Возможна ли революция в Русской православной церкви?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Алексей1984
    Ветеран

    • 25 February 2017
    • 29673

    #1

    Возможна ли революция в Русской православной церкви?

    Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Когда на нашемпортале «Ахилла» в феврале этого года была опубликована статья анонимногосвященника «Я надеюсь на революцию в РПЦ», она вызвала огромный интерес средичитателей, в первую очередь из-за названия статью перепечатали не только нарелигиозных, но и на светских и антицерковных ресурсах. А значит, людямнебезразлично то, что сейчас происходит в Церкви.
    Но есть ли сейчас в РПЦ «революционная ситуация»?
    Не только светская часть нашего общества, но и многиевоцерковленные люди не знают, что церковная революция в России уже была ровносто лет назад. Так современники называли период с марта по август 1917 года(см. книгу историка Павла Рогозного «Церковная революция 1917 года»).
    Это был период бурных перемен не только в общественной, но и вцерковной жизни России. Впервые священники и миряне получили возможность влиятьна приходскую, епархиальную и даже общецерковную жизнь. Прихожане сталивыбирать священников, вместе со священниками проводить епархиальные собрания,на которых выбирали себе в епархию епископа (а до этого епископ всегданазначался сверху, Синодом), стали участвовать через выборных лиц в контроле зафинансовой деятельностью епархии, подбирать кандидатов на Поместный собор.
    Священники и миряне были потрясены открывшимися вдругвозможностями. Так, протоиерей Иоанн Уфимцев, редактор «Екатеринбургскихепархиальных ведомостей», в конце апреля 1917 года горячо писал на страницахиздания:
    «Как недавно, всего несколько недель тому назад, мы совершенно недумали, что когда-нибудь, а тем более так скоро, станем избирать сами себеепископа. Если кому-нибудь и приходила в голову такая мысль, то он боялся еевысказывать, как крамольную, и гнал прочь. А что было бы, если бы редакторЕпархиальных Ведомостей взял бы да и написал в своем органе:
    Братья и сопастыри! Объединимся с мирянами для того, чтобынемедленно же приступить к избранию епископа и совершить это великое дело свозможно меньшими ошибками во благо родной епархии.
    О, что бы было ему за это!.. Теперь же вот я пишу и нисколько небоюсь, что меня объявят, если не сумасшедшим, то опасным крамольником. Вседуховенство теперь совершенно гласно готовится приступить к выбору епископа, иникто не машет на него палкою за это, никто не грозит запрещением священнослужения,рясоношения, рукоблагословения и проч. и проч.!..
    Какое счастье!»
    И действительно: наступила свобода, которая, как часто бывает,оборачивалась порой вседозволенностью, борьбой за свои частные интересы (бывалии подкупы прихожан теми, кто желал подсидеть настоятеля на приходе, например,дьяконом или младшим священником). Выборы епископа приводили к бурныммногодневным дебатам, в которых избиратели выискивали всевозможные грехи инедостатки кандидатов. Например, на выборах епископа в Екатеринбурге некийоратор восклицал про одного кандидата: «Здесь говорилось о том, чтоЗнамировский гладит детей по голове. Но мне говорят: гладит-то он гладит, но скакими целями. Не является ли он членом той же распутинской партии?»
    Но эти прения приводили в итоге к тому, что у недостойныхепископов, привыкших править деспотично и единолично распоряжаться средствамиепархии, не было шансов быть выбранными в епархиальные архиереи.
    В конце августа 1917 года был открыт Поместный собор, который могповернуть жизнь Российской церкви в совершенно новое русло он подготавливалмножество реформ, но смог восстановить лишь патриаршество, а практически всеего решения были похоронены победой большевиков, гражданской войной иустановлением в стране советской власти.
    И вот прошло время, умерла советская власть, жизнь Церкви с начала90-х годов прошлого века начала возрождаться. У многих были надежды на светлоебудущее этой Церкви, на ее открытость люди бросились в храмы, сталикреститься, регулярно посещать богослужения, участвовать в таинствах, жадночитать новые книги о духовной жизни, выпускавшиеся сотнями и тысячами, слушатьлекции дьякона Андрея Кураева, профессора Алексея Осипова и многих другихпроповедников и пастырей.
