Беспричинное единство
Рут Синай,
"Маарив"
Надоело слышать каждый раз (особенно часто говорят об этом в канун 9 Ава) о необходимости единства и сплоченности народа, о единстве Израиля, о правительстве национального единства. Попытка создать некий общий нарратив, связанный с событиями, произошедшими две тысячи лет назад, заслуживает уважения, особенно если из этого извлекают важные уроки.
Главным уроком, о котором постоянно упоминают во время большинства мероприятий, связанных с трауром Тиша бе-ав во время семинаров, встреч, занятий считается осознание опасности, исходящей от беспричинной ненависти ("синат хинам") и, как следствие, необходимость единства. Единство народа воспринималось необходимым условием сохранения евреев в галуте, дающей возможность защищаться от погромщиков и преследователей, как спасение от ассимиляции и перехода в другую веру. Но насколько подобное единство необходимо в суверенном еврейском государстве укрепляет или, напротив, ослабляет оно наши позиции?
Ответ ясен: призывы к единству, которое якобы имело место в прошлом, помогает скрывать общественные язвы, помогает обманывать народ, помогает откладывать принятие судьбоносных решений в долгий ящик или вовсе не решать никаких проблем. Единство, о котором все говорят, нечто амфорное, невнятное, стремление к консенсусу, суть которого невозможно определить. Подобное "единство" рождает сентиментальный пафос и фальшивый посыл, лицемерный, как копеечная поздравительная открытка.
Какое единство может быть между избирателями партии ХАДАШ в Тель-Авиве и жителями Хеврона, проголосовавшими за партию Ихуд Леуми? Что общего между жителем Бней-Брака, который верит, что его жена "нечиста" целую неделю в месяц, и пенсионеркой из Хайфы? Что объединяет меня с ультраортодоксальной женщиной, которая плюнула мне в лицо и назвала меня "шлюхой" лишь за то, что на мне было надето платье со скромным вырезом в тот момент, когда я попыталась помочь ей внести тяжелые сумки в автобус?
Говорят, что единство проистекает из принадлежности к одной нации. И этого достаточно. Согласно общепринятым понятиям, люди одной национальности обладают сходными признаками: религия, язык, территория, история, происхождение, культура, образ жизни. Давайте проверим, соответствуют ли действительности все эти характеристики, когда речь идет об Израиле: общая религия да, общий язык да, общая территория да, общая история да, во всяком случае, когда речь заходит о жизни в диаспоре, о преследованиях, о возвращении в Сион и возрождении государства. Культура и образ жизни? Этого нет.
Чемпионы ненависти
Израильтяне очень отличаются друг от друга. Хотя существуют кровные узы, и, с этой точки зрения, израильская нация имеет общие этнические корни как и в других странах: тот, кто родился среди этого народа, принадлежит ему. Но у нас нет никаких общих ценностей. В США также постоянно говорят о единстве нации. Клятва верности, которую каждое утро декламируют миллионы американских школьников, говорит о "едином народе, едином Боге, о свободе и справедливости для всех".
Это именно то, что отсутствует в нашем случае. Нельзя требовать единства и сплоченности, когда нет свободы и справедливости для всех. Иудаизм, во всяком случае тот его вариант, который имеет место в Израиле, религия закрытая для чужаков. Отношение к другому, к пришельцу, к бедняку базируется на милосердии и подаянии, но не на стремлении к равенству и справедливости.
Поэтому в Израиле никогда не было и не будет подлинного единства. Только общий внешний враг может сплотить жителей этой страны. Израиль любит выставлять себя в качестве жертвы все против него, все его ненавидят. Лишь мы одни во вселенной стремимся к миру и отличаемся особым человеколюбием. Полноте. Мы чемпионы ненависти, такими мы были на протяжении всей нашей истории Каин и Авель, Иосиф и его братья, фарисеи и садуккеи, хасидизм и Хаскала, бундовцы и сионисты. Ненависть между правыми и левыми, между светскими и религиозными, между ашкеназами и восточными это прямое продолжение той вековой ненависти.
Лозунг "наша сила в единстве" напыщенный и циничный. Наша сила должна проявиться в гуманизме, либерализме и подлинном сионизме, суть которого в праве на национальное самоопределение. Пришло время заново определить, кто мы такие и куда держим путь. Пришло время избавиться от невежества и фанатизма, пришло время принять универсальные ценности, среди которых один из базовых этических принципов монотеизма "возлюби ближнего, как самого себя".
Если не уважать каждого человека, еврея или нееврея, если мы не верим, что каждый человек имеет право жить, быть свободным и счастливым, как провозглашает американская Декларация Независимости, будет разрушен и Третий Храм.
