Во-первых, прошу простить меня за резкость.
Мне хотелось как можно ярче показать то, к какому абсурду может привести стремление держаться за букву текста.
" не рассмотрен вариант (C) что Иисус не обладал информацией об устройстве потустороннего мира"
А это очень важный вариант.
Я полагаю, что Иисус обладал всей полнотой информации об этом устроении. Немного говорит Он об этом на вечере. Однако, насколько я понимаю, не посчитал нужным детально останавливаться на этом вопросе.
На чем я основываюсь?
1. На разговоре с Никодимом.
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских".
"ты-учитель Израилев, и этого ли не знаешь?"
И вот этому образованному, учителю Израилеву, Иисус говорит:
"Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?"
Не имеет смысла говорить о небесном. Не поймет.
На каком же основании считать, что простым людям, знающим то, что они знают от учителей, станет рассказывать Иисус то, что не может понять даже учитель?
Можно допустить, что в словах, обращенных непосредственно к ученикам есть что-то и о небесном. Но только допустить, придирчиво проверяя каждую фразу точно ли так.
2. "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".
Жизнь после телесной смерти отстоит от сегодняшнего еще дальше, чем завтрашний.
Иисус учит, как прожить каждый сегодняшний день. А уж о дальнейшем позаботится Отец.
3. Из Ветхого Завета. Строителям башни до небес смешаны языки, чтобы не поняли друг друга.
На каком основании можно считать, что теперь нам предлагается начать вновь пытаться заглянуть туда, что сокрыто от нас?
Нет запрета. Но мы все равно не поймем друг друга, потому что будем говорить на разных языках. У нас просто нет слов, адекватно выражающих то, каков мир иной и какова жизнь в ином мире.
В этом-то мире, который мы можем потрогать, понюхать, попробовать на вкус, во что мы можем ткнуть пальцем, называя друг другу предметы, нам и то трудно договориться, понять друг друга. Что уж замахиваться на то, что не увидеть и не потрогать...
Можно продолжить, но полагаю, что трех обоснований достаточно.
Тем не менее, у всех народов существовали некие представления о посмертной жизни. У иудеев шеол, у греков аид, на востоке были представления о последующих воплощениях и была Книга Мертвых, по которой умирающих готовили к тому, чтобы избежать нежелательных видов воплощений
В любом случае смерть страшила.
Не вдаваясь во все детали иудейских представлений о шеоле, остановлюсь на наиболее, на мой взгляд, интересном. Исаия вся 14гл. и в частности: Исаия 14:9-10. " Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!"
Мне встречалось восприятие, трактующее это "и ты сделался бессильным" с таким количеством злорадства, что тогда мне стали понятны и современные "покайся пока не поздно, а то гореть тебе."
Не вижу. Встреча и констатация факта. Ты такой же как мы, хоть и считал себя каким-то сверхособенным.
Можно было бы остановиться на выражении "ад преисподний" а какой еще бывает ад? Но это сейчас не в тему, хоть и очень интересный вопрос.
В любом случае шеол, это не небытие. Это не беспробудный сон. Это не полная изоляция всех от всех.
Мне кажется, что именно на эти, уже существующие, представления и опирался Иисус в притче о богаче и Лазаре.
Какие же важнейшие мысли доносит слушателям Иисус этой притчей?
1.О личной ответственности за совершенное в течение телесной жизни. Это здесь мы можем переложить свою ответственность на другого, свалить свою вину на кого-нибудь. В мире ином этого нет.
2.У тех, кто прожил недостойную жизнь, проблемы будут неминуемо и сразу.
3.Среди тех, кто "на лоне Авраамовом" нет ни забвения тех, кто не с ними, ни равнодушия: "хотящие перейти отсюда к вам"
Не суть, что не могут. Но есть те, кто хотят помочь, а значит сострадают.
4.За гробом покаяние есть. " пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Никакой личной пользы, никакого личного облегчения бывший богач от этого не получит и он уже знает об этом. Но сострадает так, как не сострадал раньше. Пусть еще только своим братьям. Но это уже не только раскаяние, но покаяние.
5.Ни на какие "свидетельства" о том, какова же загробная жизнь, надеяться не следует. Их нет. Достаточно слушать Книгу, и жить соответственно сей час.
И это именно буквальный смысл притчи. О вторых, третих и т.д. уровнях понимания можно говорить и частично уже сказано в одном из предыдущих сообщений.
О том же, как конкретно все происходит, повторюсь, нет никакого смысла гадать. Все, что продолжает жить - высвобождается из тела, а в землю закапывают лишь мясо с костями. Так что даже то, что мир загробный находится под землей, не более, чем домыслы.
О том, какие произошли изменения в загробной жизни вследствие Боговоплощения, в этой притче ничего не говорится. Поэтому и додумывать здесь смысла нет. Для рассуждений об этом есть другие места.
Таково мое понимание этой притчи.
