Когда св. Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения в третий день, то ангел отвечал ему: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом,
1.
Почему душу стережёт ангел, от чего он её стережёт?
2.
Почему душа умершего освободившаяся от греховной плоти должна скорбеть об этой самой плоти?
получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо.
3.
Зачем ангелам с душой усопшего мыкаться по земле три дня, какое гнездо и для чего ищет душа?
Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».
4.
Для чего души праведные и неправедные (под охраной ангелов) разгуливают по земле, какая им в этом нужда?
В девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем, чтоб душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти ангельских чинов.
5. Верно ли я понимаю, что Церковь молится о всякой душе, не разумея её праведности или не праведности?
Св. Макарий Александрийский по откровению ангельскому говорит, что «после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне, сколько я суетилась в том мире. Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной».
6.
То есть, если душа грешная, то все молитвы Церкви о ней и приношения ничего не значат, святых обителей душе не видеть как собственных ушей?
По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу».
Основываясь на предании апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев оплакивать умерших сорок дней,
7.
Где и когда согласно Писаний апостолы узаконили в Церкви иудейский обычай оплакивать усопших 40 дней?
Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней и особенно в сороковой день. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.
Св. Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные от деления ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных.
8.
Зачем Богу нагнетать на грешную дущу данный ужас, что этот ужас и кошмар может исправить в душе, если душе и так ад светит?
В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».
Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а по сему справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.
9. Что может молитва, если Бог уже вынес о душе Своё решение?
10. Как Церковь узнаёт, какая душа святая, а какая грешная, ибо понятно, что за святую душу у Церкви не может быть молитв о помиловании, но исключительно за души грешные.
Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на небо по так называемым мытарствам.
Св. Кирилл Александрийский говорит: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но, будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах».
11.
Отчёт перед кем, если человек умер в вере, а кто умер в вере у того нет никаких грехов, ибо их взял на Себя Сам Господь?
1.
Почему душу стережёт ангел, от чего он её стережёт?
2.
Почему душа умершего освободившаяся от греховной плоти должна скорбеть об этой самой плоти?
получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо.
3.
Зачем ангелам с душой усопшего мыкаться по земле три дня, какое гнездо и для чего ищет душа?
Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».
4.
Для чего души праведные и неправедные (под охраной ангелов) разгуливают по земле, какая им в этом нужда?
В девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем, чтоб душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти ангельских чинов.
5. Верно ли я понимаю, что Церковь молится о всякой душе, не разумея её праведности или не праведности?
Св. Макарий Александрийский по откровению ангельскому говорит, что «после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне, сколько я суетилась в том мире. Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной».
6.
То есть, если душа грешная, то все молитвы Церкви о ней и приношения ничего не значат, святых обителей душе не видеть как собственных ушей?
По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу».
Основываясь на предании апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев оплакивать умерших сорок дней,
7.
Где и когда согласно Писаний апостолы узаконили в Церкви иудейский обычай оплакивать усопших 40 дней?
Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней и особенно в сороковой день. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.
Св. Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные от деления ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных.
8.
Зачем Богу нагнетать на грешную дущу данный ужас, что этот ужас и кошмар может исправить в душе, если душе и так ад светит?
В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».
Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а по сему справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.
9. Что может молитва, если Бог уже вынес о душе Своё решение?
10. Как Церковь узнаёт, какая душа святая, а какая грешная, ибо понятно, что за святую душу у Церкви не может быть молитв о помиловании, но исключительно за души грешные.
Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на небо по так называемым мытарствам.
Св. Кирилл Александрийский говорит: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но, будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах».
11.
Отчёт перед кем, если человек умер в вере, а кто умер в вере у того нет никаких грехов, ибо их взял на Себя Сам Господь?
Комментарий