Для меня без всякого вопроса лучшее и важнейшее, что хранится в православии - это наше литургическое богатство.
Я имею в виду СЕМАНТИКУ, значение богослужебных текстов.
Если они поняты и пропущены через ум и сердце - это есть хорошо.
Если не пропущены - это не есть хорошо.
Но вот тут вдруг осенила меня как-то после службы простая мысль.
На приходе, не в монастыре, из наших богослужебных текстов используется ("вычитывается", простите за неподходящее словцо) не более четверти-трети. Да и из этого реально можно расслышать и понять немногое.
Между тем, а с какой собственно целью так КРОМСАТЬ службу?
Ведь если ее исполнить, как в советское время говорили, "левым хором", без рулад, просто на гласы, а половину стихир не пропеть, а прочитать, то в итоге вы уложите всенощную в те же самые 2 часа 40-50 мин. даже если не режете ничего.
Кто из батюшек здешних это пробовал?
Конкретно, устав воскресной службы простой:
9 час,
Пс. 103, (стихи избранные поем, остальные читаем)
Кафисма 1 вся с тремя ектениями.
Господи воззвах. оба псалма стихов, и все стихиры 10.
Паремии (если есть).
Ектении.
Стиховна вся.
Ныне отпущаеши и прочее по обычаю, шестопсалмие.
ОБЕ кафизмы с ектениями и седальнами.
Воскресный полиелей (который, собственно, нигде не режут).
Канон без повторов, ну, примерно на 11-12.
Ну и стихиры на хвалитех, с хвалитными псалмами.
Концовка по обычаю и первый час без сокращений.
И все это удовольствие повторю, за рамки 2-50 не выходит.
Вопрос: а почему нам это все не нужно? Почему нам это все неинтересно?
Почему нам интереснее правохорная "анинанайка" (это такой жаргон, так называются длинные распева: а-а-а-ни-на....)? Конечно, если знаменным распевом загундосить, то во-первых, никто ничего не поймет, даже тот, кто знает тексты (первых стихир и догматиков, к примеру) наизусть. Во-вторых, к шестопсламию откажут колени, а к полиелею - отвалится позвоночник. Это верно.
Но почему бы не петь просто и ясно по гласам?
Я имею в виду СЕМАНТИКУ, значение богослужебных текстов.
Если они поняты и пропущены через ум и сердце - это есть хорошо.
Если не пропущены - это не есть хорошо.
Но вот тут вдруг осенила меня как-то после службы простая мысль.
На приходе, не в монастыре, из наших богослужебных текстов используется ("вычитывается", простите за неподходящее словцо) не более четверти-трети. Да и из этого реально можно расслышать и понять немногое.
Между тем, а с какой собственно целью так КРОМСАТЬ службу?
Ведь если ее исполнить, как в советское время говорили, "левым хором", без рулад, просто на гласы, а половину стихир не пропеть, а прочитать, то в итоге вы уложите всенощную в те же самые 2 часа 40-50 мин. даже если не режете ничего.
Кто из батюшек здешних это пробовал?
Конкретно, устав воскресной службы простой:
9 час,
Пс. 103, (стихи избранные поем, остальные читаем)
Кафисма 1 вся с тремя ектениями.
Господи воззвах. оба псалма стихов, и все стихиры 10.
Паремии (если есть).
Ектении.
Стиховна вся.
Ныне отпущаеши и прочее по обычаю, шестопсалмие.
ОБЕ кафизмы с ектениями и седальнами.
Воскресный полиелей (который, собственно, нигде не режут).
Канон без повторов, ну, примерно на 11-12.
Ну и стихиры на хвалитех, с хвалитными псалмами.
Концовка по обычаю и первый час без сокращений.
И все это удовольствие повторю, за рамки 2-50 не выходит.
Вопрос: а почему нам это все не нужно? Почему нам это все неинтересно?
Почему нам интереснее правохорная "анинанайка" (это такой жаргон, так называются длинные распева: а-а-а-ни-на....)? Конечно, если знаменным распевом загундосить, то во-первых, никто ничего не поймет, даже тот, кто знает тексты (первых стихир и догматиков, к примеру) наизусть. Во-вторых, к шестопсламию откажут колени, а к полиелею - отвалится позвоночник. Это верно.
Но почему бы не петь просто и ясно по гласам?
Комментарий