... для тех, кто хочет, но не может принять Троицу в Библии. Есть понятие: прошлое время, настоящее время и будущее время ...сколько здесь времен? ТРИ или ОДНО?
...вчера и сегодня и во веки тот же...
Свернуть
X
-
Кто-то из отцов приводил пример: Вода, лед и пар. Одна сущность, три состояния. Но я думаю, что все наши аналогии недостаточны, нужно пережить личное откровение... -
Можно конечно уходить в какие-то умозрения, и представлять себе три различных физических состояния воды, три формы времени (хотя для Бога всегда настоящее, Он вне времени, да и время само относительно, оно тварно). В сочинениях церковных писателей подобием Троице также служило солнце и его лучи (которые мы воспринимаем как свет и тепло). Другие делали сравнение с родником, и текущей из него рекой, которая может разветвляться на два рукава...
Но это больше чистая философия.
Скорей всего фраза "погружая их в имя Отца и Сына и Святого Духа" которая читается в конце евангелия от Матфея указывает не на внутренний состав "триединого" Бога, как начали делать вывод впоследствии, а на три сотериологических аспекта. Спасает Бог, в центре стоит искупляющий Христос (Он и Жертва и Первосвященник и Царь и образец праведности и т.д.; Иисус - это отдельная от Бога человеческая и историческая личность), наконец Святой Дух, как залог, печатью которого запечатлеваются верующие, и в котором Бог подает благодать для обновления (Дух при этом понимается как собственный Дух Бога, ни в коем случае это не есть какая-то третья "личность", отличная от самого Бога).
В ранней церкви среди назареев (см евангелие назареев), а затем и в ранней традиции сирийской церкви (см. памятник "Песня души" помещенная в "деяниях Фомы"), Отец, Святой Дух и Сын (Иисус) метафорически представлялись в виде образца небесной семьи. Бог представлялся небесным Отцем Иисуса, Святой Дух представлялся матерью Иисуса (наверное Святому Духу отводилась роль Матери, поскольку "руах" в еврейском женского рода) а Иисус - их Сыном и старшим братом всем нам. Бог и Его Дух метафорически в ранней сирийской традиции обозначали собой не только Отца и Мать Иисуса, они представлялись небесными Отцем и Матерью для всей человеческой расы (или по крайней мере в отношении души каждого представителя человеческой расы; душа здесь, очевидно, мыслится созданной изначально на небе и посланной впоследствии для земной жизни). Иисус занимает здесь только первенствующее положение по сравнению с остальными "братьями".
В другом раннехристианском памятнике, "Пастыре Ермы" Небесный Божий Сын отождествляется со Святом Духом, а человек Иисус понимается как "сын Божий" в неком ином смысле, а именно, как "верный раб" и "плоть, верно послужившая Духу, поселившемуся в ней". Очевидно Иисус здесь мыслится также как человек, в котором поселился небесный Сын Бога - "Святой Дух". После истолкования притчи о "верном рабе" (Иисусе Христе как образце для подражания), ставшем сонаследником "сына Божьего", Пастырь делает Ерме такое наставление: "Слушай далее. Эту плоть храни неоскверненною и чистою, чтобы Дух, живущий в ней, был доволен ею и спаслась твоя плоть. Смотри также, никогда не допускай мысли, что эта плоть погибнет, и не злоупотребляй ею в какой-либо похоти. Ибо если осквернишь плоть свою, то осквернишь и Духа Святого, если же осквернишь Духа Святого, не будешь жить".
В общем из вышеприведенного можно вывести, что хотя взгляды в ранней церкви на такие понятия, как "Отец", "Сын" и "Святой Дух" и их роль были весьма разнообразными, но сами понятия далеко не всегда служили для догматических каких-то умопостроений, они связывались с этическими и нравственными вопросами внутренней и мистической сторон жизни человека. На самых ранних этапах развития христианского богословия "Отец", "Сын" и "Дух" были тремя сотериологическими аспектами на пути примирения человека с Богом, а не тремя Божественными субъектами в контексте никейского вероисповедания.Последний раз редактировалось Антидепрессант; 28 February 2012, 09:22 AM.Комментарий
-
Сотериологический аспект? Звучит солидно, но непонятно. Аспект чего?
