о великом епископе Александрийском. Если бы можно было принять эту версию, то вместе с тем уже и понятно было бы, когда это произошло, потому что автор сам в начале своего повествования говорит, что он современник этого события. Поэтому очевидно, что автор писал тогда же, когда имело место произошедшее событие. Однако, когда отцы пришли на собор, они плакали, что доселе было делом неслыханным, как об этом свидетельствуют Акты: этим плачем отцы вполне подтвердили, что речь идет о новом деле. Следовательно тот, кто писал это, не был тем Великим Афанасием и не в его время это произошло. К этому мы добавим еще такое доказательство, что в течение четырехсот с лишним лет со времени Афанасия вплоть до того дня не нашлось никого, кто упомянул бы в каком-либо документе о таком выдающемся событии. И это при том, что отцы на этом соборе цитировали несколько мест из сочинений Афанасия, специально ради защиты почитания святых икон и там не было ни слова о таком значимом событии а ведь эта история была бы на фоне тех цитируемых мест словно огромная колонна, возвышающаяся у всех на виду. Кроме того, надо учесть, что св. Иоанн Дамаскин, сириец, не мог бы просто не знать о том, что происходит в Сирии и не упустил бы возможность упомянуть о таком выдающемся случае (как он и поступил в другом случае с образом, давшим кровь из раны от стрелы): мы полагаем очевидным, что этот случай в Берите имел место после св. Иоанна Дамаскина, и следует лучше прислушаться к Сигеберту, который относит это событие к 765 г. от Р.Х., когда правил Константин Копроним Иконоборец, и упоминает епископа Адеодата, предстоятеля Церкви в Берите, добавляя к этому следующие слова: Епископ разлил кровь по флягам и, долго и пространно рассуждая, проповедовал, говоря о великих делах Бога. Он поклялся перед всеми, что ежегодно 13 ноября будет отмечаться страдание Господнего образа»(5).
Сноски:
(1) См. J.-P. Migne, Patrorogiae Cursus Completus, Series Graeca, tom. XXVIII, Париж, 1857, col. 797.
(2) См. CPG 2262.
(3) По изданию: Chronica domni Sigeberti Gemblacensis monachi, Monumenta Germaniae Historica, tom. VI, Ганновер, 1844, p. 333.
(4) По изданию: Petri Lambecii Commentariorum de Avgustissima Bibliotheca Caesarea Vindobonensi, lib. I, Вена, 1665, p. 124.
(5) По изданию: C. Baronius, Annales Ecclesiastici, tom. XIII, Лукка, 1743, p. 208.
"Иоанн, боголюбезнейший пресвитер и инок и представитель восточных архиереев, сказал: «Кроме того, что уже сказано, прочитанными свидетельствами доказано и то, что иконы святых творят чудеса и совершают исцеления».
Петр, святейший епископ никомидийский, сказал: «Я принес книгу святого Афанасия и представляю святому собору на прочтение».
Святой собор сказал: «Пусть прочитают ее».
И диакон Стефан, взявши книгу, прочитал:
«Слово святого отца нашего Афанасия о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего.