Оригинал статьи: отшйб - згщеъ, лмлмд, сфеши ебйгеш одашх еодтемн nrg
Источник: | Могут ли израильтяне стать единым народом? | Пресса | Курсор: Главные новости Израиля |
Рут Синай,
"Маарив"
Надоело слышать каждый раз (особенно часто говорят об этом в канун 9 Ава) о необходимости единства и сплоченности народа, о единстве Израиля, о правительстве национального единства. Попытка создать некий общий нарратив, связанный с событиями, произошедшими две тысячи лет назад, заслуживает уважения, особенно если из этого извлекают важные уроки.
Главным уроком, о котором постоянно упоминают во время большинства мероприятий, связанных с трауром Тиша бе-ав во время семинаров, встреч, занятий считается осознание опасности, исходящей от беспричинной ненависти ("синат хинам") и, как следствие, необходимость единства. Единство народа воспринималось необходимым условием сохранения евреев в галуте, дающей возможность защищаться от погромщиков и преследователей, как спасение от ассимиляции и перехода в другую веру. Но насколько подобное единство необходимо в суверенном еврейском государстве укрепляет или, напротив, ослабляет оно наши позиции?
Ответ ясен: призывы к единству, которое якобы имело место в прошлом, помогает скрывать общественные язвы, помогает обманывать народ, помогает откладывать принятие судьбоносных решений в долгий ящик или вовсе не решать никаких проблем. Единство, о котором все говорят, нечто амфорное, невнятное, стремление к консенсусу, суть которого невозможно определить. Подобное "единство" рождает сентиментальный пафос и фальшивый посыл, лицемерный, как копеечная поздравительная открытка.
Какое единство может быть между избирателями партии ХАДАШ в Тель-Авиве и жителями Хеврона, проголосовавшими за партию Ихуд Леуми? Что общего между жителем Бней-Брака, который верит, что его жена "нечиста" целую неделю в месяц, и пенсионеркой из Хайфы? Что объединяет меня с ультраортодоксальной женщиной, которая плюнула мне в лицо и назвала меня "шлюхой" лишь за то, что на мне было надето платье со скромным вырезом в тот момент, когда я попыталась помочь ей внести тяжелые сумки в автобус?
Говорят, что единство проистекает из принадлежности к одной нации. И этого достаточно. Согласно общепринятым понятиям, люди одной национальности обладают сходными признаками: религия, язык, территория, история, происхождение, культура, образ жизни. Давайте проверим, соответствуют ли действительности все эти характеристики, когда речь идет об Израиле: общая религия да, общий язык да, общая территория да, общая история да, во всяком случае, когда речь заходит о жизни в диаспоре, о преследованиях, о возвращении в Сион и возрождении государства. Культура и образ жизни? Этого нет.
Чемпионы ненависти
Израильтяне очень отличаются друг от друга. Хотя существуют кровные узы, и, с этой точки зрения, израильская нация имеет общие этнические корни как и в других странах: тот, кто родился среди этого народа, принадлежит ему. Но у нас нет никаких общих ценностей. В США также постоянно говорят о единстве нации. Клятва верности, которую каждое утро декламируют миллионы американских школьников, говорит о "едином народе, едином Боге, о свободе и справедливости для всех".
Это именно то, что отсутствует в нашем случае. Нельзя требовать единства и сплоченности, когда нет свободы и справедливости для всех. Иудаизм, во всяком случае тот его вариант, который имеет место в Израиле, религия закрытая для чужаков. Отношение к другому, к пришельцу, к бедняку базируется на милосердии и подаянии, но не на стремлении к равенству и справедливости.
Поэтому в Израиле никогда не было и не будет подлинного единства. Только общий внешний враг может сплотить жителей этой страны. Израиль любит выставлять себя в качестве жертвы все против него, все его ненавидят. Лишь мы одни во вселенной стремимся к миру и отличаемся особым человеколюбием. Полноте. Мы чемпионы ненависти, такими мы были на протяжении всей нашей истории Каин и Авель, Иосиф и его братья, фарисеи и садуккеи, хасидизм и Хаскала, бундовцы и сионисты. Ненависть между правыми и левыми, между светскими и религиозными, между ашкеназами и восточными это прямое продолжение той вековой ненависти.
Лозунг "наша сила в единстве" напыщенный и циничный. Наша сила должна проявиться в гуманизме, либерализме и подлинном сионизме, суть которого в праве на национальное самоопределение. Пришло время заново определить, кто мы такие и куда держим путь. Пришло время избавиться от невежества и фанатизма, пришло время принять универсальные ценности, среди которых один из базовых этических принципов монотеизма "возлюби ближнего, как самого себя".
Если не уважать каждого человека, еврея или нееврея, если мы не верим, что каждый человек имеет право жить, быть свободным и счастливым, как провозглашает американская Декларация Независимости, будет разрушен и Третий Храм.
Оригинал статьи: отшйб - згщеъ, лмлмд, сфеши ебйгеш одашх еодтемн nrg
Источник: | Могут ли израильтяне стать единым народом? | Пресса | Курсор: Главные новости Израиля |
Комментарий