Св. Василий Великий:
«Когда слышишь слово «образ», разумей сияние славы [а не икону. ред.](). Дерево и воск и искусство живописца производят образ тленный подражание тленному, и искусственный подражание сотворенному» (св. Василий Великий. Творения, т. 1, М., 2008, с. 1078).
Лактанций. (Известный христианский апологет):
«Я обычно удивляюсь тому, что могущество единственного Бога, которое все заключает и всем управляет, пришло в такое забвение (), что истинному и живому Богу предпочли мертвых, предпочли земных и погребенных в земле Тому, Кто был создателем самой земли.И все же эта нечестивость могла бы быть прощена, если бы это заблуждение возникло от незнания божественного имени. Но когда мы часто видим, как сами почитатели богов признают и называют Всевышнего Бога, на какое прощение для себя они могут надеяться за нечестие свое? () Когда они клянутся, когда просят, когда благодарят, они ведь называют Бога, а не Юпитера». (Лактанций. Божественные установления, Спб., 2007. С. 109.)
«Истинно люди, позорящие имя свое и разум, отводят глаза свои от выси и опускают в землю. Они боятся произведений рук своих, словно что-то может быть сильнее своего творца (). «Не их самих, - говорят, - мы боимся, а тех, по образу кого они созданы (). Надо думать, что вы и боитесь тех, кто, как вы считаете, пребывают на небе; (). Почему же вы тогда не поднимите к небу очи свои (), почему вы больше смотрите на стены, на дерево, на камни, а не туда, где, как вы верите, они находятся?Зачем им храмы и алтари? К чему, наконец статуи, которые являются памятниками умершим и несуществующим? Ведь мысль создавать образы потому и пришла к людям, что с их помощью можно было сохранять память о тех, кто, или умер, или далеко (). поскольку это божественное свойство (и они) присутствуют в каждой части мира, а стало быть, все видят и все слышат, то статуи тогда излишни (). Конечно, если только, присутствуя, они не находятся у своих образов, точно так же, как в представлении народа души умерших бродят возле своих могильных холмов и останков своих тел» (там же, С. 111.)
«Но (язычники) боятся, что религия станет бесплотной и пустой, если они не будут видеть перед собой тех, к кому обращаются с молитвой. И потому они создают статуи, которые напоминают мертвых, поскольку являются образами мертвецов (). Неужели же кто-то столь глуп, что будет считать, что в этой статуе бога есть нечто, кроме видимости человека?» (там же, С. 112.)
«Презирать же и попирать землю есть ничто иное, как не молиться статуям, ибо они сделаны из земли (). Почитайте же живого Бога, чтобы и самим стать живыми, ибо необходимо умирает тот, кто посвящает себя и свою душу мертвым» (там же, С. 113.)
«Тот, кто почитает статуи, является телом без человека, ибо предал себя телесному и не видит ничего сердцем, но только телом» (там же, С. 115.)
«Эти религии, которых они упорно держатся, они получили от своих предков. Они не размышляют о том, какие они, но полагают, что они проверенные и истинны, поскольку их передали им древние. Авторитет же древности столь велик, что сомневаться в ней преступно. Вот и доверяют бездумно древности, словно постигнутой истине (там же, С. 129).
Если ты предпочтешь разум, то с необходимостью отступишь от установлений и авторитета предков, поскольку верно только то, что предписывает разум» (там же, С. 130).
«Их вводит в заблуждение то, что они считают, что не может быть так, чтобы сами они разумели больше предков (). Что же мешает нам взять пример с этих предков и, подобно тому, как те, найдя ложное, передали его потомкам, передать своим потомкам то истинное, что мы открыли?» (там же, С. 131).
«Превратно и глупо, когда образ человека почитается образом Божиим. Ибо почитается то, что хуже и слабее. Непростительное преступление покидать живого, чтобы служить памятникам усопших людей () ибо мы для того подняты от земли, чтобы () взоры свои туда устремлять, откуда произошло сотворение природы нашей. Чтобы мы ничего другого не почитали, кроме единого Бога» (там же, С. 164).
«Поэтому нет сомнений, что не может быть никакой религии там, где идолы. Ведь религия состоит из почитания вещей божественных, а божественного нигде нет, кроме как на небе. Образы же (simulacra) лишены религии потому, что ничего не может быть небесного в том, что сделано из земли. Ибо все, что изображается, то, естественно, является ложным. Никогда не может быть дано имя истины тому, что измышляет истину с помощью уподобления и копирования. Всякое подражание, как правило, вещь не серьезная, но как-бы шутка и игра» (там же, С. 165).
Это они, демоны, научили создавать изображения и ваять статуи, чтобы отвратить разум людей от почитания истинного Бога, заставили изготовить статуи умерших царей» (там же, С. 160).
