«...нет ни мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).
Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии и известный миссионер, отметил, что "в православном восприятии женственность и мужественность это аспекты физического бытия". "В еврейском языке, то есть языке Библии, слова "мужчина" и "женщина" однокоренные "иш" и "иша". Это очень значимо, как и библейский рассказ о том, что жена создана из ребра, это предполагает, что не может быть и речи о некоей разноприродности мужчины и женщины. Более того, сам текст Книги Бытия о ребре открыт к очень разным толкованиям. В еврейском языке слово "ребро" имеет и еще одно значение не только "анатомическая кость", но и "грань", "аспект", рассказал он."Если к этому добавить еще и формулу семьи первую, которая звучит после создания жены, звучит матриархально, а именно "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" это формула матриархата, то мы поймем, что в том мире, который библейские авторы считают идеальным, в мире до грехопадения, у женщины очень высокое положение, может быть, даже выше, чем у мужчины", убежден он.
поскольку «традиционно Православная Церковь не имеет социальной или политической программы, то дискуссия в данной плоскости [феминистической полемики] остаётся вне Церкви». Конечно же, это утверждение легко оспорить, учитывая, что одним из основополагающих документов Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.), и содержание этого документа вполне соответствует его названию. Но, возможно, гораздо важнее этого отчетливая картина взаимоотношений Церкви и современных феминистических идеологий. Считать феминистическую полемику находящейся «вне Церкви» может быть заблуждением. Церковь еще не удалилась из мира сего в Горний Иерусалим, и ее члены не совсем чужды социо-политической и социо-религиозной деятельности христианских и светских сообществ. Нельзя отрицать очевидность влияния современной интеллектуальной, философской и социо-идеологической атмосферы на умы верующих, будь то активных мирян, иерархов или богословов.
С другой стороны, если в общих чертах дать определение феминизму как интеллектуальному и философскому диалогу, нацеленному на достижение равноправия женщин, то, возможно, ему найдется место в православной традиции, поскольку Церкви, в том числе и Православная Церковь, известны тем, что они за многие столетия своей истории подбирают «багаж» разных социальных недостатков тех обществ, членами которых являются верующие.
Феминистический диалог в Православной церкви неизбежен, и мы можем наблюдать его зарождение в наши дни например, в статьях о менструации или высказываниях Митрополита Ионы (Православная Церковь в Америке) относительно женского священства [2]. Потенциально этот диалог может пойти христианам на пользу как мужчинам, так и женщинам поскольку он способен прояснить взгляд на пол в свете Христовой правды и данного Церкви евангельского откровения.
Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии и известный миссионер, отметил, что "в православном восприятии женственность и мужественность это аспекты физического бытия". "В еврейском языке, то есть языке Библии, слова "мужчина" и "женщина" однокоренные "иш" и "иша". Это очень значимо, как и библейский рассказ о том, что жена создана из ребра, это предполагает, что не может быть и речи о некоей разноприродности мужчины и женщины. Более того, сам текст Книги Бытия о ребре открыт к очень разным толкованиям. В еврейском языке слово "ребро" имеет и еще одно значение не только "анатомическая кость", но и "грань", "аспект", рассказал он."Если к этому добавить еще и формулу семьи первую, которая звучит после создания жены, звучит матриархально, а именно "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" это формула матриархата, то мы поймем, что в том мире, который библейские авторы считают идеальным, в мире до грехопадения, у женщины очень высокое положение, может быть, даже выше, чем у мужчины", убежден он.
поскольку «традиционно Православная Церковь не имеет социальной или политической программы, то дискуссия в данной плоскости [феминистической полемики] остаётся вне Церкви». Конечно же, это утверждение легко оспорить, учитывая, что одним из основополагающих документов Русской Православной Церкви являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.), и содержание этого документа вполне соответствует его названию. Но, возможно, гораздо важнее этого отчетливая картина взаимоотношений Церкви и современных феминистических идеологий. Считать феминистическую полемику находящейся «вне Церкви» может быть заблуждением. Церковь еще не удалилась из мира сего в Горний Иерусалим, и ее члены не совсем чужды социо-политической и социо-религиозной деятельности христианских и светских сообществ. Нельзя отрицать очевидность влияния современной интеллектуальной, философской и социо-идеологической атмосферы на умы верующих, будь то активных мирян, иерархов или богословов.
С другой стороны, если в общих чертах дать определение феминизму как интеллектуальному и философскому диалогу, нацеленному на достижение равноправия женщин, то, возможно, ему найдется место в православной традиции, поскольку Церкви, в том числе и Православная Церковь, известны тем, что они за многие столетия своей истории подбирают «багаж» разных социальных недостатков тех обществ, членами которых являются верующие.
Феминистический диалог в Православной церкви неизбежен, и мы можем наблюдать его зарождение в наши дни например, в статьях о менструации или высказываниях Митрополита Ионы (Православная Церковь в Америке) относительно женского священства [2]. Потенциально этот диалог может пойти христианам на пользу как мужчинам, так и женщинам поскольку он способен прояснить взгляд на пол в свете Христовой правды и данного Церкви евангельского откровения.
Комментарий