    Но к столетнему юбилею октябрьской революции оказалось, чтовозрождение Церкви в последние 26 лет в итоге вылилось в погоню заколичественным фактором: построить как можно больше храмов, наполнить ихбольшим количеством прихожан (не христиан, а пользователей религиозных услуг),получить больше силы, больше власти, больше денег, заткнуть и растоптатьнесогласных и критикующих курс руководства патриархии.
    Власть епископата в РПЦ, согласно Уставу 2000 года, вновь сталаабсолютной (в Российской и советской империях она была сдерживаемагосударством), роль мирян и священников вновь свелась к нулю. И в последниегоды начался отток людей, которые не хотят быть в Церкви, мечтающей о«симфонии» имперской связке с государством (конечно, связка эта желательнапатриархии не в виде контроля государства над церковью, а в виде защиты прав ипривилегий государственной церкви, что и вылилось в закон об оскорблении чувствверующих, по которому регулярно заводятся новые уголовные дела).
    Снова в РПЦ патриарха Кирилла устанавливается крепостное право,когда патриарх царь, каждый епископ барин, все прочие холопы. Теперь нетолько миряне ничего не значат, не только клир находится в абсолютнойзависимости от епископов, но и сами епископы, количество которых размножилосьдо неприличия, стали пешками в руках патриархии.
    Известный церковный пастырь протоиерей Павел Адельгейм (убитый вавгусте 2013 года, много пострадавший от гонений своего архиерея, псковскогомитрополита Евсевия), писал в своей книге «Догмат о Церкви» (2002 г.), рисуяобобщенный образ современного епископа: «Признает ли Преосвященнейший Акакийклириков и мирян своими братьями? Миряне, его бессловесные овцы, и клирики, егорабы, в лице епископа повинуются Богу, пока воля епископа совпадает с волейБожией. А если не совпадает, то епископ сам становится богом, воле которого ониобязаны повиноваться».
    Да, многие этим возмущены. Но если мирянам чуть проще в том плане,что с епископом они, как правило, не пересекаются, а от плохого священникамогут уйти в другой храм (особенно если это в крупном городе), то священникамот своего епископа-самодура, выжимающего из них последние соки, уйтипрактически некуда, потому что в соседней епархии сидит такой же«преосвященнейший Акакий».
    И кажется, что революционная ситуация назревает, недовольство всеувеличивается, и вот-вот И все же ничего не будет, никакой революции.
    Потому что церковная революция столетней давности шла параллельнос событиями общественными, а жизнь церкви в нашей стране всегда привычноподстраивается под государственную. Побеждает тоталитарная власть церковьсклоняет шею под нее, побеждает демократия (как временно казалось в 90-е начале 2000-х) и в церкви вроде бы повеяло свободой. Сейчас же в обществевысок запрос на авторитаризм, твердую руку и в РПЦ идет такой же процесс:усиления единоличной власти патриарха по всем направлениям.
    А церковное общество не готово к революционным переменам.Священники разобщены когда епископ травит или уничтожает одного из них,другие в лучшем случае будут молчать и тихо радоваться: «умри ты сегодня а язавтра», или в худшем сами поучаствуют в травле.
    Миряне, у которых отбирают пастыря и переводят без всякой причиныв другое место, могут немного поворчать или даже написать письмо епископу, нона жесткое «нет» они привычно ответят покорностью и «начальник знает, каклучше» тем более что им пришлют нового батюшку, который так же будет махатькадилом, крестить, отпевать и освящать крестики. А что еще нужно большинству?
    Поэтому патриарху Кириллу и епископату пока можно не переживать:серьезного самосознания и самоорганизации ни среди клириков, ни среди мирянсейчас нет. Но кто знает, что будет через какое-то время, может быть, ужевесной следующего года? Каким ветром повеет?..
    Алексей Плужников, главный редактор портала «Ахилла»,
    МОНИТОРИНГ СМИ: Возможна ли революция в Русской православной церкви? Серьезного самосознания и самоорганизации ни среди клириков, ни среди мирян сейчас нет"МК",22 ноября 2017 г.
    Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
    Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
    Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)
  • Певчий
    И будет Бог во всем
    Модератор Форума

