Привет дружище! Я пересмотрел Байтмана, странно я его всегда смотрю, но эту конференцию пропустил, ну да ладно. Мне очень он симпатичен, особенно своим тонким чувством юмора. Так вот, что я хотел бы сказать. История, конечно, замечательная, а анализ и интерпретация имеет изъяны, хотя общая линия справедлива, но только в рамках системы координат раввинизма, как частный случай еврейской средневековой культуры. Иудаизм, в отличие от европейской культуры никогда не прибивается к чёрнобелым крайностям, но рассматривает проблемы в широком спектре решений. Напомню очень характерный анекдот. К рэбэ домой приходят спорщики и просят рассудить, выслушав историю равв говорит, что из вас двоих Иося прав а Зяма нет. На следующий день они приходят опять, но по другому похожему вопросу с просьбой их рассудить. На этот раз он говорит, что прав Зяма, а не Иося. После того как они ушли вышла жена всё слышавшая и говорит - как же так вчера ты рассудил так, а сегодня по похожему вопросу совсем иначе, так скажи мне кто из них всё-таки прав? Рэбэ ответил - они оба правы и ты права.
Если мы перенесём историю на другую историко-культурную почву, то анализ может оказаться совсем другой, который будет мотивирован не сколько скрытыми уголовными способностями, а другими культурными историческими кодами, которые сформировались в специфических национальных условиях развития. Отсюда всевозможные высказывания - что русскому хорошо, то для немца смерть, и тому подобное. Причём подобные поговорки можно найти в каждой национальной культуре.
Если вернуться к традиционному иудаизму, то даже здесь не всё однозначно. Как говорит Ашер, ссылаясь на мудрецов, что если даже человек только раскается в своём беззаконии, хотя бы в душе, то это первый шаг к покаянию (тшуве) и в этот момент он становится праведником. Другое дело ещё предстоит пройти громадный путь для очищения и исправления, но всё же. Не буду продолжать, ты и так это знаешь.
Если мы перенесём историю на другую историко-культурную почву, то анализ может оказаться совсем другой, который будет мотивирован не сколько скрытыми уголовными способностями, а другими культурными историческими кодами, которые сформировались в специфических национальных условиях развития. Отсюда всевозможные высказывания - что русскому хорошо, то для немца смерть, и тому подобное. Причём подобные поговорки можно найти в каждой национальной культуре.
Если вернуться к традиционному иудаизму, то даже здесь не всё однозначно. Как говорит Ашер, ссылаясь на мудрецов, что если даже человек только раскается в своём беззаконии, хотя бы в душе, то это первый шаг к покаянию (тшуве) и в этот момент он становится праведником. Другое дело ещё предстоит пройти громадный путь для очищения и исправления, но всё же. Не буду продолжать, ты и так это знаешь.
Комментарий