«Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:20, 27). Этот отрывок Писания совершенно ясно указывает на то, что нас учит помазание Святого Духа.
Прежде чем рассмотреть этот отрывок Писания, давайте выясним, чем отличаются глаголы «знать» и «понимать». Дух «знает», а разум «понимает». Верующий «знает» о чем-то благодаря интуиции своего духа. Разум, строго говоря, не может «знать». (Естественно, все это относится к нашим взаимоотношениям с Богом.) Верующие так запутались в вопросе поисков мысли Святого Духа потому, что они не отличают «знание» от «понимания». В общепринятом употреблении эти понятия мало чем отличаются. Но в духовных вопросах знание так же далеко отстоит от понимания, как небо от земли. Знание это работа интуиции; понимание это работа разума. Святой Дух позволяет нашему духу знать, а наш дух позволяет разуму понимать. Трудно провести черту между двумя словами, но в наших переживаниях они такие же разные, как пшеница и плевелы.
Неужели у нас порой не бывает необъяснимых ощущений в нашем внутреннем существе, подобных описанным выше? Они позволяют нам знать, делать нам определенную вещь или нет. В нашем духе мы действительно можем знать мысль Святого Духа. Однако часто мы знаем в своей интуиции, что нам следует делать, но нашему разуму все равно недостает понимания причины или значения этого. В духовных вопросах случается, что мы знаем, но все равно не понимаем. Разве не бывает такого, что наши мысли заходят в тупик, но наш дух получает учение от Святого Духа? В таких случаях мы восклицаем: «Я знаю!» Очень часто, когда мы отвергаем мысли и рассуждения в нашем разуме и повинуемся мысли Святого Духа, выраженной в интуиции, нам приходится ожидать довольно долгое время, прежде чем наш разум получает озарение и мы понимаем причину, по которой Святой Дух повел нас именно таким путем. Лишь тогда мы можем воскликнуть: «Вот теперь я понимаю!» Подобные переживания показывают нам, что мы «знаем» мысль Святого Духа в интуиции нашего духа, но мы «понимаем» Его водительство в разуме нашей души.
Апостол Иоанн говорит, что помазание Господа пребывает в нас и учит нас, чтобы мы знали все и не нуждались в том, чтобы нас учил человек. Это указывает на функцию интуиции. Господь дает Святого Духа всем верующим; Он пребывает в нашем духе и вводит нас во всякую истину. Как Он ведет? Он ведет нас с помощью интуиции духа. В духе Он выражает Свои мысли. Интуиция обладает способностью знать смысл внушения Святого Духа. Так же как разум позволяет человеку постигать вещи, находящиеся в мире, интуиция позволяет ему постигать вещи, находящиеся в духовной сфере. Помазание первоначально указывало на применение мира. Святой Дух учит нас, работает в нас и говорит нам в человеческом духе. Он не говорит с неба громким голосом или пламенеющим огнем, Он не повергает верующих наземь Своей силой. Напротив, Он работает тихо в нашем духе, чтобы мы ощущали что-то в нашей интуиции. Как миро, когда его наносят на тело, дает ему определенное ощущение, так и помазание Святого Духа, когда оно применяется, дает духу верующего определенное ощущение. Когда интуиция осознает это ощущение, она знает, что это говорит Святой Дух.
Если верующий желает следовать воле Божьей, ему не надо спрашивать других или даже спрашивать себя. Единственное, что ему необходимо делать, это поступать согласно указанию интуиции. Помазание учит верующего всему. Дух не покинет его и не позволит ему сделать собственный выбор. Это должен осознавать каждый, кто хочет поступать по духу. Единственная наша обязанность учиться. От нас не требуется принимать решений о своем пути; мы вообще ничего не можем решить. Все, кроме водительства помазания, представляет собой наши собственные действия. Работа помазания независима; ему не нужна помощь человека. Ему не нужно, чтобы разум что-то исследовал, а чувства о чем-то волновались. Помазание независимо выражает собственную мысль Духа. Он работает в духе независимо и позволяет людям знать Его волю в их интуиции. После этого Он побуждает людей исполнять Его указания.