Не следует дарить Богу вещественный подарок () Ему следует возводить не храмы из огромных камней, а следует почитать Его в сердце. () Если Бог невидим, то и почитаться Он должен через невидимое (). Итак, высший ритуал в почитании Бога открытая похвала Его, исходящая из уст праведного человека». (там же, С. 428-430).
[Все же, как быстро менялись обычаи в первые века! Для Лактанция и его современников христиан, живших задолго до Епифания, храмы с алтарями, иконами, свечами и фимиамом, были неотделимы от языческого идолопоклонства. Христиане чтили Бога в сердце и делами, благодарили Его в обычных домах, предназначенных для жизни, где они ели, спали, воспитывали детей и преломляли хлеб. А для Епифания храмы были уже привычным атрибутом христиан, только иконы еще вызывали возмущение.
Даже крест в древности почитали лишь некоторые. Апологет 3 века Марк Минуций пишет: «Мы не почитаем крестов и не желаем их. Вы, может быть, имея деревянных богов имеете и деревянные кресты»? (Из книги: Сочинения древних христианских апологетов, Спб., 1999, С. 260). Христиане укоряли церковь Тертуллиана за это почитание, на что он оправдывался: «Обвиняют нас в поклонении кресту, но мы того не стыдимся» (Творения Тертуллиана, ч. 1., Спб., 1848, с. 40).
Лактанций прекрасное зеркало, отражающее представления подавляющего большинства христиан до 3-го 4-го века, которые отвергали поклонение кому бы то ни было, кроме Бога, в любой форме. Он жил еще во времена, когда молились только Богу, как в Деяниях апостолов, а не святым. Лактанций не знал, что можно молиться святым, и что можно молиться им и Богу перед изображениями, и обличал за это язычников. Св. Феодор Студит (8-й век) так же незнаком был с практикой молитв святым. В письме к своим чадам он пишет: «Мы поклоняемся святым, но не приносим им служения» (Творения преп. Феодора Студита, т. 3, М., Сибирская благозвонница, 2012, с. 164). Что значит: «не приносим служения»? Разумеется, «не молимся».
Некоторые цитаты Лактанция прямо относятся к иконам наших святых: «Если вы считаете их пребывающими на небе, почему не поднимете глаз к небу» [], «почему вы больше смотрите на стены, на дерево, на камни, а не туда, где, как вы верите, они находятся?»
«Когда слышишь слово «образ», разумей сияние славы [а не икону. ред.](). Дерево и воск и искусство живописца производят образ тленный подражание тленному, и искусственный подражание сотворенному» (св. Василий Великий. Творения, т. 1, М., 2008, с. 1078).
Лактанций. (Известный христианский апологет):
«Я обычно удивляюсь тому, что могущество единственного Бога, которое все заключает и всем управляет, пришло в такое забвение (), что истинному и живому Богу предпочли мертвых, предпочли земных и погребенных в земле Тому, Кто был создателем самой земли.И все же эта нечестивость могла бы быть прощена, если бы это заблуждение возникло от незнания божественного имени. Но когда мы часто видим, как сами почитатели богов признают и называют Всевышнего Бога, на какое прощение для себя они могут надеяться за нечестие свое? () Когда они клянутся, когда просят, когда благодарят, они ведь называют Бога, а не Юпитера». (Лактанций. Божественные установления, Спб., 2007. С. 109.)
«Истинно люди, позорящие имя свое и разум, отводят глаза свои от выси и опускают в землю. Они боятся произведений рук своих, словно что-то может быть сильнее своего творца (). «Не их самих, - говорят, - мы боимся, а тех, по образу кого они созданы (). Надо думать, что вы и боитесь тех, кто, как вы считаете, пребывают на небе; (). Почему же вы тогда не поднимите к небу очи свои (), почему вы больше смотрите на стены, на дерево, на камни, а не туда, где, как вы верите, они находятся?Зачем им храмы и алтари? К чему, наконец статуи, которые являются памятниками умершим и несуществующим? Ведь мысль создавать образы потому и пришла к людям, что с их помощью можно было сохранять память о тех, кто, или умер, или далеко (). поскольку это божественное свойство (и они) присутствуют в каждой части мира, а стало быть, все видят и все слышат, то статуи тогда излишни (). Конечно, если только, присутствуя, они не находятся у своих образов, точно так же, как в представлении народа души умерших бродят возле своих могильных холмов и останков своих тел» (там же, С. 111.)
«Но (язычники) боятся, что религия станет бесплотной и пустой, если они не будут видеть перед собой тех, к кому обращаются с молитвой. И потому они создают статуи, которые напоминают мертвых, поскольку являются образами мертвецов (). Неужели же кто-то столь глуп, что будет считать, что в этой статуе бога есть нечто, кроме видимости человека?» (там же, С. 112.)