А куда витала мысль в ранней церкви, то это история.
Фраза же о том, что Иисус сегодня, вчера один и тот же, дан в контексте напрашивающегося налюдателю мнения, что Бог в каждое историческое время разный - есть грозный Бог Ветхого Завета и есть Бог-Любовь Нового, есть Бог пророчества и силы во времена апостолов, и есть Бог молчания и безразличия, как мы видим вокруг себя.
Но если углубиться в Писания, то причина "разного Бога" находится в духовном состоянии Церкви.Комментарий
-
Непонятно для тех, кто не желает понимать.
В Мф 28:19 Иисус Христос дает своим ученикам миссионерское поручение: "Пойдя, научите все народы, окуная их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Ни о какой Троице в никейском смысле здесь речи не идет. Суть в том, что при крещении человек становится на путь спасения, и на этом пути к Богу особую роль имеет представление о трех важных понятиях - 1)Небесный Отец, объект веры; 2)Иисус Христос - посланник Бога, Его Сын, без признания Которого нельзя приблизиться к Пославшему Его; и 3) Святой Дух - это Дух Божий, которое вначале снизошел на Иисуса как на Мессию, но после Вознесения был сообщен последователям Иисуса как для наделения апостолов необходимой силой, так и для внутреннего обновления каждого через действие благодати. Таким образом, в сотериологическом плане (в плане дела спасения) человеку обязательно придется сталкиваться с "Отцем", - потому что в Него необходимо верить, Его необходимо возлюбить и Ему необходимо служить, с "Сыном" - потому что Иисус Христос является посланником Бога к нам, Дверью к Отцу, Он является Искупительной Жертвой, средством спасения, образцом для подражания, Которому следует каждому христианину уподобиться (изобразить в себе Христа) и разумеется на пути спасения каждому придется столкнуться с благодатным воздействием Святого Духа, который дается и как залог и как средство спасительного обновления, приуготовляющее человека к небожительству. Кроме того залог Духа является и запечатлением (я думаю что под "печатью Бога" здесь можно аллегорически понимать тот образ Христа, который возникает во внутреннем человеке при уподоблении Христу). Таким образом, "Отец" "Сын" и "Святой Дух" могут рассматриваться как три "сотериологических аспекта", без которых в христианской вере, проповедуемой апостолами, никак. Эти три аспекта тесно взаимосвязаны, верующий сталкивается с ними разумеется не по очереди или временами, а одновременно и постоянно. Я не думаю что из Мф. 28:19 или при упоминании о "любви Отца", "благодати Христа" и "общении Святого Духа" в приветствиях Павла нужно обязательно делать вывод о некоем "триединстве" внутри Бога ЙХВХ. Я думаю также, что эти места не несут и смысла некоего тройственного икономического проявления Бога ЙХВХ. Здесь просто три важных положения, на которых покоится наше спасение. По крайней мере простота апостольской традиции плохо сочетается с той триадологией, христологией, которые развиваются в греко-римском богословии. И в новозаветных книгах в рассматриваемых местах вряд ли имеется ввиду то, что хотят увидеть там Тертуллиан, Ипполит Римский, Ориген и их последователи.Комментарий
-
2.Вот 3 моментов описания ответьте на них:
Как Бог мог Сам на Себя снизойти в телесном виде Духа святого (не ввиде голубя, а как голубь, то есть плавно спускаясь)?
Как Бог мог обитать одновременно в Небесах и в Храме на Земле во времена Ветхого Завета?
Как Бог проходя подвиг на кресте мог воскликнуть Себе Сам : "Отче зачем Ты меня оставил"?
Почему Апостол Пётр сначала слыша голос с Небес ("встань Пётр заколи и ешь"), потм же написано, что Дух Святой сказал (о том чтобы идти к язычникам), тоесть голос уже на Земл?