Если мы прочитаем контекст этого отрывка Писания, мы увидим, что апостол говорит о разных лжеучениях и антихристах. Он говорит, что, так как верующие получили помазание от Святого, который пребывает в них, это помазание само собой научит их тому, что истина, а что ложь, кто за Христа, а кто антихрист. Им не нужно, чтобы человек учил их чему-либо или говорил им что-либо; пребывающее в них помазание научит их само собой. Сегодня нам крайне необходима такая духовная проницательность. Чтобы выяснить, где истина, а где ложь, нам не нужно прибегать к богословским трудам, рассуждать, сравнивать, исследовать, наблюдать и думать с помощью своего интеллекта. В противном случае лишь высокообразованные и интеллектуальные верующие смогли бы уберечься от обмана. Бог не испытывает уважения к ветхому творению человека. В Его глазах все, кроме духа, относящегося к новому творению, мертво и заслуживает уничтожения. Могут ли умственные способности, на упразднении которых Бог настаивает, помочь человеку отличить правильное от неправильного? Нет, конечно нет. Бог вкладывает Своего Духа в дух каждого верующего, каким бы невежественным или неразумным он ни был, чтобы учить его тому, что от Него, а что нет. Поэтому, хотя часто мы не можем объяснить причину, по которой мы противостоим какому-либо учению, в глубочайшей части нашего существа есть чувство неодобрения. Мы не знаем причину, но внутреннее чувство говорит нам, что оно неправильно. Иногда мы слышим учение, которое полностью отличается от того, которого мы обычно придерживаемся, и мы не хотим ему следовать, но внутри нас появляется тихий голос, настойчиво повторяющий, что этот путь правильный и именно им мы должны идти дальше. Хотя у нас могут быть причины противостоять этому учению и хотя наши доводы могут перевешивать, тихий голос интуиции скажет нам, что мы не правы.
Такие переживания показывают, что интуиция орган, в котором работает Святой Дух, способна отличать правильное от неправильного. Ей не требуется никакая помощь от наблюдений и исследований в разуме. Независимо от своего воспитания верующий может всегда получать учение от помазания, если только он искренний, верный и готовый следовать за Господом. В духовных вопросах самый образованный доктор и самый неотесанный деревенщина одинаково невежественны. Часто образованные совершают больше ошибок, чем неученые. Сегодня лжеучения очень распространены. Многие люди используют лукавые слова, чтобы выдать ложь за истину. Поэтому необходима проницательность в духе о том, что правильно, а что неправильно. Лучшие учения, самые выдающиеся умы и наиболее опытные советчики ненадежны. Лишь те, кто следует учению Святого Духа в интуиции, не поддадутся на обман сегодняшней богословской неразберихи и множества ересей, чудес и знамений. Мы должны постоянно просить Господа сделать наш дух активнее и чище; также нам необходимо следовать тихому голосу, который исходит из нашей интуиции. Нельзя пренебрегать ее предостережениями лишь по той причине, что у кого-то больше знаний, чем у нас. Иначе мы попадем в ловушку и станем еретиками или фанатиками. Если мы не будем спокойно следовать учению помазания, исходящему от этого тихого голоса, нас собьют с пути запутавшиеся чувства и буйный разум.
Прежде чем рассмотреть этот отрывок Писания, давайте выясним, чем отличаются глаголы «знать» и «понимать». Дух «знает», а разум «понимает». Верующий «знает» о чем-то благодаря интуиции своего духа. Разум, строго говоря, не может «знать». (Естественно, все это относится к нашим взаимоотношениям с Богом.) Верующие так запутались в вопросе поисков мысли Святого Духа потому, что они не отличают «знание» от «понимания». В общепринятом употреблении эти понятия мало чем отличаются. Но в духовных вопросах знание так же далеко отстоит от понимания, как небо от земли. Знание это работа интуиции; понимание это работа разума. Святой Дух позволяет нашему духу знать, а наш дух позволяет разуму понимать. Трудно провести черту между двумя словами, но в наших переживаниях они такие же разные, как пшеница и плевелы.
Неужели у нас порой не бывает необъяснимых ощущений в нашем внутреннем существе, подобных описанным выше? Они позволяют нам знать, делать нам определенную вещь или нет. В нашем духе мы действительно можем знать мысль Святого Духа. Однако часто мы знаем в своей интуиции, что нам следует делать, но нашему разуму все равно недостает понимания причины или значения этого. В духовных вопросах случается, что мы знаем, но все равно не понимаем. Разве не бывает такого, что наши мысли заходят в тупик, но наш дух получает учение от Святого Духа? В таких случаях мы восклицаем: «Я знаю!» Очень часто, когда мы отвергаем мысли и рассуждения в нашем разуме и повинуемся мысли Святого Духа, выраженной в интуиции, нам приходится ожидать довольно долгое время, прежде чем наш разум получает озарение и мы понимаем причину, по которой Святой Дух повел нас именно таким путем. Лишь тогда мы можем воскликнуть: «Вот теперь я понимаю!» Подобные переживания показывают нам, что мы «знаем» мысль Святого Духа в интуиции нашего духа, но мы «понимаем» Его водительство в разуме нашей души.