Устремите взоры ума вашего и посмотрите на это новое чудо, совершившееся ныне. Взгляните на непостижимое чудо Божие и воздайте славу Богу. Размыслите о несказанном человеколюбии Его и о величии домостроительства Его и замените слезы радостью. Для Бога нет ничего невозможного. Будучи Богом, Он все может. Но то, что случилось в наши дни и среди нас, приводит в ужас сердце всякого, кто бы ни услышал об этом. Поистине небо пришло в ужас от того, на что некоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись: солнце, луна и звезды помрачились от того, что случилось; но снова же затем все небесные силы возрадовались тому, что сделал Господь Своим домостроительством. Послушайте же и подивитесь тому, что случилось в наши дни. Разумея, уразумейте; прежде внешнего слуха преклоните ухо сердца вашего и послушайте. Есть город Берит, который граничит с Тиром и Сидоном и подвластен Антиохии. В этом городе Берите было весьма много иудеев. Неподалеку от их синагоги, которая была очень велика, один христианин нанял у кого то домик и в нем, против постели своей, прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя немного времени этот христианин нашел себе более просторное помещение; так как он нуждался в нем. И это, как я убежден. случилось по благодати и домостроительству Господа нашего Иисуса Христа, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (1 Тим. 2:4), и являет чудеса Свои чтущим Его и всем верующим в Него, в обличение нечестивых и в утверждение верующих. Итак этот христианин, как я сказал, искал себе более просторное помещение, нашел его в одном месте города и, переходя туда из дома, находившегося неподалеку от синагоги иудейской, перенес все свое имущество, но, по забвению (а вместе и по домостроительству Божию), забыл и оставил туг икону Господню, про которую я говорил. Какой то иудей нанял себе этот самый дом, где стояла икона Господня; перенесши все свое имущество, он стал жить в этом доме, ни чуть не замечая иконы Господней, которая стояла там, потому что он не обращал и внимания на то место. В один день этот иудей позвал на обед своего соплеменника. Во время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он скачал позвавшему его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей? Затем он произнес весьма много неосновательных ругательств против Господа. Я не дерзаю описывать их, да не будет! хотя позванный гость произнес их против Спасителя нашего. Тогда позвавший, увидевши икону Господню, успокоил позванного им иудея, сказав, что до сих пор он не видал этой иконы; и позванный замолчал. Но потом он пошел к своим архиереям и обвинял иудея, живущего в дому, где находилась икона Господня, говоря, что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея. Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда они исполнились гнева, но на этот вечер успокоились. На следующее же утро иудейские архиереи и священники, взяв донесшего иудея и собрав толпу своего народа, пошли к квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши к указанному месту, архиереи и священники ворвались в дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня стоит. Тогда они очень рассвирепели и иудея, жившего в этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы. Затем начали плевать в лицо святой иконы Господней и бичевали ее пред лицом собравшихся. Бичевали икону Господню с той и другой стороны и говорили: что сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались нам Ним, и мы сделаем тоже. Тогда они бесчисленное изрыгнули множество ругательств против иконы Господней; мы не смеем и произнести их! Затем говорят: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сделаем Ему и мы Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенные на иконе. Потом беснуясь говорят: мы слышали, что они посредством губки напоили Его уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы. И сделали, поднесши к устам Господним, изображенным на иконе, губку, наполненную уксусом. Опять говорят: мы знаем, что отцы наши тростию били Его по голове; тоже сделаем и мы. И взяв трость, били по голове Его на иконе. Затем наконец говорят: мы доподлинно знаем, что копием ребро Его прободоша. Ни в чем не отстанем от них, но сделаем и это. Тогда приказали принести копье и предложили кому-то взять его и кольнуть им в бок иконы Господней. И тотчас потекло из нее большое количество крови и воды. Христе! слава Тебе! Непостижимый! слава Тебе! Кто, якоже Ты, Господи? Кто кроме Тебя Бог, творящий страшное и ужасное? О чудо, свидетельствующее о величии Спасителя нашего! Поистине и ныне, видя его, ужаснулись святые высшие силы! О как Ты человеколюбив, Господи! О как Ты великодушен! О как