Сказал Господь Господу моему : сиди одесную Меня. доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Моих Разве Здесь не говорится об одновременном пребывании на Небесах двух личностей из Сообщества Бог-Троица? И как тогда Иисус или Бог Отец могли Сами Себя послать в виде Духа Святого. Зачем тогда Иисусу нужно было вообще возноситься? "Если не уйду, Утешитель не сможет прийти". Найдите логическую связь между всеми действиями и Бога-Отца, и Бога-Сына, и Бога Духа Святого в вашем понимании Бог-Троица.Комментарий
-
Комментарий
-
Я не могу судить кто прав и кто нет. Я пользуюсь критерием соответствия традиции раннехристианских текстов.
Каппадокийские отцы (Василий Неоксерисйский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Амфилохий) жили в 4-м веке, в атмосфере уже посленикейской богословской культуры. Более того, они принимали участие в разработке (или популяризации) новых понятий греческого богословия (определяли понятие божественной сущности, разработали понятие об ипостасях Бога как тропосах бытия и т.д.). Это бесспорно великие церковные мыслители, но в отношении апостолов это совсем другая богословская традиция. Фактически, каппадокийцы являются одними из главных представителей патристической традиции, которая исторически присвоила себе право на истолкование библейских текстов, на истолкование апостольской традиции. Разумеется, если апостолы писали на одном богословском языке и подразумевали к примеру одни понятия, а патристы их тексты измеряли мерками совсем другой традиции, какими-то совсем другими понятиями, то как можно доверять в таком случае выводам патристической традиции?
Каппадокийские отцы были продолжателями тех проортодоксальных авторов, которых я перечислял в предыдущем посте (только начинавших развивать ортодоксальную идеологию), их заслуга перед церковью состоит в том, что они практически завершили и оформили ортодоксальную (по их представлениям) догматику.
PS В случае если я случайно задел ваши благоговейны чувства в отношении каппадокийцев, то я конечно попрошу извинения. Я понимаю, что многие безоговорочно им доверяют (и я таким когда-то был), и хотят чтобы такое же отношение к отцам было и у других. Поэтому я попрошу отнестись с пониманием к моим словам и сдерживать эмоции при составлении ответных сообщений.Комментарий
-
Но познание Бога и познание греческой триадологической догматики я считаю - не одно и то же!Комментарий
-
Насколько я понимаю, догмат о Троице - результат развития христианской веры и христианской мысли, который был жизненно необходим для защиты от ересей. Мы сидим на плечах гигантов, на трудах всей жизни вышеперечисленных отцов. И не только Кападокийцев. Поэтому нам может казаться, что мы дальновиднее и глубоки. Вся Ваша база - их труд. Даже Библия на русском языке не после Вас появилась. До нас дошла истина сквозь бронь различных культур. ЕЕ приняли от Апостолов и донесли до наших дней Христиане. Менялись методы, но не истина.Комментарий
-
Насколько я понимаю, догмат о Троице - результат развития христианской веры и христианской мысли, который был жизненно необходим для защиты от ересей. Мы сидим на плечах гигантов, на трудах всей жизни вышеперечисленных отцов. И не только Кападокийцев. Поэтому нам может казаться, что мы дальновиднее и глубоки. Вся Ваша база - их труд. Даже Библия на русском языке не после Вас появилась. До нас дошла истина сквозь бронь различных культур. ЕЕ приняли от Апостолов и донесли до наших дней Христиане. Менялись методы, но не истина.