С уважением и благодарностью за тему,
Мне хотелось как можно ярче показать то, к какому абсурду может привести стремление держаться за букву текста.
" не рассмотрен вариант (C) что Иисус не обладал информацией об устройстве потустороннего мира"
А это очень важный вариант.
Я полагаю, что Иисус обладал всей полнотой информации об этом устроении. Немного говорит Он об этом на вечере. Однако, насколько я понимаю, не посчитал нужным детально останавливаться на этом вопросе.
На чем я основываюсь?
1. На разговоре с Никодимом.
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских".
"ты-учитель Израилев, и этого ли не знаешь?"
И вот этому образованному, учителю Израилеву, Иисус говорит:
"Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?"
Не имеет смысла говорить о небесном. Не поймет.
На каком же основании считать, что простым людям, знающим то, что они знают от учителей, станет рассказывать Иисус то, что не может понять даже учитель?
Можно допустить, что в словах, обращенных непосредственно к ученикам есть что-то и о небесном. Но только допустить, придирчиво проверяя каждую фразу точно ли так.
2. "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".
Жизнь после телесной смерти отстоит от сегодняшнего еще дальше, чем завтрашний.
Иисус учит, как прожить каждый сегодняшний день. А уж о дальнейшем позаботится Отец.
3. Из Ветхого Завета. Строителям башни до небес смешаны языки, чтобы не поняли друг друга.
На каком основании можно считать, что теперь нам предлагается начать вновь пытаться заглянуть туда, что сокрыто от нас?
Нет запрета. Но мы все равно не поймем друг друга, потому что будем говорить на разных языках. У нас просто нет слов, адекватно выражающих то, каков мир иной и какова жизнь в ином мире.
В этом-то мире, который мы можем потрогать, понюхать, попробовать на вкус, во что мы можем ткнуть пальцем, называя друг другу предметы, нам и то трудно договориться, понять друг друга. Что уж замахиваться на то, что не увидеть и не потрогать...
Можно продолжить, но полагаю, что трех обоснований достаточно.
Тем не менее, у всех народов существовали некие представления о посмертной жизни. У иудеев шеол, у греков аид, на востоке были представления о последующих воплощениях и была Книга Мертвых, по которой умирающих готовили к тому, чтобы избежать нежелательных видов воплощений
В любом случае смерть страшила.
Не вдаваясь во все детали иудейских представлений о шеоле, остановлюсь на наиболее, на мой взгляд, интересном. Исаия вся 14гл. и в частности: Исаия 14:9-10. " Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!"
Мне встречалось восприятие, трактующее это "и ты сделался бессильным" с таким количеством злорадства, что тогда мне стали понятны и современные "покайся пока не поздно, а то гореть тебе."
Не вижу. Встреча и констатация факта. Ты такой же как мы, хоть и считал себя каким-то сверхособенным.
Можно было бы остановиться на выражении "ад преисподний" а какой еще бывает ад? Но это сейчас не в тему, хоть и очень интересный вопрос.
В любом случае шеол, это не небытие. Это не беспробудный сон. Это не полная изоляция всех от всех.
Мне кажется, что именно на эти, уже существующие, представления и опирался Иисус в притче о богаче и Лазаре.
Какие же важнейшие мысли доносит слушателям Иисус этой притчей?
1.О личной ответственности за совершенное в течение телесной жизни. Это здесь мы можем переложить свою ответственность на другого, свалить свою вину на кого-нибудь. В мире ином этого нет.
2.У тех, кто прожил недостойную жизнь, проблемы будут неминуемо и сразу.
3.Среди тех, кто "на лоне Авраамовом" нет ни забвения тех, кто не с ними, ни равнодушия: "хотящие перейти отсюда к вам"
Не суть, что не могут. Но есть те, кто хотят помочь, а значит сострадают.
4.За гробом покаяние есть. " пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Никакой личной пользы, никакого личного облегчения бывший богач от этого не получит и он уже знает об этом. Но сострадает так, как не сострадал раньше. Пусть еще только своим братьям. Но это уже не только раскаяние, но покаяние.
5.Ни на какие "свидетельства" о том, какова же загробная жизнь, надеяться не следует. Их нет. Достаточно слушать Книгу, и жить соответственно сей час.
И это именно буквальный смысл притчи. О вторых, третих и т.д. уровнях понимания можно говорить и частично уже сказано в одном из предыдущих сообщений.
О том же, как конкретно все происходит, повторюсь, нет никакого смысла гадать. Все, что продолжает жить - высвобождается из тела, а в землю закапывают лишь мясо с костями. Так что даже то, что мир загробный находится под землей, не более, чем домыслы.
О том, какие произошли изменения в загробной жизни вследствие Боговоплощения, в этой притче ничего не говорится. Поэтому и додумывать здесь смысла нет. Для рассуждений об этом есть другие места.
Таково мое понимание этой притчи.
С уважением и благодарностью за тему,
Комментарий