    • 16 May 2009
    • 62363

    #2
    Сомневаюсь я, что в РПЦ возможны серьезные изменения. Да и нигде изменения в лучшую сторону до Пришествия уже не будет. Ни в одной христианской деноминации. Если что-то и будет, то только обольщающее. Время теперь настало такое, что берется лишь один из двух на поле... Один берется, другой оставляется. Никаких массовых пробуждений. Если на общину несколько духовных найдется, так что смогут помогать немощным, считай повезло. А так в последнее время все больше спасаться будут одиночками. Не в том смысле, что они станут игнорировать поместные собрания, а в том смысле, что будут ощущать себя одинокими, даже среди верующих. Слишком много соблазнов будет, которые и разделят людей. Но претерпевший до конца спасётся.
    Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

    Комментарий

    • Valentina Koret
      Ветеран

      • 02 May 2016
      • 7832

      #3
      Сообщение от Алексей1984
      Вопрос, вынесенный в заголовок, не праздный. Когда на нашемпортале «Ахилла» в феврале этого года была опубликована статья анонимногосвященника «Я надеюсь на революцию в РПЦ».
      Церкви нужна не революция, а реформация.
      И это самый достойный выход. Даже в Иисусе видели реформатора.

      Комментарий

      • Andron
        Не злобный человек

        • 03 September 2017
        • 4300

        #4
        Не в том смысле, что они станут игнорировать поместные собрания, а в том смысле, что будут ощущать себя одинокими, даже среди верующих. Слишком много соблазнов будет, которые и разделят людей. Но претерпевший до конца спасётся
        . Так многие в церковь и не ходят так как не чувствуют себя своими . Многие не понимают, что там делать среди незнакомых мне людей .
        21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». 22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
        Луки 15:21-24

        Комментарий

        • Briliant
          Христианин.

          • 29 January 2009
          • 13572

          #5
          Интересно, а кто будет делать революцию в РПЦ? Те, у кого синие погоны из под ряс торчат?

          Какой резон разрушать свои кормушки? Всё уже давно поделено, и "министерские портфели" розданы сверху... какая революция?

          Комментарий

          • Вениамин Зорин
            Завсегдатай

            • 05 December 2008
            • 590

            #6
            Сообщение от Певчий
            Нигде изменения в лучшую сторону до Пришествия уже не будет
            ...
            Если что-то и будет, то только обольщающее
            ...
            Никаких массовых пробуждений.
            "Правда у каждого своя, а истина одна. Она не зависит
            ни от нашего мнения о ней, ни от нашего к ней отношения.
            Её можно только принять - или отвергнуть."
            ( http://pic.twitter.com/grfGTj8Arq )
            "Преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим, 12:2) ( https://www.bible-center.ru/ru/bible...new_ru/ro/12:2 )
            Читайте "Секрет семейного счастья" - это главный труд моей жизни. ( http://proza.ru/2011/05/07/949 )

            Комментарий

            • Raw Stone
              Участник

              • 09 October 2017
              • 294

              #7
              Сообщение от Певчий
              Никаких массовых пробуждений.
              События пятой печати Откровения некоторые толкуют как последнее массовое пробуждение.
              Ибо для начала массового всемирного гонения на христиан должна быть серьезная причина.
              Ею может быть только массовое пробуждение христиан последнего времени.

              Один берется, другой оставляется.
              Это именно о событиях будущего-событиях пятой печати.

              Комментарий

              • Renev
                Я ужасен :(.

                • 10 January 2010
                • 11946

                #8
                Вся эта свобода вылилась в открытый беспредел. Он же должен про это знать, тогда зачем к этому зовет, еще раз попробовать?

                Комментарий

                • Джа дай
                  Отключен

                  • 30 December 2007
                  • 2588

                  #9
                  А зачем революция? Христос вроде этому не учил. Он учил, что будет плохо - и это хорошо; ибо праведный еще может являть правду там где мерзостный сеет мерзость. Дай праведнику власть и он превратится в... коленопреклоненного князю этого мира.