Я поставил тему для тех, кто хочет принять Троицу и не может, а не противников Троицы.Меня удивляет, что к общению не подключаются православные...а зря...Троицу придумать нельзя как прочие религиозные истории языческих народов...Им Бог ничего не говорил, но сегодня Бог говорит через Библию что Он не меняется, но живет с людьми так, как хочет...И он не дает права человеку о Себе фантазировать... Прошу противников Троицы не обсуждать эту тему...Комментарий
-
На мою тему откликнулись несколько человек, но я выбрал Вас, ВВладим. Потому, что все очень умно подходят к такой простой и важной теме в современном христианстве как Троица. Путанница и хаос сегодня нарастает от того, что ищущие истину, отбпосили Троицу как старые истоптанные валенки летом... Стыдно...Все существующие религиозные христианские организации считаются (без исключения) сектами. Не в обиду будет сказано,я тоже принадлежу к одной из них, также как и каждый из Вас...и даже если вы бросили свое собрание, ни к чему хорошему не придете. А секты, потому, что берут часть Библии и делаю свою истину.
Я поставил тему для тех, кто хочет принять Троицу и не может, а не противников Троицы.Меня удивляет, что к общению не подключаются православные...а зря...Троицу придумать нельзя как прочие религиозные истории языческих народов...Им Бог ничего не говорил, но сегодня Бог говорит через Библию что Он не меняется, но живет с людьми так, как хочет...И он не дает права человеку о Себе фантазировать... Прошу противников Троицы не обсуждать эту тему...Комментарий
-
Вы говорите о поместной церкви, а я назвал это религиозной организацией. А должно быть собрании Церквей...есть в этом отличие. Если Вы говорите о церкви с маленькой буквы, то это религиозная организация, называющая себя церковью...уж больно это хитро придумано...сегодня нужно называть вещи своими именами...не уклоняться от того , что хочет Христос (от Бытия до Откровения включительно), а не христианская религия......Комментарий
-
Лицо и Личность
Георгий Петров 2
hypostasis - лицо, сущность.
Ипостась на современный язык скорее можно перевести как индивидуальность.
Это отличие одного, от другого такого же.
Личность автономна, тождественна самой себе, нравственному закону в себе и не требует никакого "другого". Личность - это САМОсознание и воля.
Бог - Троица - Триипостасная Личность, отождествляющая себя Своей Волей с Истиной = Бог есть Любовь. Эта Любовь, эта Воля простёрта в вечность и неизменна.
Григорий Богослов:
Отец является Отцом и безначальным, ибо не произошел от кого-либо. Сын является Сыном и не безначальным, ибо Он от Отца. Но если говоришь о временном начале, то и Он безначален, ибо Творец веков неподвластен времени. Дух Святой - поистине Дух, происходящий от Отца, но не как Сын (ouch huiik;s de), ибо происходит не рожденно (oude gar genn;t;s), но исходно (ekporeut;s)... Ни Отец не лишился нерожденности, потому что родил, ни Сын - рождения, потому что Он от Нерожденного.., ни Дух не изменяется в Отца или в Сына, потому что исходит и потому что Он - Бог... Ибо личное свойство (idiot;s) непреложно... Итак, один Бог в трех, и три суть едино
Симеон Новый Богослов:
Как ум человеческий познается чрез посредство слова: а душа опять познается чрез посредство ума и слова, так и Бог Отец познался и познается нам верным чрез Единородного Сына Своего, и Дух Святый - чрез соприсносущных Ему Отца и Сына.
На основании этих всем известных высказываний Святых Отцов по аналогии можно сказать:
В предвечности своей Разум (Бог Отец) Родил Слово (Бог Сын) и относится к нему с Любовью (Бог Дух Святой).
Свою Любовь Бог Личность проявляет триипостасно:
В Творении - как Бог Отец;
Воплощении - как Бог Сын, Слово Божие - Истина = Бог есть Любовь;
Действии в мире - как Дух Святой.
Нравственный закон жизни - ЛЮБОВЬ - Бог осуществляет Вочеловечением, Крестом и Воскресением, что позволяет и нам понять Волю Божию.
Человек, принявший этот закон (Заповедь Новую), потерявший душу свою, ради Воплощённого Слова Божиего, подчинивший себя Воле Божией, становится личностью, причастником Божественного естества, членом Церкви Господней.
Обретая свободу во Христе личность свидетельствует о Нём, отражая Любовь Бога в мир.Нам Бог в Христе свидание назначил.Комментарий
Комментарий