Ты милостив! Ибо прежде ради нас и нашего ради спасения Ты, будучи бесплотным, воплотился от девы Марии и был распят плотию, по божеству Своему будучи бесстрастным. Ныне же, Господи, Ты снова распят в виде иконы, во обличение нечестивых и всех неверных, и в утверждение пребывающих в истине и верующих в Тебя. Но слава Тебе, Господи, единому Всемогущему, а также и преблагословенному Богу нашему и Отцу со Святым Духом. Аминь. Вы же, дети, послушайте, что Господь соделал после этого, так как и остальное было делом Его благоволения. После того, как копьем прободен был бок иконы Господней и потекла кровь с водою, как это сказано выше, архиереи и священники иудейские говорят: так как почитатели Его разглашают, что Он многих исцелял; то возьмем теперь эту кровь с водою, отнесем в синагогу и, собрав всех одержимых недугами, помажем их; и тогда увидим, правду ли это про Него говорили. Тогда поднесли сосуд к боку иконы Господней, к тому месту ее, которое было проколото копьем, и откуда струилась кровь и вода, и наполнили сосуд из места прободенного копием. И пошли с насмешками, чтобы, как они думали, при всех наругаться над Господом всего. Затем привели всех одержимых недугами, прежде же всех привели того, которого знали как расслабленного от рождения, и помазали его. И человек этот тотчас вспрыгнул и встал совершенно здоровым. Потом привели слепых; и они также, быв помазаны, прозрели. Бесчисленное множество одержимых демонами были тотчас избавлены от них. Великое и беспредельное смятение распространилось по всему городу; все стали стекаться ради бесчисленных чудес. Все толпы иудеев взволновались. Жителей в городе было весьма много, и все они спешили сюда, неся всех, находящихся в их домах больных, расслабленных ли то, или хромых, или безруких, или сухих, или прокаженных; приносили всех, так что наконец синагога, хотя и была очень велика, не вмещала всех: потому что, по причине бесчисленных чудес, стекалось бесчисленное множество народа. При этом все архиереи и священники и народ иудейския, и мужчины, и дети, и женщины уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и громко взывали: Слава Тебе, Христе, Которого распяли отцы наши, Которого распяли также и мы в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворивший столько чудес! Мы веруем в Тебя; будь милостив к нам и приими нас! Так вопияли все, и вопли их возносились горе; и в то время, как архиереи помазывали, совершались чудеса больные исцелялись и оживлялись. Потом, когда все были исцелены, тотчас толпы народа пошли к епископу тамошней церкви, который знал уже все, что случилось, и громко взывали: один Бог Отец, один Сын Единородный, один Христос, Которого распяли отцы наши. Мы знаем, что Он есть Бог, и мы веруем в Него. Итак, прославив Бога многими славословиями, они показали эту икону епископу и рассказали ему все, что они сделали с иконою Господнею, а также показали кровь и воду, что вытекли из бока иконы, а равно рассказали о бесчисленном множестве совершенных чудес. Затем все толпой просили удостоить их святого крещения. Епископ, вместе с своим клиром, принял их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу освятил в церковь Спасителя нашего Христа. А по просьбе их обратил и прочие синагоги их в мученические храмы. И таким образом бысть велия радость в этом городе, не только от того, что так много людей было исцелено и оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из (царства) мертвых в вечную жизнь. Зная об этом, любезнейшие братия, я пожелал сообщить об этом и вам, на пользу душ ваших, чтобы вы, познав силу нашего Бога и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, более укрепились в вере в Него и возрадовались о великих делах совершенных Им ныне Итак, воздайте Ему славу, с сокрушением и со слезами радуясь и принося благодарение, что Он удостоил нас уверовать в Него и познать Его. С Ним Отцу и Святому Духу слава ныне и присно и во веки веков. Аминь» (259).
_______________________________________________
Сноска 259 :
Может ли Господь являться автором «натянутых» чудес? Вот что подразумевается под «натянутым» чудом. Судя по всему, образ не был маленьким, раз и гвозди смогли забить, и копьем колоть. Как же тогда этот немаленький образ приглашенный на обед иудей заметил на стене, а живущий в доме постоянно не заметил, а перед этим покинувший жилище христианин смог забыть икону на стене? После удара копьем из иконы полилась кровь и вода и при этом народ не был ошарашен чудом, не повергся ниц, но как ни в чем не бывало пошел проверять чудотворность жидкости, вытекающей из изображения, на больных и увечных. Вот эти неправдоподобные события и являются составляющими «натянутого» чуда.
