Год за годом из уст эрзац-иконоборцев приходится слышать одно и то же возражение против иконопочитания. Логика аргумента такова:
1. В текстах НЗ описание внешности Христа отсутствует;
2. предания о прижизненных портретах Христа недостоверны;
3. Христос на разных иконах "разный" ("грек", "славянин", "японец"),
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
на православных иконах изображен "чужой мужик", плод воображения художника, который нам лукаво выдают за истинный образ Христа Спасителя. Мы его не знаем и знать не хотим.
Попытаемся опровергнуть этот аргумент.
1. Сразу хочу заметить, что я не согласен со многими православными, которые утверждают, что икона вообще не ставит такой цели: передать внешность Спасителя. Известный иконописец XX века Леонид Александрович Успенский пишет:
Православная Церковь никогда не допускала писание икон по воображению художника или с живой модели, так как это означало бы сознательный и полный отрыв от прототипа. Имя, написанное на иконе, уже не соответствовало бы изображенному лицу, и это было бы явной ложью, которую Церковь допустить не может. Для избежания всякой фикции и разрыва между образом и его первообразом, иконописцы пользуются в виде образцов или древними иконами, или же подлинниками...
«Всячески следует, писал св. Патриарх Тарасий императору и императрице, принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа, поелику Он соделался совершенным Человеком, если они только пишутся исторически верно, согласно евангельскому повествованию»... Поэтому так важно, по мере возможности, придерживаться портретного сходства. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/o...spensky_09.htm
Если во времена VII Вселенского собора было признана важность портретного сходства и узнаваемости образа Христа, следовательно, в то время списки с древних подлинников икон Христа могли существовать. О самих подлинниках, написанных красками на досках упоминает церковный историк Евсевий Кесарийский (IV век):
Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это делали. Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках.
http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html
Существует предположение, что эти иконы Христа, написанные красками на досках были выполнены сирийцами (или сирийскими греками, как евангелист Лука). На это указывает одежда Христа и Богоматери, в которой они доныне изображаются на наших иконах. Она более свойственна сирийцам, нежели иудеям.
--------------------------------------------------------------------------------------------
2. Выше были предоставлены аргументы в пользу существования древних портретов Христа. А теперь допустим, что таковых не было. Разве позволительно на этом основании сделать вывод о том, что теперь, после Вознесения, внешность Христа невозможно увидеть и изобразить? Никак нет.
Се, Я с вами во все дни до скончания века - говорит Господь.
(Матф.28:20).
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь (Иер.31:34)
Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви хранит десятки повествований о том, как Господь Иисус Христос лично являлся святым праведникам и мученникам, начиная с архидиакона Стефана -
Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55,56) -
и Апостола Павла (см. Гал.1:12). И кончая прп. Силуаном Афонским (XX век) и нашим современником, ныне здравсующим архимандритом Ефремом (Моратисом). Последние двое удостоились личной встречу со Христом.
Однажды в VII веке Христос даже явился перед большим собранием людей.
Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение. Краткий обзор отношений Православия и иудаизма.
Интересно, что сами эрзац-иконоборцы утверждают, что Христа легко можно видеть -
Но при этом для иконографии почему то требуют сохранности портретов Христа времен до Вознесения. Что это за изощренное лукавство? Значит, иконоборец может увидеть Христа духом, а иконописец не может?
Налицо "двойные стандарты", которыми эти господа пользуются в своей аргументации. 
В любом случае, отсутствие сохранившихся древних портретов Христа следует признать крайне неудачным доводом в пользу полной невозможности увидеть и доподлинно изобразить внешность Христа. Святой иконописец может сам молитвенно прозреть Лик Христа. Наконец, он может заимствовать описание Лика у того праведника, который удостоился личной встречи со Христом.
1. В текстах НЗ описание внешности Христа отсутствует;
2. предания о прижизненных портретах Христа недостоверны;
3. Христос на разных иконах "разный" ("грек", "славянин", "японец"),
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
на православных иконах изображен "чужой мужик", плод воображения художника, который нам лукаво выдают за истинный образ Христа Спасителя. Мы его не знаем и знать не хотим.
Попытаемся опровергнуть этот аргумент.
1. Сразу хочу заметить, что я не согласен со многими православными, которые утверждают, что икона вообще не ставит такой цели: передать внешность Спасителя. Известный иконописец XX века Леонид Александрович Успенский пишет:
Православная Церковь никогда не допускала писание икон по воображению художника или с живой модели, так как это означало бы сознательный и полный отрыв от прототипа. Имя, написанное на иконе, уже не соответствовало бы изображенному лицу, и это было бы явной ложью, которую Церковь допустить не может. Для избежания всякой фикции и разрыва между образом и его первообразом, иконописцы пользуются в виде образцов или древними иконами, или же подлинниками...
«Всячески следует, писал св. Патриарх Тарасий императору и императрице, принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа, поелику Он соделался совершенным Человеком, если они только пишутся исторически верно, согласно евангельскому повествованию»... Поэтому так важно, по мере возможности, придерживаться портретного сходства. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/o...spensky_09.htm
Если во времена VII Вселенского собора было признана важность портретного сходства и узнаваемости образа Христа, следовательно, в то время списки с древних подлинников икон Христа могли существовать. О самих подлинниках, написанных красками на досках упоминает церковный историк Евсевий Кесарийский (IV век):
Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это делали. Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках.
http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html
Существует предположение, что эти иконы Христа, написанные красками на досках были выполнены сирийцами (или сирийскими греками, как евангелист Лука). На это указывает одежда Христа и Богоматери, в которой они доныне изображаются на наших иконах. Она более свойственна сирийцам, нежели иудеям.
--------------------------------------------------------------------------------------------
2. Выше были предоставлены аргументы в пользу существования древних портретов Христа. А теперь допустим, что таковых не было. Разве позволительно на этом основании сделать вывод о том, что теперь, после Вознесения, внешность Христа невозможно увидеть и изобразить? Никак нет.
Се, Я с вами во все дни до скончания века - говорит Господь.
(Матф.28:20).
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь (Иер.31:34)
Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви хранит десятки повествований о том, как Господь Иисус Христос лично являлся святым праведникам и мученникам, начиная с архидиакона Стефана -
Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55,56) -
и Апостола Павла (см. Гал.1:12). И кончая прп. Силуаном Афонским (XX век) и нашим современником, ныне здравсующим архимандритом Ефремом (Моратисом). Последние двое удостоились личной встречу со Христом.
Однажды в VII веке Христос даже явился перед большим собранием людей.
Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение. Краткий обзор отношений Православия и иудаизма.
Интересно, что сами эрзац-иконоборцы утверждают, что Христа легко можно видеть -
Но при этом для иконографии почему то требуют сохранности портретов Христа времен до Вознесения. Что это за изощренное лукавство? Значит, иконоборец может увидеть Христа духом, а иконописец не может?
Налицо "двойные стандарты", которыми эти господа пользуются в своей аргументации. 
В любом случае, отсутствие сохранившихся древних портретов Христа следует признать крайне неудачным доводом в пользу полной невозможности увидеть и доподлинно изобразить внешность Христа. Святой иконописец может сам молитвенно прозреть Лик Христа. Наконец, он может заимствовать описание Лика у того праведника, который удостоился личной встречи со Христом.

Конечно икона - это не Христос. Мы веруем во Христа восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца
Комментарий