                  Комментарий

                  • Певчий
                    И будет Бог во всем
                    Модератор Форума

                    • 16 May 2009
                    • 62363

                    #10
                    Сообщение от Alone Drk
                    События пятой печати Откровения некоторые толкуют как последнее массовое пробуждение.
                    Ибо для начала массового всемирного гонения на христиан должна быть серьезная причина.
                    Ею может быть только массовое пробуждение христиан последнего времени.



                    Это именно о событиях будущего-событиях пятой печати.
                    Массового пробуждения в конце не может быть, потому что Духу Святому не останется места в сердцах людей. Более того, сказано, что уснуть и мудрые девы. Уснут. Время наступит такое, когда Сын Человеческий не найдет более веры на земле. Потому и не останется больше Удерживающего, кто бы мог ещё препятствовать явится антихристу. А так верить будут, крестить будут, службы будут. Но без Духа Святого.
                    Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                    Комментарий

                    • Алексей1984
                      Ветеран

                      • 25 February 2017
                      • 29673

                      #11
                      Сообщение от Певчий
                      Массового пробуждения в конце не может быть, потому что Духу Святому не останется места в сердцах людей. Более того, сказано, что уснуть и мудрые девы. Уснут. Время наступит такое, когда Сын Человеческий не найдет более веры на земле. Потому и не останется больше Удерживающего, кто бы мог ещё препятствовать явится антихристу. А так верить будут, крестить будут, службы будут. Но без Духа Святого.
                      Но почему будут, а не есть уже?
                      Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
                      Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
                      Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)

                      Комментарий

                      • Певчий
                        И будет Бог во всем
                        Модератор Форума

                        • 16 May 2009
                        • 62363

                        #12
                        Сообщение от Алексей1984
                        Но почему будут, а не есть уже?
                        Сегодня ещё есть Дух. Хотя и влияние Его все меньше...
                        Всегда озвучиваю свое и только свое понимание по всем вопросам, по которым берусь говорить. Цитирую ли Писание, отцов ли Церкви, или еще кого, цитирую их как понимаю, не притязая говорить от Имени Последней Инстанции.

                        Комментарий

                        • baptist2016
                          Ветеран

                          • 11 May 2016
                          • 33603

                          #13
                          "Возможна ли революция в ..... церкви?" -- абсурдный и не корректный вопрос! В церкви возможна реформация , а не революция.

                          - - - Добавлено - - -

                          Сообщение от Певчий
                          Массового пробуждения в конце не может быть, потому что Духу Святому не останется места в сердцах людей. Более того, сказано, что уснуть и мудрые девы. Уснут. Время наступит такое, когда Сын Человеческий не найдет более веры на земле. Потому и не останется больше Удерживающего, кто бы мог ещё препятствовать явится антихристу. А так верить будут, крестить будут, службы будут. Но без Духа Святого.
                          многие лжеучителя-экуменисты-вавилоняне рассказывают басни что скоро настанет прекрасное время, что мол зацарит мир и безопасность, люди станут как ангелочки,,... А на самом деле, о последнем времени вот что сказано в писании: Новый Завет Второе послание к Тимофею святого апостола Павла Глава 3. 1Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,3непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,4предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,5имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 6К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,7всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 8Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. 9Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
                          "папа римский ... назвал Украину лабораторией экуменизму"(с) с. шевчук / Сегодня День Реформации! / рождество без Иисуса или когда же Он родился??? / Земля и Солнце: что вокруг чего крутится? Ваши аргументы!

                          Комментарий

                          • Алексей1984
                            Ветеран

                            • 25 February 2017
                            • 29673

                            #14
                            Сообщение от Певчий
                            Сегодня ещё есть Дух. Хотя и влияние Его все меньше...
                            Так может казаться и тем, о ком Вы говорили в будущем времени. Как определяется есть Дух или нет Его?
                            Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
                            Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
                            Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)

                            Комментарий

                            • greshnik
                              ..несовершенен..

                              • 20 July 2006
                              • 24441

                              #15
                              Сообщение от Джа дай
                              А зачем революция? Христос вроде этому не учил.
                              откуда Вы знаете?
                              а если бы учил-
                              епископы и кесари это в каноне оставили бы?
                              Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека. Антон Чехов

                              Комментарий

                              Обработка...