Нужно сказать, что эта история размещена в Патрологии Миня (1) в разделе Spuria (подложные труды), так же, как и в справочнике Corpus Chirstianorum Clavis Patrum Graecorum (2).
Сигеберт из Жамблу (ок. 10301112) (3), монах-бенедиктинец, историописатель, в своей «Хронике» излагает эту историю в событиях 765 г., говоря, что она произошла во времена императора Константина и его жены Ирины.
Петер Ламбек (16281680), немецкий ученый, хранитель библиотеки в Вене, также отказывает св. Афанасию в авторстве: «Первым эту историю рассказал Афанасий, но не тот Великий Архиепископ Александрийской Церкви, который вступил в сан в 372 г. от Р.Х., но другой, значительно позже, современник этого чуда, названный так от слова бесcмертие (athanasia) и потому, что он заслужил такой авторитет, чтобы рассказ, который был им записан, не только получил одобрение на Втором Никейском, или Седьмом Вселенском соборе, но и в его же Четвертое деяние вставлен для вечной памяти»(4).
Чезаре Бароний (15381607), считающийся «отцом церковной истории» в Католической Церкви, также не смог отнести эту историю к авторству Афанасия Великого: «В первую очередь нужно опровергнуть всеобщее заблуждение тех, кто услышав, что имя автора этого сочинения Афанасий, сочли, что речь идет о великом епископе Александрийском. Если бы можно было принять эту версию, то вместе с тем уже и понятно было бы, когда это произошло, потому что автор сам в начале своего повествования говорит, что он современник этого события. Поэтому очевидно, что автор писал тогда же, когда имело место произошедшее событие. Однако, когда отцы пришли на собор, они плакали, что доселе было делом неслыханным, как об этом свидетельствуют Акты: этим плачем отцы вполне подтвердили, что речь идет о новом деле. Следовательно тот, кто писал это, не был тем Великим Афанасием и не в его время это произошло. К этому мы добавим еще такое доказательство, что в течение четырехсот с лишним лет со времени Афанасия вплоть до того дня не нашлось никого, кто упомянул бы в каком-либо документе о таком выдающемся событии. И это при том, что отцы на этом соборе цитировали несколько мест из сочинений Афанасия, специально ради защиты почитания святых икон и там не было ни слова о таком значимом событии а ведь эта история была бы на фоне тех цитируемых мест словно огромная колонна, возвышающаяся у всех на виду. Кроме того, надо учесть, что св. Иоанн Дамаскин, сириец, не мог бы просто не знать о том, что происходит в Сирии и не упустил бы возможность упомянуть о таком выдающемся случае (как он и поступил в другом случае с образом, давшим кровь из раны от стрелы): мы полагаем очевидным, что этот случай в Берите имел место после св. Иоанна Дамаскина, и следует лучше прислушаться к Сигеберту, который относит это событие к 765 г. от Р.Х., когда правил Константин Копроним Иконоборец, и упоминает епископа Адеодата, предстоятеля Церкви в Берите, добавляя к этому следующие слова: Епископ разлил кровь по флягам и, долго и пространно рассуждая, проповедовал, говоря о великих делах Бога. Он поклялся перед всеми, что ежегодно 13 ноября будет отмечаться страдание Господнего образа»(5).
Сноски:
(1) См. J.-P. Migne, Patrorogiae Cursus Completus, Series Graeca, tom. XXVIII, Париж, 1857, col. 797.
(2) См. CPG 2262.
(3) По изданию: Chronica domni Sigeberti Gemblacensis monachi, Monumenta Germaniae Historica, tom. VI, Ганновер, 1844, p. 333.
(4) По изданию: Petri Lambecii Commentariorum de Avgustissima Bibliotheca Caesarea Vindobonensi, lib. I, Вена, 1665, p. 124.
(5) По изданию: C. Baronius, Annales Ecclesiastici, tom. XIII, Лукка, 1743, p. 208.
Комментарий