«Презирать же и попирать землю есть ничто иное, как не молиться статуям, ибо они сделаны из земли (). Почитайте же живого Бога, чтобы и самим стать живыми, ибо необходимо умирает тот, кто посвящает себя и свою душу мертвым» (там же, С. 113.)
«Тот, кто почитает статуи, является телом без человека, ибо предал себя телесному и не видит ничего сердцем, но только телом» (там же, С. 115.)
«Эти религии, которых они упорно держатся, они получили от своих предков. Они не размышляют о том, какие они, но полагают, что они проверенные и истинны, поскольку их передали им древние. Авторитет же древности столь велик, что сомневаться в ней преступно. Вот и доверяют бездумно древности, словно постигнутой истине (там же, С. 129).
Если ты предпочтешь разум, то с необходимостью отступишь от установлений и авторитета предков, поскольку верно только то, что предписывает разум» (там же, С. 130).
«Их вводит в заблуждение то, что они считают, что не может быть так, чтобы сами они разумели больше предков (). Что же мешает нам взять пример с этих предков и, подобно тому, как те, найдя ложное, передали его потомкам, передать своим потомкам то истинное, что мы открыли?» (там же, С. 131).
«Превратно и глупо, когда образ человека почитается образом Божиим. Ибо почитается то, что хуже и слабее. Непростительное преступление покидать живого, чтобы служить памятникам усопших людей () ибо мы для того подняты от земли, чтобы () взоры свои туда устремлять, откуда произошло сотворение природы нашей. Чтобы мы ничего другого не почитали, кроме единого Бога» (там же, С. 164).
«Поэтому нет сомнений, что не может быть никакой религии там, где идолы. Ведь религия состоит из почитания вещей божественных, а божественного нигде нет, кроме как на небе. Образы же (simulacra) лишены религии потому, что ничего не может быть небесного в том, что сделано из земли. Ибо все, что изображается, то, естественно, является ложным. Никогда не может быть дано имя истины тому, что измышляет истину с помощью уподобления и копирования. Всякое подражание, как правило, вещь не серьезная, но как-бы шутка и игра» (там же, С. 165).
Это они, демоны, научили создавать изображения и ваять статуи, чтобы отвратить разум людей от почитания истинного Бога, заставили изготовить статуи умерших царей» (там же, С. 160).
Не следует дарить Богу вещественный подарок () Ему следует возводить не храмы из огромных камней, а следует почитать Его в сердце. () Если Бог невидим, то и почитаться Он должен через невидимое (). Итак, высший ритуал в почитании Бога открытая похвала Его, исходящая из уст праведного человека». (там же, С. 428-430).
[Все же, как быстро менялись обычаи в первые века! Для Лактанция и его современников христиан, живших задолго до Епифания, храмы с алтарями, иконами, свечами и фимиамом, были неотделимы от языческого идолопоклонства. Христиане чтили Бога в сердце и делами, благодарили Его в обычных домах, предназначенных для жизни, где они ели, спали, воспитывали детей и преломляли хлеб. А для Епифания храмы были уже привычным атрибутом христиан, только иконы еще вызывали возмущение.
Даже крест в древности почитали лишь некоторые. Апологет 3 века Марк Минуций пишет: «Мы не почитаем крестов и не желаем их. Вы, может быть, имея деревянных богов имеете и деревянные кресты»? (Из книги: Сочинения древних христианских апологетов, Спб., 1999, С. 260). Христиане укоряли церковь Тертуллиана за это почитание, на что он оправдывался: «Обвиняют нас в поклонении кресту, но мы того не стыдимся» (Творения Тертуллиана, ч. 1., Спб., 1848, с. 40).
Лактанций прекрасное зеркало, отражающее представления подавляющего большинства христиан до 3-го 4-го века, которые отвергали поклонение кому бы то ни было, кроме Бога, в любой форме. Он жил еще во времена, когда молились только Богу, как в Деяниях апостолов, а не святым. Лактанций не знал, что можно молиться святым, и что можно молиться им и Богу перед изображениями, и обличал за это язычников. Св. Феодор Студит (8-й век) так же незнаком был с практикой молитв святым. В письме к своим чадам он пишет: «Мы поклоняемся святым, но не приносим им служения» (Творения преп. Феодора Студита, т. 3, М., Сибирская благозвонница, 2012, с. 164). Что значит: «не приносим служения»? Разумеется, «не молимся».
Некоторые цитаты Лактанция прямо относятся к иконам наших святых: «Если вы считаете их пребывающими на небе, почему не поднимете глаз к небу» [], «почему вы больше смотрите на стены, на дерево, на камни, а не туда, где, как вы верите, они находятся?»
Комментарий