Начну с отвлеченного вопроса - легально ли продавать и покупать огнестрельное оружие? Как правильно ответить на этот вопрос? Смотря где. В России и Украине нелегально. А где-нибудь в Оклахоме вполне себе запросто.
Примерно так же и с иконами. В системе вероучения или системе права, если так можно выразиться, протестантизма иконы если и не идолы, то все равно почти ничего не значащая искусствоведческая категория. В системе православия это однозначно святыня. И дело тут не столько в иконах, сколько в различиях в самих источниках вероучения.
В протестантизме источником вероучения является Писание и только оно (sola scriptura).
В православии ДРУГОЙ источник вероучения, а именно Писание И Предание. Предание включает в себя святоотеческое наследие, соборы и т.д.
Протестант говорит - в Библии нет икон и христистиане первых трех-четырех веков икон не знали. Православный (образованный) говорит - да, в Библии нет икон и да, ранние христиане икон не знали, но источник нашего вероучения не ограничивается Библией, источник нашего вероучения шире, догматика иконопочитания - это по большей части 8-й век.
Другое дело, что многие люди молятся иконам. Ну так здесь и образованный православный вам скажет, что молитвы К иконам - это не вероучение православия, а народная традиция, пусть и очень серьезно укоренившаяся, идущая вразрез с догматикой православия. Православие учит поклонению иконам, почитанию икон, молитвам ПЕРЕД иконами, но не молитвам иконам.
Поэтому, на мой взгляд, одинаково фанатичным мракобесием являются и протестантские нападки на чужие святыни и попытки несведущих людей представить историческую фактуру в таком свете, что "иконы идут от начала".
Примерно так же и с иконами. В системе вероучения или системе права, если так можно выразиться, протестантизма иконы если и не идолы, то все равно почти ничего не значащая искусствоведческая категория. В системе православия это однозначно святыня. И дело тут не столько в иконах, сколько в различиях в самих источниках вероучения.
В протестантизме источником вероучения является Писание и только оно (sola scriptura).
В православии ДРУГОЙ источник вероучения, а именно Писание И Предание. Предание включает в себя святоотеческое наследие, соборы и т.д.
Протестант говорит - в Библии нет икон и христистиане первых трех-четырех веков икон не знали. Православный (образованный) говорит - да, в Библии нет икон и да, ранние христиане икон не знали, но источник нашего вероучения не ограничивается Библией, источник нашего вероучения шире, догматика иконопочитания - это по большей части 8-й век.
Другое дело, что многие люди молятся иконам. Ну так здесь и образованный православный вам скажет, что молитвы К иконам - это не вероучение православия, а народная традиция, пусть и очень серьезно укоренившаяся, идущая вразрез с догматикой православия. Православие учит поклонению иконам, почитанию икон, молитвам ПЕРЕД иконами, но не молитвам иконам.
Поэтому, на мой взгляд, одинаково фанатичным мракобесием являются и протестантские нападки на чужие святыни и попытки несведущих людей представить историческую фактуру в таком свете, что "иконы идут от начала".
Комментарий