Потихоньку слушаю записи ЕХБ. Очень интересно было ознакомиться с лекциями Павла Тогобицкого о Православии. Под конец первой лекции он сказал следущее (в ответ на вопрос "Что такое духовность в понятии православного человека?"):
"... есть еще один важный элемент православной духовности, в норме, когда православный человек в каком-то смысле развивается, он приходит в состояние большего уныния... любимая православная история - умирает какой-то подвижник и говорит братьям перед смертью, он уже сияет, аж светится видимым светом, к нему ангелы, Христос уже пришли, с ним беседуют, а он говорит: "Ну, не знаю, положил ли я начало своему покаянию или нет". Поэтому православная духовность очень такое интересное явление; с одной стороны сочетание невероятной способности близости к Богу с потрясающим пессимизмом..."
Оригинал истории, которую упоминает Тогобицкий:
"Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное".
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4163.htm
Вопрос к неправославным форумчанам. Вы согласны с Павлом Тогобицким, что Сисой Великий на смертном одре, излучая реальный свет, видя Христа и ангелов, пребывал в смертном грехе уныния и в состоянии пессимизма? И что данные состояния являются весьма распространенными у православных святых?
"... есть еще один важный элемент православной духовности, в норме, когда православный человек в каком-то смысле развивается, он приходит в состояние большего уныния... любимая православная история - умирает какой-то подвижник и говорит братьям перед смертью, он уже сияет, аж светится видимым светом, к нему ангелы, Христос уже пришли, с ним беседуют, а он говорит: "Ну, не знаю, положил ли я начало своему покаянию или нет". Поэтому православная духовность очень такое интересное явление; с одной стороны сочетание невероятной способности близости к Богу с потрясающим пессимизмом..."
Оригинал истории, которую упоминает Тогобицкий:
"Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное".
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4163.htm
Вопрос к неправославным форумчанам. Вы согласны с Павлом Тогобицким, что Сисой Великий на смертном одре, излучая реальный свет, видя Христа и ангелов, пребывал в смертном грехе уныния и в состоянии пессимизма? И что данные состояния являются весьма распространенными у православных святых?
Комментарий