Апостол Иоанн говорит, что помазание Господа пребывает в нас и учит нас, чтобы мы знали все и не нуждались в том, чтобы нас учил человек. Это указывает на функцию интуиции. Господь дает Святого Духа всем верующим; Он пребывает в нашем духе и вводит нас во всякую истину. Как Он ведет? Он ведет нас с помощью интуиции духа. В духе Он выражает Свои мысли. Интуиция обладает способностью знать смысл внушения Святого Духа. Так же как разум позволяет человеку постигать вещи, находящиеся в мире, интуиция позволяет ему постигать вещи, находящиеся в духовной сфере. Помазание первоначально указывало на применение мира. Святой Дух учит нас, работает в нас и говорит нам в человеческом духе. Он не говорит с неба громким голосом или пламенеющим огнем, Он не повергает верующих наземь Своей силой. Напротив, Он работает тихо в нашем духе, чтобы мы ощущали что-то в нашей интуиции. Как миро, когда его наносят на тело, дает ему определенное ощущение, так и помазание Святого Духа, когда оно применяется, дает духу верующего определенное ощущение. Когда интуиция осознает это ощущение, она знает, что это говорит Святой Дух.
Если верующий желает следовать воле Божьей, ему не надо спрашивать других или даже спрашивать себя. Единственное, что ему необходимо делать, это поступать согласно указанию интуиции. Помазание учит верующего всему. Дух не покинет его и не позволит ему сделать собственный выбор. Это должен осознавать каждый, кто хочет поступать по духу. Единственная наша обязанность учиться. От нас не требуется принимать решений о своем пути; мы вообще ничего не можем решить. Все, кроме водительства помазания, представляет собой наши собственные действия. Работа помазания независима; ему не нужна помощь человека. Ему не нужно, чтобы разум что-то исследовал, а чувства о чем-то волновались. Помазание независимо выражает собственную мысль Духа. Он работает в духе независимо и позволяет людям знать Его волю в их интуиции. После этого Он побуждает людей исполнять Его указания.
Если мы прочитаем контекст этого отрывка Писания, мы увидим, что апостол говорит о разных лжеучениях и антихристах. Он говорит, что, так как верующие получили помазание от Святого, который пребывает в них, это помазание само собой научит их тому, что истина, а что ложь, кто за Христа, а кто антихрист. Им не нужно, чтобы человек учил их чему-либо или говорил им что-либо; пребывающее в них помазание научит их само собой. Сегодня нам крайне необходима такая духовная проницательность. Чтобы выяснить, где истина, а где ложь, нам не нужно прибегать к богословским трудам, рассуждать, сравнивать, исследовать, наблюдать и думать с помощью своего интеллекта. В противном случае лишь высокообразованные и интеллектуальные верующие смогли бы уберечься от обмана. Бог не испытывает уважения к ветхому творению человека. В Его глазах все, кроме духа, относящегося к новому творению, мертво и заслуживает уничтожения. Могут ли умственные способности, на упразднении которых Бог настаивает, помочь человеку отличить правильное от неправильного? Нет, конечно нет. Бог вкладывает Своего Духа в дух каждого верующего, каким бы невежественным или неразумным он ни был, чтобы учить его тому, что от Него, а что нет. Поэтому, хотя часто мы не можем объяснить причину, по которой мы противостоим какому-либо учению, в глубочайшей части нашего существа есть чувство неодобрения. Мы не знаем причину, но внутреннее чувство говорит нам, что оно неправильно. Иногда мы слышим учение, которое полностью отличается от того, которого мы обычно придерживаемся, и мы не хотим ему следовать, но внутри нас появляется тихий голос, настойчиво повторяющий, что этот путь правильный и именно им мы должны идти дальше. Хотя у нас могут быть причины противостоять этому учению и хотя наши доводы могут перевешивать, тихий голос интуиции скажет нам, что мы не правы.
Такие переживания показывают, что интуиция орган, в котором работает Святой Дух, способна отличать правильное от неправильного. Ей не требуется никакая помощь от наблюдений и исследований в разуме. Независимо от своего воспитания верующий может всегда получать учение от помазания, если только он искренний, верный и готовый следовать за Господом. В духовных вопросах самый образованный доктор и самый неотесанный деревенщина одинаково невежественны. Часто образованные совершают больше ошибок, чем неученые. Сегодня лжеучения очень распространены. Многие люди используют лукавые слова, чтобы выдать ложь за истину. Поэтому необходима проницательность в духе о том, что правильно, а что неправильно. Лучшие учения, самые выдающиеся умы и наиболее опытные советчики ненадежны. Лишь те, кто следует учению Святого Духа в интуиции, не поддадутся на обман сегодняшней богословской неразберихи и множества ересей, чудес и знамений. Мы должны постоянно просить Господа сделать наш дух активнее и чище; также нам необходимо следовать тихому голосу, который исходит из нашей интуиции. Нельзя пренебрегать ее предостережениями лишь по той причине, что у кого-то больше знаний, чем у нас. Иначе мы попадем в ловушку и станем еретиками или фанатиками. Если мы не будем спокойно следовать учению помазания, исходящему от этого тихого голоса, нас собьют с пути запутавшиеся чувства и буйный разум.
Комментарий